Прямой эфир

Нет аналогов: что представляет собой новый реставрационный комплекс Эрмитажа

Олеся Курдюкова
14 декабря 2021, 18:20
В нём девять лабораторий станковой живописи, скульптуры, графики, драгоценных и археологических металлов, оснащённых самой современной техникой. Мастерские готовы к работе на 99%.
Фото: 78.ru

Всего пару нажатий — и новейший комплекс мойки шпалер приходит в движение. Этому оборудованию нет аналогов в России. Раньше ряд процедур специалисты лаборатории научной реставрации ткани и водоразмываемой живописи делали вручную, а теперь каждая фаза очистки древнейших текстильных памятников будет происходить в автоматическом и максимально щадящем режиме. Для каждого материала подбирается своя температуры воды.

Изначально комплекс мойки шпалер производит фотофиксацию. Это позволяет выявить ранее отреставрированные и повреждённые участки, затем промывка и химическая обработка. К любой исторической ткани это оборудование относится с особой деликатностью, отмечает завлабораторией научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи Марина Денисова.

— Вы видите рабочую плоскость, которая почти 50 квадратных метров. У нас есть огромные шпалеры, ковры. Невероятно красивые, древние, хрупкие, — говорит она.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Реставрационно-хранительный центр впервые демонстрирует новый инженерно-лабораторный корпус. Он построен на месте трехэтажного здания, которое ранее выполняло хозяйственную функцию. Теперь это девять современных реставрационных лабораторий скульптуры, графики, часов, станковой и темперной живописи.

Лаборатория научной реставрации темперной живописи — это уже вторая исследовательская площадка Эрмитажа, которая по технологическому оснащению опережает первую. Здесь специалисты будут удалять старые загрязнения, восстанавливать живописный слой памятников древнерусской и западно-европейской живописи. Каждый стол специалиста выглядит как мини-мастерская.

— Так как иногда нам приходится работать с очень летучими испарителями, растворителями, которые мы вдыхаем, — это очень вредно для здоровья. И в данном случае вот это нам очень поможет облегчить работу. И, естественно, микроскопы — они нам очень необходимы для работы, — говорит Ирина Гефдинг, реставратор лаборатории темперной живописи.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

В год специалисты лаборатории реставрации драгоценных и археологических металлов восстанавливают до 1800 исторических экспонатов. Но с новыми возможностями эксперты планируют преодолеть планку. Система лазерной сварки, очистки, резки и гравировки — всё это позволяет работать даже с драгоценными металлами, о чём раньше приходилось только мечтать. Ранее реставраторы собственноручно по несколько часов вырезали от тончайших до толстостенных деталей. Теперь это сделает новый итальянский 3D-лазер, подчёркивает завлабораторией реставрации драгоценных и археологических материалов Игорь Малкиель.

— Открывается камера, устанавливается деталь. Здесь специальный пылесос, который удаляет всё, что испаряется от металла. И мы получаем конструкцию, которая нам необходима для реставрационных работ. Например, часовые стрелки, которые требуются для демонстрации на выставке, — пояснил специалист.

Однако часть оборудования петербургским реставраторам ещё предстоит изучить. На днях они ждут коллег из европейских стран, те расскажут, как новое оборудование работает. Сейчас инженерно-лабораторный корпус завершен на 99%. В планах произвести благоустройство территории и организовать подземную автостоянку. На полную мощность научный комплекс начнёт работать в 2023 году.