Культура
14:1510 января 2022

Мартиролог в уме: 5 исторических домов на грани потери по итогам 2021 года в Петербурге

Весна 2021 года запомнилась петербуржцам сильнейшим пожаром в здании-памятнике «Невская мануфактура», построенном в XIX веке. 78.ru опросил градозащитников и экспертов, какие еще исторически важные потери понес Петербург в 2021 году.
Фото: пресс-служба ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу

Ушедший 2021 год ознаменован для россиян кампанией по массовой вакцинации от COVID-19, необходимостью получения QR-кодов после прививки. Петербург наконец-то принял ПМЭФ и матчи Евро-2020. В то же время за эти 12 месяцев на фоне всем очевидной пандемийной повестки и корректировки ограничений то в силу послаблений, то ужесточения, город продолжал нести исторически важные потери. 78.ru попросил градозащитников «Живого города», петербургского отделения ВООПИиК и экспертов составить топ-5 зданий-памятников, которые серьезно пострадали в 2021 году.

Раз в десятилетие, штраф на миллион

На первое место все опрошенные поставили сильнейший пожар в апреле 2021 года на «Невской мануфактуре», здании-памятнике, построенном в XIX веке англичанином Джеймсом Торнтоном и разместившем здесь фабрику Товарищества шерстяных изделий. Здесь с 1841 года осуществлялось суконное и одеяльное производство. В 1918-м фабрику национализировали и переименовали в «Комбинат тонких и технических сукон им. Тельмана». Привычное для горожан имя «Невская мануфактура» здание получило в 1992 году.

Огонь, вспыхнувший 12 апреля, на Октябрьской набережной, 50 тушили в течение нескольких суток, сгорели десятки производственных и торговых помещений, погиб одень человек, и пять пострадали. Буквально на следующий день, 13 апреля, пожаром заинтересовался Следственный комитет РФ. По факту произошедшего было возбуждено уголовное дело (ч. 2 ст. 238 УК РФ «выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекших по неосторожности смерть человека»).

Губернатор Петербурга Александр Беглов в этот же день, 13 апреля, призвал восстановить памятник и подчеркнул, что на данной территории по федеральному законодательству новое строительство невозможно.

На версии с умышленным поджогом с целью возведения жилья в перспективе настаивали градозащитники, до сих пор называющие пожар одной из главных потерь последнего десятилетия.

КГИОП 20 апреля 2021 года потребовал от собственника объекта АО «Невская мануфактура» в судебном порядке восстановить здание. На комплекс противоаварийных работ отводилось полгода, на реставрацию — 48 месяцев. Поначалу собственник согласился, но затем дело завязло в судах. В сентябре компанию оштрафовали на 1 млн рублей.

А в самом конце декабря Невский районный суд Петербурга в очередной раз привлек к административной ответственности АО «Невская мануфактура» и остановил ее деятельность на 90 суток, то есть, фактически, до конца апреля 2022 года.

Фото: пресс-служба ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
Фото: пресс-служба ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу

Как отмечают в пресс-службе КГИОП, в настоящее время объект находится в неудовлетворительном состоянии: обрушена кровля, межэтажные перекрытия и частично лицевой фасад западного корпуса. В декабре 2021 года ведомством по заявлению ООО «ПСБ «Жилстрой»» выдано разрешение на проведение научно-исследовательских и первоочередных противоаварийных работ, что сейчас и реализуется.

То бомжам, то молодежи

Второй ключевой потенциальной утратой для Северной столицы градозащитники считают доходный дом в стиле модерн польского архитектора Мариана Лялевича на Розенштейна, 39. Здание возвели в 1902—1904 годах рядом с заводом «Красный треугольник». Примечательно, что сам Мариан Лялевич был в чем-то коллегой современным градозащитникам. Он в свое время входил в общество по охране памятников.

Здание признали аварийным в 2006 году, расселили в 2009-м, после отъезда жильцов в комнатах сначала создали сквот, а потом дом облюбовали бомжи.

Смольный неоднократно пытался выставить объект на торги. Как уточнили в пресс-службе Комитета имущественных отношений, аукционы по продаже здания проводились в 2017—2018 годах девять раз. Все торги были признаны несостоявшимся в связи с отсутствием заявок.

Теперь экс-глава Жилищного комитета Валерий Шиян рапортовал о готовности отремонтировать дом для переселения молодых семей, но этого также не случилось.

Фото: wikimapia.org/anmazarin
Фото: wikimapia.org/anmazarin

В ноябре этого года в здании произошел пожар, который тушили свыше десяти часов. В операции участвовали более 100 человек и 30 единиц техники. Пожаром заинтересовалась городская прокуратура.

В КИО опасения градозащитников о дальнейшей судьбе объекта готовы развеять. Как отмечают в ведомстве, для многострадального дома в Единый государственный реестр недвижимости были внесены изменения, назначение здания изменили на «нежилое».

— Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», которому было предложено здание, сообщил о заинтересованности в его предоставлении для нужд организации. КИО в конце ноября 2021 года издал распоряжение о передаче объекта университету в безвозмездное пользование, проект договора с университетом уже подготовлен. До момента передачи здания новому пользователю его содержание обеспечивается районной администрацией, — сообщили в пресс-службе ведомства.

Дача с привидениями, жильцами, но больше без башни

Историческую деревянную дачу Кривдиной в Сестрорецке на пересечении улиц Садовой и Григорьева у петербуржцев иногда было принято называть «домом с привидениями», но сюда до лета 2021 года водили экскурсии. Посетителей привлекала затейливая башня здания в стиле модерн постройки начала XX века. Сам дом, названный в честь его первой жительницы, местной учительницы Веры Кривдиной, считался всегда изюминкой Сестрорецка.

До обрушения/ Фото: citywalls.ru
До обрушения/ Фото: citywalls.ru

В советские времена здесь жили работники дома отдыха «Сестрорецк», но дача постепенно разрушалась. В ходе реорганизации пансионата и продажи его имущества в 2006 года контроль над ним и де-факто жилым домом получило некое ООО «Норд Отель». Оно попыталось расселить жильцов, чтобы начать реставрацию, но одна многодетная семья переезжать категорически отказалась. В итоге в 2017 году компания уже попадала под пристальное внимание КГИОП, ведь восстановление так и не стартовало. Компанию оштрафовали с учетом неустоек на сумму в 900 тыс. рублей.

В ночь на 31 июля 2021 года историческая башня обрушилась, не выдержали перекрытия. Впрочем, никто из жильцов хотя бы не пострадал.

На место происшествия прибыл лично глава КГИОП Сергей Макаров, как сообщала тогда пресс-служба ведомства. Комитет посчитал нужным подать заявление в ОМВД России по Курортному району о преступлении, предусмотренном ст. 243 (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия) и ст. 243 п. 1 УК РФ (нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия).

Как добавили в пресс-службе КГИОП, также в отношении собственника составлен протокол об административном нарушении, который сейчас находится на рассмотрении в Куйбышевском районном суде. Свои проверки начали прокуратура Курортного района и ГСУ СК.

— В настоящее время на объекте завершены первоочередные противоаварийные работы. По имеющейся информации, идет разработка проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, — рассказали в ведомстве.
Ноябрь, 2021/ Фото: citywalls.ru
Ноябрь, 2021/ Фото: citywalls.ru

Теперь градозащитники опасаются, что дача придет совсем в аварийное состояние, жильцы съедут, а частный собственник даже если каким-то чудом проведет реставрацию, то уж точно проводить экскурсии больше не станет.

А межевание и ППТ и ныне там

О непростой судьбе исторического доходного здания на Черняховского, 56 (его еще именуют домом Сабаевых-Замятиных) 78.ru уже рассказывал. Трехэтажное кирпичное строение возвели себе в 1875 году три брата, зажиточные крестьяне-ямщики из Тосно.

В 90-е годы прошлого века дом расселили, из него уехали последние жильцы. Объект хотели отправить на реставрацию, но планы так и остались на бумаге. Зато его выкупила частная фирма-инвестор, она же надстроила сверху мансарду. Но что-то пошло не так. Здание изъяли в собственность города для государственных нужд.

В 2008-м дом признали аварийным, тогда же на соседнем примыкающем участке на Черняховского, 58 снесли доревалюционные флигеля, превратившиеся в итоге в пустырь у сада Сан-Галли, и решили объединить наделы.

С тех пор дом был заброшен и медленно разрушается, в нем с завидным постоянством происходят то мелкие, то крупные возгорания. Последнее из них произошло 24 ноября, хотя градозащитники утверждают, что это далеко не первый случай даже в 2021-м году.

Фото: vk.com/chern56
Фото: vk.com/chern56

У чиновников существовало множество планов, как вернуть здание в оборот. Здесь изначально хотели создать школу-интернат и гостиницу при центре художественной гимнастики «Жемчужина», но организация в итоге отказалась. Потом речь зашла о физкультурно-оздоровительном комплексе, для которого даже подготовили макет.

Затем стало известно, что дом могут передать фонду «Санкт-Петербургский центр современной академической музыки „Ремузык.орг“». Но все эти проекты всегда упирались в то, что для объединенных участков никто не хотел проводить за свой счет проект межевания и готовить ППТ.

В мае 2021 года в КГА 78.ru сообщали следующее: «осуществляется подготовка документации по планировке вышеуказанной территории, включающей испрашиваемый земельный участок. До настоящего времени подготовленная документация на рассмотрение в Комитет не предоставлялась. Срок завершения подготовки документации — 15 сентября 2021».

В декабре в ведомстве кратко прокомментировали: по данной территории ППТ не утвержден и не разрабатывается. Это значит, что дом будет разрушаться и дальше.

Не памятник и был?

Двухэтажную деревянную дачу Кондратьевых в неорусском стиле в Сестрорецке на углу Парковой и Ботанической улиц чиновники КГИОП официально памятником не считают по причине поздних изменений.

Фото: wikimapia.org/Synoptic
Фото: wikimapia.org/Synoptic

С дачей Кривдиной здание роднит то, что объект в позднесовесткий период был одним из корпусов пансионата «Сестрорецк», контроль над которым, напомним, получило уже упоминавшееся ООО «Норд Отель».

Затем в конце нулевых дом стал корпусом отеля «Скандинавия». Местные активисты даже проводили одиночные пикеты, чтобы строение признали памятником. В середине декабря на даче случился пожар.

Добавим, что в материал не включены многострадальный дом Бассевича и Конюшенное ведомство, так как история с ними тянется уже долгие годы. В доме Бассевича также в 2021 году происходили пожары и его состояние продолжает ухудшаться, а ключевые решения по-прежнему не принимаются. Нет их и для Конюшенного ведомства, где на площади зато появился городской каток.

ПамятникиРеставрации
Новости партнеров