Ещё в 2019 допандемийном году вклад водного туризма в мировую экономику оценивался в сотни миллиардов долларов, и только Балтика приняла свыше 6 млн туристов. Пока что круизы за рубеж по воде во многие страны для петербуржцев, как и всех россиян, остаются в основном под запретом. Но участники рынка всё же рассчитывают на скорое открытие границ, к которому рискуют «приплыть» в основном с весьма неутешительными для всех результатами: мононациональным группам, неизбежным ростом цен на путёвки и жёсткой оптимизацией расходов. Выходом из ситуации в отрасли, в том числе, видят особую ставку во въездном туризме на путешественников из азиатских стран, прежде всего, Китая.
Как отметил на деловой сессии форума Travel Hub генеральный директор The Cruise Lines International Association (CLIA) в Европе, исполнительный директор Royal Caribbean International Укко Метсола, вклад водного туризма в мировую экономику в доковидном 2019 году оценивался в 154 млрд долларов. Отрасль генерировала 420 тыс. вакансий в Европе с зарплатным фондом в 50 млрд долларов. Какие цифры приходились на Россию, Укко Метсола уточнить не смог. Но он подчеркнул, что до пандемии Балтийское море было третьим направлением по росту в Европе.
— Балтийское море важно для нас, а Петербург — ключ к нему, — заявил Укко Метсола и добавил, что все уже давно соскучились по морским путешествиям.
По его данным, в июне этого года 76% флота в Европе уже вернулось к работе, а интерес к морским круизам у населения выровнялся и фиксируется на уровне 2019 года. При этом на вопрос о готовности вакцинироваться ради путешествий 84% респондентов отвечают, что уже сделали прививку. И только 6% отвечают, что категорически не готовы к этому. Они выбирают отказ от поездки, если такое условие будет постановлено.
В ответ на это глава Комитета по развитию туризма Смольного Сергей Корнеев поинтересовался, как круизным операторам выходить из ситуации, когда на борту судна могут находиться люди из разных стран с различными прививками и сертификатами. Даже же российская вакцина «Спутник V» признана далеко не всеми европейскими странами.
Как констатировал Укко Метсола, «это отличный вопрос, но чёткого ответа на него пока нет».
— Вакцины во всех странах признаны разные, и это, конечно, создаёт проблемы. Это приводит к тому, что многие вынуждены набирать туристов из одной страны на борту своего судна. И нельзя говорить о том, что как только границы откроются, тут же всё возобновится. Отрасли потребуется время, чтобы восстановить экономику, — подчеркнул он.
Генеральный директор компании Moby SPL Сергей Котенёв согласен: в будущем на борту круизных судов ещё не скоро появятся мультинациональные компании пассажиров.
Как отметил коммерческий директор акционерного общества «Пассажирский Порт Санкт Петербург «Морской фасад» Александр Горохов, в городе до пандемии сложилась уникальная ситуация, когда 85% туристов выбирали круизы по Балтике именно из-за возможности посетить Северную столицу. При этом путешественники проводили в городе на Неве не стандартные сутки, как в большинстве европейских столиц, а в среднем два дня.
По словам Александра Горохова, в 2019 году Балтику посетили 6 млн пассажиров, это порядка 3000 судозаходов.
— Петербург принял 665 тыс. круизных пассажиров, для сравнения, для Хельсинки этот показатель составляет 604 тыс. Стокгольм принимал примерно столько же, сколько Северная столица. То есть, мы представляем 10—15% всего рынка стран Балтийского моря. Мы являемся ключевой дистинацией, к нам круизные линии хотели и хотят приходить в наибольшей степени, — подчеркнул Александр Горохов.
По его данным, из иностранцев Петербург раньше охотнее всего посещали немцы (30% от общего числа туристов), американцы (20%), англичане (10%). Меньше всего город на Неве принимал гостей из азиатских направлений (не более 1,5—2%). В этом Александр Горохов увидел потенциал в работе на будущее.
— Мы надеемся их получить и здесь на Балтике, для этого нам нужна инфраструктура порта начала и окончания круизов. К нам должна прийти круизная линия, которая скажет: «Да, мы выбираем Петербург, вот отсюда будем начинать и здесь заканчивать круизы»», — заявил он.
Потенциал азиатских туристов, прежде всего, китайцев, признаёт и Сергей Котенёв.
— По нашей компании могу сказать, что раньше интерес азиатских стран был большой. Это было около 7% наших туристов. Мы делали такие маршруты в кооперации с авиаперевозчиками. В основном это были туристы из Китая. Они пребывали в Москву, проводили там какое-то количество времени, после чего был ночной переезд в Петербург. В Северной столице они проводили день, а вечером садились на паром, экономя на гостинице, и отправлялись дальше в Финляндию, из которой улетали к себе на Родину, — вспомнил он.
Впрочем, пока что «Морской фасад» в надежде на открытие границ стремится сотрудничать с круизными линиями известных мировых брендов, например, Royal Caribbean, которые ориентированы, прежде всего, на европейских и американских потребителей. В этой сети рассчитывают открыть все направления уже в 2022 году.
На старт навигации летом следующего года надеется и Сергей Котенёв, но подчёркивает: точно никто ничего сказать не может. В его организации, которой не было в Петербурге два года, пока круизы не продают, так как не понимают возможности заходов с отечественными туристами в европейские порты.
— Как только мы услышим, какие условия выдвигаются к нам, это наличие тестов, наличие ли, может быть, сертификата о вакцинации, его признания — с этого момента мы будем готовы открывать свои продажи. Мы говорим это о начале летнего сезона, — сказал, в частности, Сергей Котенёв.
Он спрогнозировал также увеличение стоимости круизов для петербуржцев, как и всех россиян.
— Мы связываем рост стоимости туров для российского потребителя с серьёзным увеличением курсов евро и доллара к рублю. Большая часть наших расходов зафиксирована в иностранной валюте, суда находятся под иностранными флагами. Сюда наслаивается общемировой рост цен на топливо, на продукты питания. Мы будем стараться работать с разными аудиториями Даже в 2019 году мы прибегали к практике так называемого палубного билета, то есть, «сидячего места». Этот билет по цене был сопоставим со стоимостью проезда в общественном транспорте, — отметил Сергей Котенёв.
По прогнозам Александра Горохова, туры могут подорожать на 10—20%, но многое зависит от того, какие ограничения введут на момент рестарта и с какими результатами к нему подойдут участники рынка.
— В моём понимании, поскольку очевидно, что на круизных судах всё-таки будут ограничения, связанные с социальной дистанцией, то, прежде всего, возродится круизная индустрия luxury сегмента. Там и так немного пассажиров. Там проще реализовать мероприятия по разделению логистики потоков персонала и посетителей. Но все же понимают, что свято место пусто не бывает. Поэтому спрос людей на круизы, он есть, был и будет, — поделился Александр Горохов.
Пока что итоги для отрасли вряд ли можно назвать утешительными. Как признал Александр Горохов, в их компании выживают на старых запасах, на имеющихся ресурсах за счёт непрофильных видов деятельности.
— Тяжёлый период был, и он ещё не закончен. И мы не знаем, что будет в следующем сезоне. Ущерб — это сотни миллионов рублей ежегодно, — констатировал он.
По словам Сергея Котенёва, в их организации в апреле прошлого года были вынуждены перевезти судно под Мурманск и превратить его в плавучий отель для персонала крупной российской компании. При этом многие коллеги судовладельцы были вынуждены продать даже недавно построенные суда на металлом. Корабли отправили на «разделку» в азиатские страны. Нехватка судов также может стать причиной роста стоимости круизов и приведёт к переделу рынка.
Директор по продажам в РФ Tallink Елена Андреева отмечает, что в их компании также столкнулись с трудностями и были вынуждены принимать решительные меры. Например, в компании в два раза оптимизировали расходы на всё.
— Мы гибко меняли наши маршруты. Так как Швеция была долго закрыта, появился новый маршрут из Хельсинки в Ригу, которого до этого не было. У нас также были вывозные рейсы из Германии. Мы вывозили жителей Финляндии и Прибалтики, которые в связи с отменой авиасообщений остались на территории Германии. У нас оставались суда, незадействованные в перевозках, и мы организовывали международные чартеры. Наши суда были в Великобритании. Сейчас судно идёт в Норвегию, — пояснила Елена Андреева.
Пока что Tallink россиян заграницу не возит. Но если они вакцинированы «Спутников V» и имеют шанс выехать в Эстонию (деловая виза, наличие в стране недвижимости), то шансы отправиться в круиз всё же есть.
Примечательно, что до конца этого года перед круизными линиями стоит задача рассчитаться с теми туристами, которые делали брони раньше и так и не отправились в поездку.
— После того, как отменились все круизы на 2020 год, у нас образовалась большое количество путешественников, которые предварительно забронировали и оплатили тур. По закону мы могли перенести эти туры на более поздний период. В том числе мы могли не оплачивать денежные средства в связи с переносом тура до конца этого года. Для себя мы приняли решение, что выплатим всё не ваучерами, а живыми деньгами. Мы надеемся, что исполним все обязательства перед туристами до конца этого года, — заверил Сергей Котенев.
Переносить туры на будущее в его компании предлагают редко: там считают, что новый сезон должен продаваться уже с «чистого листа».