Общество
10:0820 декабря 2021

Большой Смоленский мост: каким он будет, зачем нужен и что станет жертвой проекта?

К 2028 году в Петербурге должен появиться новый разводной мост — самый широкий в городе. Большой Смоленский мост соединит Невский и Красногвардейский районы, от створа улицы Коллонтай до Большого Смоленского проспекта. В чём плюсы и минусы проекта?
Фото: пресс-служба АО «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург»

Мост в генплане: наследие СССР

Внушительное расстояние без переправы между мостами Александра Невского и Володарским — около 6 км — ещё в середине прошлого века не давало покоя городским архитекторам. Новый мост здесь как будто так и просится… Но на его пути, как это часто случается в исторических районах города, лежат дореволюционные здания.

Впрочем, в этот раз они не стали помехой. На заседании Совета по сохранению культурного наследия было решено, что ради переправы дореволюционные здания можно и потеснить. О необходимости строительства этой переправы ещё в сентябре заявил в эфире телеканала «78» губернатор Петербурга Александр Беглов:

— Большой Смоленский мост очень нужен жителям Невского и Красногвардейского районов. Его очень ждут почти 800 тыс. человек. Необходимость в нём, если мне память не изменяет, возникла ещё в 70-х годах 20-го века.

Об этом рассказал подробнее Леван Харазов, гендиректор ООО «БКН инжиниринг», занимающегося проектированием нового разводного моста. По его словам, впервые концепция Большого Смоленского моста была представлена в генеральном плане 1947—1948 годов, разработанном под руководством главного архитектора Ленинграда Николая Баранова, спроектировавшего в своё время Финляндский вокзал и Петровский стадион.

Фото: пресс-служба администрации Красногвардейского района
Фото: пресс-служба администрации Красногвардейского района
— Если брать следующий генплан, который был утверждён в 1987 году, когда Ленинград активно развивался, здесь тоже в проекте глубоко проработана сама развязка со стороны восточного берега — это пересечение Дальневосточного проспекта с улицей Коллонтай, Союзным — они были прорисованы ещё в 1987 году. Таким образом, большая часть решений была заложена в 1948 году и доработана в 1987.

По словам Харазова, и в генплане 2005 года были сохранены и закреплены «все предыдущие решения главных архитекторов и разработчиков Генерального плана Ленинграда и Санкт-Петербурга».

Недостающая деталь транспортного скелета города

Для чего нужен мост в створе улицы Коллонтай? По словам гендиректора компании, занимающейся его проектированием, это необходимая деталь в сложном механизме транспортной сети города, который без неё остаётся неполноценной.

— Санкт-Петербург, как и большая часть городов, изначально строится по принципу лучевой схемы с точки зрения организации основных транспортных потоков: исторический центр и вылетные магистрали, которые выходят (за пределы города), — рассказал Леван Харазов. — Наш город не является исключением из этого правила. Но, учитывая огромную акваторию Невы, мы не имеем ярко выраженных радиальных кольцевых магистралей, которые позволяют перемещать эти транспортные потоки между лучами.

Кольцевая автодорога и ЗСД, а в планах также Широтная магистраль скоростного движения (Восточный скоростной диаметр) составляют транспортный каркас города. КАД и так называемые дуговые магистрали города помогают транспорту перемещаться из центральных районов на те самые «вылетные» магистрали, и далее — в область. Но дуговая магистраль, включающая Благодатную улицу и Салова, проспекты Энергетиков и Северный «не работает полноценно из-за отсутствия моста в створе Большого Смоленского проспекта и улицы Коллонтай и подходов к нему», считают представители компании-проектировщика.

Благодатная улица/ Фото: wikimapia.org/UZUMIMW
Благодатная улица/ Фото: wikimapia.org/UZUMIMW

Помимо этого, планируется продолжить проспект Энергетиков, создать на нём развязки в стороны улицы Руставели и Союзного проспекта, а также создать переход через железнодорожные пути в створе улицы Салова и Большого Смоленского проспекта.

Строительство самого моста запланировано на 2025 год, на втором этапе строительства, к 2028 году, будет создана транспортная развязка с Дальневосточным проспектом и улицей Коллонтай и переподключение трамвайных путей на правом берегу Невы. Ввод в эксплуатацию всего комплекса намечен на 2028 год.

Новая трамвайная линия — один из «бонусов» моста:

— По просьбе Комитета по транспорту была проработана отдельная линия возможного расположения трамвайной линии, — рассказал Леван Харазов. — Вся территория с правой стороны набережной — промышленные районы, которые в скором будущем будут подвержены серьёзной реновации. Трамвайная линия обеспечит доступность и вывоз пассажиропотоков к основным станциям метрополитена. Здесь 800 тыс. человек, с точки зрения перспективной застройки это число может увеличиться до 1,1 млн человек в районе потенциального строительства моста.

Лёгкий, воздушный и не закрывающий виды

Каким же будет Большой Смоленский мост?

— Это будет самый широкий мост в Петербурге в наше время, который является разводным: его ширина — 37,4 метра, — рассказал гендиректор проектирующей компании. — Ширина тротуара — 3 метра, с одной стороны будет организовано велосипедное, с другой — пешеходное движение.
Фото: пресс-служба администрации Красногвардейского района
Фото: пресс-служба администрации Красногвардейского района

Общая длина моста составит 2,2 км. Впрочем, с учётом всех съездов и примыканий эта цифра оказывается значительно больше: общая длина дорожного полотна составит 8,8 км. Длина самого мостового пролета, согласно плану, — 484 метра.

— Мост (будет) лёгкий, воздушный, — рассказал гендиректор ООО «БКН Инжиниринг». — Наши коллеги использовали хороший приём, совместив классическую петербургскую арочную структуру пролётных конструкций, но, при этом, занизив опорные колонны. Опорные колонны сделаны менее массивными, единственные две основные колонны, в которых механизм разводки моста, представляют более серьёзные конструкции.

Колонны с разводным механизмом будут обыграны как будки обслуживания: их внешний вид «отсылает к облику Благовещенского моста». Арки моста планируется сделать «ажурными», дабы вся конструкция не заслоняла вид на Финляндский железнодорожный мост.

Единственная проблема во всей этой красивой схеме — восемь исторических зданий, которые расположились на пути строительства. Правда, Игорь Пасечник, архитектор и директор ООО «НИиПИ «Спецреставрация», заявил:

— Объекты культурного наследия, памятники в данной схеме никак не пострадают.

Восемь кирпичных жертв

Восемь исторических объектов вдоль проспекта Обуховской обороны, которые мешают строительству моста, нужно просто принести в жертву. Эти здания, построенные до 1917 года, было предложено снести, внеся соответствующие изменения в текст новой редакции закона Санкт-Петербурга № 820-7 «О границах объединённых зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга…». Ситуация в данном случае ровно та же, что и с историческими зданиями Кокоревских складов, лежащих на пути нового терминала ВСД. Но, если в случае со складами было решено отложить решение и ещё немного хорошо подумать, то в данной ситуации даже градозащитники решили, что эти здания — не такая уж большая важность.

Фото: vk.com/ВООПИиК Санкт-Петербургское городское отделение
Фото: vk.com/ВООПИиК Санкт-Петербургское городское отделение

Речь идёт о домах №№48, 54, 56, 60, 69, 71, 44, лит. А, 68, лит. А на проспекте Обуховской Обороны. Как отметил Игорь Пасечник, эти дома отличаются тем, что, хоть по документам и являются историческими, по факту в течение XX века претерпели столько надстроек и изменений, что, в большинстве своём, почти не сохранили дореволюционного облика.

— Вот дом №48 по проспекту Обуховской обороны — это дом 1850 года постройки. Изначально это было три отдельных каменных и одно деревянное строение, — рассказал Игорь Пасечник. — На сегодняшний день мы наблюдаем здесь фактически дом, который по документам является историческим, но по факту это здание 1970 года, которое абсолютно не сохранило в себе черты первоначальных исторических зданий. Следующий дом (д.№ 54, лит. А — прим. авт.) — тоже год постройки 1870. После войны и в `70-е годы проведена глобальная реконструкция. Конечно, некоторые черты угадываются, но это абсолютно плоский фасад, который никакого архитектурного интереса не представляет.

Дом №69, лит. В 1871-го года постройки утратил весь свой «богатый декор фасада», и так далее. Особо выделяется в этом списке здание по адресу проспект Обуховской обороны, 44, лит. А — оно после пожара 2016 года уже пять лет стоит в руинированном состоянии.

Рядом располагаются и выявленные объекты культурного наследия, которые планируется сохранить, рассказал архитектор:

— Два региональных: это прокатная сталелитейная мастерская Невского железопрокатного завода, год постройки — 1864. Сейчас разрабатывается проектная документация по сохранению данного здания и приспособлению для современного использования, здесь будет торговое помещение. И Октябрьская набережная сама по себе является объектом культурного наследия, она не пострадает.

Двигаем здания, меняем законы

Архитектор Никита Явейн отметил, что единственный объект, который может представлять здесь исторический интерес, — это дом №68, лит. А. Относительно этого здания он предложил своё решение:

— Давайте перекатим его на метров 20, чтобы он вышел из створа улицы. Остальные дома — ни малейшего сомнения в том, что у них нет исторического значения, нет.
Пр. Обуховской обороны, 68 лит. А/ Фото: wikimapia.org
Пр. Обуховской обороны, 68 лит. А/ Фото: wikimapia.org

На «перекат здания» Явейн попросил 100 млн, чем вызвал улыбку руководителя Комитета по охране памятников Сергея Макарова. Глава ведомства отметил:

— Я так и знал, что вы скажете про 100 млн.

Александр Кононов, замглавы Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), предложил «перекатить» два здания из восьми: дом №60, по его мнению, также представляет интерес. В остальном же проблему можно решить проще, отметил он:

— Формально по документам здания построены до 1917 года, но по факту вряд ли у кого-то повернётся язык сказать, что это исторические здания. Я считаю, что в случае с такими объектами можно было бы решить вопрос без внесения изменения в закон, а уточняя, историческое это здание или нет. Для данного варианта этот путь предпочтительнее.

Таким образом, уточнил Кононов, вопрос можно решить «двумя способами: юридическим и технически-физическим», передвинув два дома друг к другу и уточнив историческую ценность остальных шести. Создавать прецедент, внося изменения в закон, в данном случае совсем не обязательно. Но к этой идее не особо прислушались.

На заседании Совета по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга состоялось голосование по предварительному одобрению работы по внесению изменений в закон №870-2. Большая часть участников голосования отдала свои голоса «за». Очевидно, Большому Смоленскому мосту в Петербурге — быть. Как и прецеденту, довольно опасному для архитектурного наследия города.

Муки и жалобы «жителей стройплощадки»

Однако строительство моста может создать проблемы не только градозащитникам и всем, кто пытается сберечь архитектурно-историческое богатство города. Жильцы домов, расположенных в непосредственной близости от будущей стройплощадки, жалуются на шум и «сейсмические вибрации», которые пугают их и, как они считают, угрожают сохранности их жилья.

Перевозная наб. д. 7-9/ Фото: wikimapia.org/Konstantin1556
Перевозная наб. д. 7-9/ Фото: wikimapia.org/Konstantin1556

Дело в том, что в данный момент застройщик Setl Group выполняет здесь подготовительные работы по строительству жилого комплекса. В редакцию телеканала «78» пожаловались жители домов №1 и 7-9 по Перевозной набережной:

— В территорию реализуемого проекта входят вышеупомянутые дома — дореволюционного периода постройки без какого-либо капитального ремонта, которые собирались сносить ещё в 1969 году при строительстве этого же моста. Какие-либо строительные работы в непосредственной близости от них могут привести к печальным последствиям для жильцов этих домов. В частности, на территории Невского завода им. Ленина, прилегающей к дому №1, в непосредственной близости (менее 10 м) ведутся подготовительные работы с использованием тяжёлой строительной техники по строительству жилого комплекса. Любые, даже самые незначительные сейсмические вибраций ощущаются всеми жильцами, как дома №1, так и жильцами дома №7-9. На фасаде здания появились трещины, которых до начала работ ещё не было.

Люди, живущие здесь, заявляют, что застройщик не соблюдает временной регламент, и шумные работы могут начаться в субботу в 07:30. Когда же начнётся строительство моста — всё может стать куда хуже, уверены они:

— С одной стороны будет идти стройка жилого комплекса, а с другой — моста, что приведёт к изоляции жителей от дорожной инфраструктуры района, то есть не будет подъездов к обозначенным домам, и наша жизнь превратится в ад в прямом смысле этого слова!

Мы обратились к застройщику Setl Group за разъяснением ситуации. Юрист компании сообщил, что сейчас подрядчик ООО «СК «А2» сносит нежилые дома, принадлежащие ОАО «Невский завод»: проходную, градирню, трансформаторную подстанцию и т. п. Представитель застройщика отметил:

— Демонтаж здания по адресу: проспект Обуховской Обороны, д. 38, лит. Е, расположенного в непосредственной близости от жилого дома по адресу: Перевозная набережная, д. 1, выполнялся методом ручной разборки, что исключает негативное воздействие на указанный дом. При этом, жилой дом по адресу: Перевозная набережная, д. 1, находится за пределами 30-метровой зоны возможного негативного влияния на окружающую застройку при производстве демонтажных работ в отношении иных зданий.
Фото: wikimapia.org/anmazarin
Фото: wikimapia.org/anmazarin

Тем не менее, застройщик всё же пообещал выполнить дополнительное обследование и геодезический мониторинг в отношении дома №1 по Перевозной набережной «на весь период проведения демонтажных работ». Будем надеяться, что это поможет жильцам окрестных домов. Но вот что их ждёт при строительстве моста — представить сложно…

СтроительствоЗастройщикиМосты Транспорт
Новости партнеров