Последний опрос ВЦИОМ показал, что большинство родителей хотят, чтобы в школах ввели уроки о половом воспитании. Около 60% респондентов уверены, что разговоры с детьми о сексе и контрацепции можно начинать с пятого класса. Однако 27% опрошенных категорически против секс-просвета от учителей, а 68% не намерены беседовать на эту тему с детьми сами.
Петербургского учителя биологии Ольгу Щёголеву, которая пришла в программу «Хочу и буду на телеканале «78», уволили из школы при Консерватории им. Римского-Корсакова спустя три недели после трудоустройства из-за блога о сексуальном воспитании. При этом её страничка имела ограничение 18+ и была предназначена не для детей, а для их родителей.
Вести блог учитель с тремя высшими образованиями — биолога, педагога и семейного психолога — начала около полутора лет назад. На его создание её подтолкнул пятилетний опыт работы в школе. Общаясь с учениками, Ольга поняла, что они сталкиваются с большим количеством сексуальных проблем и не знают, к кому обратиться с ними.
— Девочки не знают о менструальном цикле, о том, как он устроен. В 16-17 лет начиная половую жизнь, они делают катастрофические ошибки для своего здоровья. Например, залезают в интернет и узнают, как избавиться от нежелательной беременности — «проспринцуйтесь уксусом, засуньте в себя лимон, полежите в горячей ванне», — пояснила Ольга.
Чтобы подобные ситуации не возникали, педагог в своём блоге учит родителей как разговаривать с детьми на интимные темы, рассказывает о болезнях, передающихся половым путём, и контрацепции. При этом на уроках биологии, которые Ольга вела с пятого по девятый класс, она не отклонялась от установленной учебной программы. Ведь в России с 2012 года действует закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». По нему все сведения, которые могут травмировать ребёнка, разделены на категории до 6 лет, 6+, 12+, 16+. В данном законе есть положения, касающиеся и полового воспитания.
— Он не запрещает сексуальное образование, потому что к нему есть поправки, по которым педагоги, психологи и медики могут давать любую научную информацию детям в любом объёме. Но я ничего не несла в школу, преподавала биологию по программе, делила свою жизнь — на соцсети и работу, — поделилась учитель.
Как семейный психолог Ольга занималась частной практикой, работая по запросам родителей. Также женщину для проведения лекций периодически приглашали классные руководители из других школ. Перед началом занятий по секс-просвету родители ребят подписывали информационное соглашение на работу с психологом.
Помимо осознания важности полового воспитания и ведения секс-блога Ольгу Щёголеву от других учителей отличало ещё несколько моментов. Для построения доверительных отношений с учениками она разрешала им называть себя как по имени отчеству, так и просто по имени — Ольга. Также на уроках биологии ребята могли пить любые безалкогольные напитки от лимонада до чая.
— У меня более свободный подход к преподаванию, к общению с детьми, потому что я считаю, что доверие и принятие детей — это очень важно, — отметила женщина.
Кроме того, педагог разрешала школьникам выходить в уборную без спроса, но с чётким правилом — один вернулся, другой пошёл. При этом дети не пользовались доверием учителя, чтобы прогулять урок, а относились к данной возможности с благодарностью. Ведь у некоторых ребят могут быть заболевания, которыми они не хотят делиться, объясняя свои частые отлучки в туалет.
— Во взрослом коллективе, в опен спейсе поднять руку и отпроситься в туалет — ну это же абсурд. Это унизительно. И для детей это тоже унизительно. И я как психолог понимаю, что так не должно быть, — подчеркнула Ольга.
Такой подход к преподаванию, когда ребёнок воспринимается как полноценная личность, вызывал уважение и доверие детей. Полученным опытом восторженные ребята активно делились с другими учителями, которые вместо одобрения выбирали путь зависти и доносов.
Через три недели после трудоустройства в новую школу Ольгу на разговор вызвал директор. Сначала беседа коснулась позиции по процессу обучения, а затем и секс-блога для взрослых. По мнению героини, на её жизнь в социальных сетях могли пожаловаться родители детей, у кого она вела уроки дистанционно. Поскольку взрослые не были знакомы с новой учительницей лично, они и начали искать её профиль в Instagram. А наткнувшись на блог о секс-просвещении были шокированы. После гневных сообщений родителей директор и поставил ультиматум Ольге.
— Директор сказал, что моя деятельность не совместима для их школы. Я могу либо остаться и закрыть блог, либо уходить. Я выбрала уходить, потому что блог веду давно и вкладываю в него много сил — читаю и перевожу научные статьи, — поделилась героиня.
Поскольку в резюме Ольги было указано, что она занимается сексуальным образованием, ведёт частную практику со взрослыми и состоит в двух ассоциациях России по половому воспитанию, такая позиция руководителя удивила её.
— Полтора года я общаюсь с очень развитыми людьми, у которых нет проблем с сексуальным образованием. И я, если честно, забыла уже, что бывают другие люди. Кажется, что все такие же — образованные, — отметила женщина.
По словам психолога Марии Эрлих, определённые отпечатки на современное образование накладывает система советской школы. Многие проблемы детей не просто остаются без внимания, а намеренно замалчиваются, притом как педагогами, так и родителями.
— Это приводит к тому, что дети попадают в сложные ситуации — переписка с педофилом, отправка фото в нижнем бельё. У родителей есть установка — исполнится 16, мы с тобой и поговорим. Но ещё в начальной школе кто-то из детей что-то увидел, прочитал, они начинают обмениваться информацией, которая не всегда корректна, — отметила Мария Эрлих.
Она также заявила, что уже с пятого класса в школах нужно секс-просвещение. Важно объяснить детям, что есть хорошие прикосновения, а есть плохие — нельзя взрослым, а тем более чужим людям позволять дотрагиваться до определённых мест. Все эти понятные истины нужно обсуждать с детьми.
— Только доверительные отношения с родителями вызывают большую защищённость детей от сексуального насилия. Секс-просвет — только про это. Не про практики, а про доверительные отношения, — подытожила героиня программы Ольга.
Комментируя увольнение Ольги Щёголевой, директор другой петербургской школы Юлия Ачкасова была категоричнее. На её взгляд, педагог должен тщательно скрывать личную жизнь, происходящую за стенами школы, и вести только закрытые блоги.
— Профессия учитель накладывает отпечаток на нашу деятельность. К сожалению, а может и к счастью, такое есть. Кто-то консервативно относится, кто-то либерально, но в целом, когда закрытый блог — веди, что хочешь, но так, чтобы об этом никто не знал. Анонимность — она доступна, — заявила женщина.
Такой же позиции придерживалась и директор петербургской школы №630, которая вынудила 23-летнюю учительницу уволиться из-за ведения Тик-Тока и «компрометирующих» видео в Instagram. Оказалось, директору не понравилось, что на одном из роликов девушка с мужем, облачившись в банные халаты, танцевала медленный танец под романтическую музыку. Осталась без работы и петербурженка Любовь Фролова, которую во второй раз уволили из школы из-за блога в Twitter «Владычица пивная».
Видеоролик лишил работы и учителя 545-й школы в Сестрорецке. После экспрессивного чтения стихотворений Есенина педагог не смог вовремя выйти из хулиганского образа и, комментируя строчки классика, произнёс слово «жопа». Ученики сняли сцену на видео. Через некоторое время учителя пригласили к директору, где заявили об увольнении.
За фото в купальнике в соцсетях уволили из школы и омскую учительницу. В свободное от работы время педагог выступала моделью «плюс сайз» и снялась, как показалось администрации образовательного учреждения, в слишком вызывающей фотосессии в стиле пин-ап.
Так может ли учитель свободно вести соцсети за стенами школы? Где проходит граница личной жизни и работы для педагога? Эти вопросы, также как и введение в школах уроков по половому воспитанию, остаются открыты.