Прямой эфир

С новыми тарифами и ценами: как подорожает жизнь петербуржцев с 1 января 2022 года?

Светлана Коваленко
2 января 2022, 15:32
К тому, что с 1 января стабильно дорожает проезд на общественном транспорте, петербуржцы уже привыкли. Но пандемия третий год подряд рискует продолжить накалять цены буквально на всё: еду, одежду, автомобили, жильё.
Фото: Aleksander Polyakov/globallookpress.com

Индексация тарифов на проезд в общественном транспорте Петербурга с 1 января в допандемийные годы проводилась городскими чиновниками на постоянной основе. К этому многие были морально готовы. Выходом для горожан стал «Подорожник», позволяющий всё-таки немного экономить. Теперь к нему для жителей Северной столицы прибавились новые механизмы. Но пандемия в последние два года слишком резко разогнала цены даже на те товары, которые пусть и дорожали со временем, но не такими стремительными темпами. С приходом в Россию в декабря 2021—го нового штамма коронавируса «омикрон» становится очевидно, что для горожан, как и россиян, непростые времена только продолжатся. 78.ru опросил экспертов, что ещё, кроме проезда, подорожает в 2022-м году и насколько.

Стимул пойти в банк или оформить ЕКП

Понятие «гостевой тариф» чиновники ввели несколько лет назад. Под этим термином они подразумевают жетоны в метро и разовые проездные билеты в наземном общественном транспорте. Их покупают в основном гости Северной столицы, многие горожане от такой практики давно отказались. Так, по данным комитета по транспорту Смольного, по разовым проездным совершается лишь 14,5% всех поездок.

Фото: пресс-служба Петербургского метрополитена
Фото: пресс-служба Петербургского метрополитена

Тем не менее, с 1 января 2022 года жетоны в подземке подорожают на 5 рублей: с 60 до 65 рублей. Билеты на наземном транспорте вырастут в цене также на 5 рублей: с 55 до 60 рублей.

Для тех горожан, кто использует «Подорожник», проезд на метро подорожает на 4 рубля: 45 рублей в метро и 40 рублей в трамваях, автобусах, троллейбусах. Но в случае именно наземного транспорта такие цены будут действовать до 1 апреля 2022 года, до старта перехода на новую транспортную модель, о которой 78.ru подробно рассказывал. С этого момента в городе планируется ввести пересадочный тариф «60 минут». По нему стоимость первой поездки составит 40 рублей, второй — 10 рублей, третья и последующие поездки будут бесплатны для пассажира.

Сэкономить помогут банковские карты с платежной системой «Мир». При их использовании стоимость поездки в метро в 2022 году останется 44 рубля и 41 рубль при оплате токенизированной банковской картой.

Дешевле всего проезд обойдется по Единой карте петербуржца (ЕКП). При использовании её приложения он обойдётся в 35 рублей. При оплате непосредственно самой ЕКП затраты составят 31 рубль.

Как отмечают в СПБ ГКУ «Организатор перевозок», стоимость предоплаченных месячных проездных билетов (автобусный, комбинированный, на метро и единый) и повременных (билет на 90 минут, суточные билеты) будет увеличена на 4%. На столько же в цене вырастут проездные для школьников, студентов, пенсионеров и льготников.

Фото: пресс-служба СПб ГУП
Фото: пресс-служба СПб ГУП "Горэлектротранс"

Отметим, что с ростом тарифов на проезд в общественном транспорте, как правило, поднимаются расценки и в городских маршрутках. По словам генерального директора компании «Третий парк» Кирилла Дьяковского, пока такие планы по росту стоимости не рассматриваются. Но опять же, напомним, что с 1 апреля с городских улиц маршрутки начнут исчезать. С 15 июля, окончательного этапа новой модели, их вообще не останется в городе.

Охота на «зайцев»

АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» с 1 января поднимет штрафы для «зайцев». Их накажут рублём в обычных электричках в городе на сумму в 1075 рублей, а в Ленобласти — в 1390 рублей. В «Ласточках» уже придётся раскошелиться на 1250 рублей в Петербурге и на 1580 рублей — в 47-м регионе. В электропоездах «Комфорт» штрафы также подрастут до 1100 рублей в городе и 1450 рублей в Ленобласти.

— Согласно уставу железнодорожного транспорта РФ, размер штрафа составляет 50-кратную величину от стоимости билета на взрослого пассажира на расстояние 10 км. Штраф устанавливается в зависимости от территории, где поймали безбилетника, — поясняют в компании.

Кроме того, в Ленобласти подорожает и сам проезд. В обычных электричках плата за проезд составит 38 рублей за первые 14 км и 2 рубля 78 копеек за последующий километр. Ездить дороже станет и на «Ласточках» — до 44 рублей за первые 14 км, а каждый последующий километр обойдётся в 3 рубля 16 копеек.

Фото: пресс-служба АО
Фото: пресс-служба АО "СЗППК"

Также в 47-м регионе вырастут в цене и абонементы.

— Оформление абонементных билетов будет доступно с 3 января 2022 года. Подробно с информацией о стоимости абонементных проездных документов вы можете ознакомиться на станциях и вокзалах, а также на сайте компании, — отмечается в сообщении организации.

На фоне неурожая и мировых цен

Как считают финансовые аналитики, в 2022 году продолжится рост цен на ключевые для петербуржцев и многих россиян продукты. По словам инвестиционного стратега «БКС Мир инвестиций» Александра Бахтина, заметнее других могут подорожать хлебобулочные изделия, картофель, овощи, крупы.

— Стоимость хлеба в значительной степени зависит от цен на электроэнергию. Кроме того, в I квартале 2022 ожидается пиковый рост цен на пшеницу. Её урожай в России и Канаде в текущем году оказался хуже прогнозов, высокий спрос при ограниченном предложении неизбежно ведёт к росту ценников на конечную продукцию. Удорожание картофеля также связано с плохой урожайностью. Свою лепту в начале 2022 внесут и расходы на хранение, — пояснил эксперт.

В отношении круп Александр Бахтин готов успокоить: в 2021 году был выращен достаточный объём гречки, риса и других круп, однако расходы производителей на топливо, удобрения, оплату труда ощутимо растут, что отразится на темпах роста цен на конечную продукцию.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com
— Также в группе ценового риска в будущем году находится молоко, это связано с наблюдаемым снижением объёма выпуска, что в свою очередь вызвано удорожанием кормов и содержания крупного рогатого скота в целом, — добавил аналитик.

Руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «ФИНАМ» Ольга Беленькая отмечает, что в будущем году ситуация с ценами на продовольствие может оставаться сложной на фоне рекордных цен на газ и электроэнергию в Европе. Выросшие затраты на эти ресурсы могут привести к сокращению производства удобрений, комбикормов и росту их стоимости, что будет переноситься и в цены сельскохозяйственной продукции.

Вместе с тем, по словам Ольги Беленькой, в последнее время наметилось снижение цен на свинину в России и, с учётом предложения Минсельхоза разрешить в рамках квот беспошлинный импорт говядины и свинины в будущем году, увеличение предложения этих товаров на внутреннем рынке может оказать дезинфляционное влияние на их цены.

Гибель для индустрии?

Отметим, что темы, связанные с повышением цен на хлеб, всегда особенно болезненно воспринимались в Петербурге. Совладелец «Теремка» Виталий Свидовский признаёт, что с ноября 2021 года есть тенденция по устойчивому росту цен на сырьё для хлебобулочных изделий.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
— Нельзя сказать, что динамика скачкообразная, но речь идёт примерно о постоянных 1—2%, — пояснил он.

В компании Fazer открыто признают, что повышение цен всё-таки будет. Там подчёркивают, что 2021 год был непростым годом для хлебопекарной индустрии.

— Беспрецедентный рост всех компонентов себестоимости хлеба вынуждает нас повышать отпускные цены в следующем году. Но, к сожалению, повышение в следующем году не компенсирует потери, которые мы несём в связи с двузначным ростом цен на сырьё, материалы и логистику. Официальные данные по «входной инфляции» для производственных предприятий составляли 35% уже к середине 2021 года. К этому добавляется проблемы с урожаем зерновых. Не повышение отпускных цен в таких условиях означало бы гибель для индустрии. Конкретные проценты будущих повышений цен мы публично освещать не планируем, чтобы не оказывать никакого влияния на рынок, — заявили в пресс-службе компании.

Удар по премиальным брендам

Генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс отмечает, что на одежду и обувь усреднённый рост цен будет не менее 10%. Кроме удорожания самого сырья (хлопок, древесина, нефть, газ) эксперт обращает внимание на рост стоимости транспортировки, не только контейнерной из Китая, но и авиа, и морских. Частично, причина здесь заключается в карантинных вспышках, частично, в стоимости топлива. Кроме того, к удорожанию таких товаров приведёт внедрение процесса маркировки, наносящему удар «серому рынку» с его низкими ценами.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

По словам Анны Лебсак-Клейманс, прогнозировать динамику роста цен можно приблизительно, исходя из опыта прошлых инфляций.

— Наиболее быстро и резко растут цены на премиальный сегмент товаров: возможен рост от 25—30% и выше. Более сдержанно на бренды среднего сегмента в пределах — 20—25%. На одежду и обувь в массовом сегменте, относительно других сегментов, цены растут сдержанно и постепенно, так как потребители крайне чувствительны к малейшим изменениям цен. Ритейлеры будут стараться по возможности не перешагнуть планку в 10—20%, — пояснила она.

Прогноз усреднённого показателя роста цен на одежду и обувь по всем ценовым сегментам на следующий год: 15—25%.

Как успокаивает руководитель группы компаний «буду Мамой» Роман Ротблат, «в отличие от строительных материалов и жилья, цены на одежду и обувь не могут подскочить резко в два раза, но стоит ждать 20% роста стоимости на такие товары».

По его словам, вероятнее всего, ритейлеры поднимут цены на качественную и натуральную верхнюю одежду. Вещи в стиле casual (джинсы, футболки, толстовки) подорожают в меньшей степени.

— Понятно, что будет подорожание на всё, особенно те товары, для изготовления которых используется хлопок. С ним тоже возникли проблемы ещё в 2021 году, — пояснил Роман Ротблат.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Почему машины на авторынке Петербурга в 2022 году будут дорожать, 78.ru подробно объяснял.

Не такими бешеными темпами?

Согласно последним аналитическим исследованиям Национальных кредитных Рейтингов (НКР), в 2022 году вырастут ставки по ипотеке и опять взлетят в цене «квадраты» в новостройках. Отметим, что в два пандемийных года жильё в Петербурге ставило рекорд за рекорд по росту стоимости как на первичке, так и на вторичном рынке. Согласно мнению экспертов НКР, ставки новых выдач ипотеки превысят 9% уже по итогам первого полугодия 2022 года, то есть, почти приблизятся к уровню второй половины 2019 года.

С этим мнением полностью согласны петербургские эксперты, надеющиеся, что галопирующего роста цен на квартиры, как в предыдущие годы, всё же не будет.

Генеральный директор агентства недвижимости ПРАЙД ГРУПП Алексей Бондарев даёт прогноз вилки ожиданий по ипотечным ставкам от 10 до 15%.

— В целом ЦБ ставкой как раз и пытается отрегулировать процесс инфляции, но это долгая история и, по прогнозам Эльвиры Набиуллиной, мы придём к снижению ставки до 5—6% не раньше середины 2023 года. А пока затягиваем пояса. Экономике нужно развиваться, а Центробанку сдерживать рост экономики высокими ставками. Причём в этой истории оба участника, и бизнес, который раздувает инфляцию, способствую повышению ставки, и ЦБ, который повышает ставки, чтоб остудить бизнес, являются протагонистами, — поясняет он.

По словам Алексея Бондарева, рынок новостроек в 2022 году останется дефицитным. Это приведёт в тому, что цены будут расти не столь стремительно, как в 2020-м и 2021-м годах, но «квадрат» подорожает в городе на 15—20%.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Примерно аналогичным прогнозом по жилью готов поделиться генеральный директор агентства недвижимости ДАРКО Юрий Загоровский. По его словам, ставка по ипотеке может вырасти от 9,5 до 11%.

Что не подорожает или вырастет в цене позже?

В 2022 году на прежнем уровне 2021 года для петербуржцев останутся размеры взносов на капремонт. В зависимости от типа дома и даты постройки суммы будут варьироваться в пределах от 11 до 12 рублей за 1 "квадрат" общей площади. Как заверяют чиновники, не придётся горожанам и больше платить за вывоз бытовых отходов в связи со стартом с 1 января мусорной реформы. Затраты на эти цели в квитанциях переместятся из жилищных услуг в состав коммунальных. А сама квартплата вырастет в среднем на 3,9%, но по традиции с 1 июля 2022 года.

Как сообщили в пресс-службе «Магистрали Северной Столицы» (оператор ЗСД), пока решения о корректировке тарифов в сторону увеличения с 1 января не приняты. Но, скорее всего, этого не произойдёт, так как компания уже увеличивала расценки в ноябре. Не изменятся практически и тарифы на эвакуацию автомобилей.

Примечательно, что с 1 января пользование общественными туалетами в Петербурге станет бесплатным.