Общество
10:2415 ноября 2021

С первым апреля: куда поведет новая модель общественного транспорта автобусы Петербурга?

Комитет по транспорту Смольного представил петербуржцам 92 новых автобусных маршрута, часть из которых заработает уже с 1 апреля 2022 года. Эксперты уверены: модель надо дорабатывать, а чиновники неохотно информируют о ней горожан.
Фото: пресс-служба комитета по транспорту

Провести субъекты РФ транспортную реформу обязывали изменения в 220-ФЗ о регулярных перевозках от 2015 года. Корректировки давали люфт в пять лет с момента опубликования закона, то есть, до 2020 года. Затем на фоне первой волны пандемии Госдума дала добро на увеличение срока до семи лет, то есть, до середины 2022-го. За это время чиновники Петербурга не раз меняли концепцию реформы, которую, став главой Комитета по транспорту Смольного в мае 2020-го Кирилл Поляков переименовал в «новую модель», конкурсы по выбору перевозчиков то запускались, то отменялись.

Впрочем, новое название модели публичности и открытости не прибавило, уверены эксперты, так же, как и логики в действиях чиновников. Так, ещё в апреле этого года ведомство вынесло на общественное обсуждение проект постановления, которое вносило изменения в схему маршрутов автобусов, троллейбусов и автобусов в Северной столице. Этот документ и был необходим для запуска транспортной реформы. В нём уже содержались перечни новых маршрутов. Хотя у них тогда не было конкретной трассировки. 27 октября, спустя полгода, Комитет по транспорту и СПб ГКУ «Организатор перевозок» опять отчитались о 92 новых автобусных маршрутах, которые начнут работать в городе в 2022 году. Частично это произойдёт уже с 1 апреля. Всего предусмотрено три этапа, на последнем из которых, стартующем с 15 июля 2022 года, в городке исчезнут все маршрутки, как неоднократно рассказывал 78.ru.

Фото: пресс-служба АО
Фото: пресс-служба АО "Третий парк"

Но до реформы не дожил, например, петербургский перевозчик ООО «Пассажиртранс», возивший до пандемии людей на маршрутках «К-39» в аэропорт Пулково. Организацию на днях Арбитражный суд признал банкротом. Легендарный ГУП «Пассажиравторанс», обслуживающий до 300 млн пассажиров в год, в конкурсах по реформе не участвовал. Хотя у предприятия есть договор с городом до 2025 года. Зато по итогам конкурсных процедур на петербургский рынок прорвалось московское ООО «Домтрансавто».

Новые или уже открытые?

Как следует из документа Комитета по транспорту, с 1 апреля следующего года, в частности, в городе запустят 24 новых автобусных маршрута из 92 запланированных, то есть, менее трети. В этом блоке есть направления, которые по логике должны улучшить транспортную доступность для жителей новостроек.

Так, например, маршрут №180А проложен от улицы Жени Егоровой до многострадального в прошлом долгостроя ЖК «Новая Скандинавия». Он заменит К-539 и довезёт, в том числе, до метро «Проспект Просвещения».

Маршрут №252 свяжет метро «Старая деревня» с территориями застройки «нулевых»: Яхтенной, Камышовой и Планерной улицами, а также станциями подземки «Комендантский проспект» и « Пионерская». Пока что по примерно аналогичному пути ездит К-55.

Фото: пресс-служба АО
Фото: пресс-служба АО "Третий парк"

Автобус №267 поедет от Студенческой улицы до ЖК «Новоорловской». Частично маршрут проложен по активно застраиваемым сейчас девелоперами локациям около Чёрной речки, после чего опять направляется в сторону новостроек «нулевых» Приморского района.

Жителям ЖК «Новая Охта» жизнь должен облегчить №293. Маршрут построен от комплекса до метро «Пионерская» с подъездом к станции «Академическая». Он примерно дублирует путь К-193.

При этом, как заявляют в Комитете по транспорту, почти ко всем застраиваемым ныне кварталам уже сейчас открыты автобусные маршруты, связывающие их со станциями метро и социальными объектами.

— Это «Новая Охта», «Цветной город», «Северная Долина», «Юнтолово», «Солнечный город», «Живи в Рыбацком», «Невские паруса» и другие. Другой вопрос, что не во всех новостройках построены дороги и переданы в собственность государства, по которым может проехать автобус. В эти новостройки мы пустим автобусы после строительства и обустройства улично-дорожной сети, — отмечают в пресс-службе ведомства.
Фото: пресс-служба комитета по транспорту
Фото: пресс-служба комитета по транспорту

Отметим также, что с 1 апреля будет запущен вместо К-407 маршрут №207, связывающий Кронштадт с улицей Жени Егоровой.

Автобус №303 поедет от Приозерной улицы только до метро «Беговая». Примечательно, что заменяемая им маршрутка №305А довозила до станции подземки «Старая деревня».

— После проведённого обследования пассажиропотока было установлено, что после открытия станции «Беговая» большинство пассажиров маршрута №К-305А от Приозёрной улицы доезжают только до этой станции и лишь незначительная часть едет до «Старой Деревни». Поэтому было принято такое решение, — разъяснили в пресс-службе.

Новый межрегиональный №399 отправится из ленобластных Бугров к станции метро «Площадь Мужества». Застройка этой локации завершается, но там также ещё десятилетие девелоперы вели активную деятельность.

С учётом разных подходов?

Для этапа, стартующего с 1 июня, планы Комитета по транспорту скромнее. Появятся 20 новых маршрутов, но с учётом первого, речь пойдёт уже почти о половине новых трассировок для городских автобусов.

Фото: Pavlo Gonchar/globallookpress.com
Фото: Pavlo Gonchar/globallookpress.com

Например, №249 будет везти пассажиров от железнодорожной станции «Ручьи» до метро «Приморская» с заездом на Петроградскую сторону. Частично он заменит, по логике чиновников, любимую многими горожанами K-690, связывающую сейчас Приморский район с Василеостровским. Как пояснили в пресс-службе ведомства, «пассажиропоток маршрутки №К-690 не очень большой, поэтому нет причин заменять его новым социальным маршрутом».

— Например, от «Беговой» до «Приморской» и «Василеостровской» быстрее всего доехать на метро – эти станции расположены на одной линии. От «Беговой» до «Чёрной речки» уже сейчас можно доехать на трамвае №48 или на автобусе №211. Участок от «Чёрной речки» до «Спортивной» будет охватывать новый автобусный маршрут №227. От «Петроградской» мимо «Спортивной», «Василеостровской» до «Приморской» можно и сейчас добраться автобусами №1 или №128, а в будущем появится маршрут №249, — подчеркнули в комитете.

Из этого следует, что пассажиру в любом случае придётся оплатить и проезд на метро, и на автобусе. То есть, затраты будут двойными. Впрочем, как напоминают в ведомстве, горожане могут воспользоваться пересадочным тарифом «90 минут», который включает в себя и поездки на метрополитене. Однако жителям Петроградской стороны хорошо известно, что как раз примерно такое время требуется в пик жёстких пробок, чтобы добраться, например, от начала Каменноостровского проспекта до метро «Петроградская» и быстрее часто выходит пешком.

Фото: пресс-служба СПб ГКУ
Фото: пресс-служба СПб ГКУ "Организатор перевозок"

На важном моменте схем оплаты проезда по новой модели остановимся чуть позже.

При этом чиновники считают вполне оправданным существование нового длинного маршрута №253, который пройдет от метро «Площадь Александра Невского» до … «Купчино». Хотя, чтобы добраться по этому направлению на подземке, надо совершить лишь одну пересадку со «Спасской» на «Сенную».

С 1 июля отправиться в актуальный многих в разгар сезона Старый Петергоф от метро «Проспект Ветеранов» поможет маршрут №103, условный дублер К- 343. От этой же станции подземки в Ломоносов повезет №343. Маршрут №239 начнет доставлять жителей Красносельского района с Петергофского шоссе до ТРЦ «Мега Дыбенко».

И львиная доля

С 15 июля (напомним ещё раз, даты отмены маршруток) в игру вступит самый крупный «лот» из 44 маршрутов. Так, например, для жителей суперэлитного Крестовского острова предусмотрен автобус №29, который поедет к … метро «Петроградская» и при этом всём через станцию метро «Крестовский остров». От Крестовского проспекта на Васильевский остров до Детской улицы отправится №220. Он примечателен тем, что впервые повезёт пассажиров через мост Бетанкура, по которому сейчас общественный транспорт не ходит.

Экспресс №211Э соединит «Зеленогорск» со станцией метро «Чёрная Речка».

Фото: citywalls.ru
Фото: citywalls.ru

Как пояснили в пресс-службе Комитета по транспорту, расчётное время поездки здесь составит, без учёта дорожных заторов, 70—80 минут. Запомним также эту важную оговорку, потому что огромные пробки в этом направлении, особенно летом и перед праздниками, далеко не редкость. Зафиксируем в памяти и расчётное время.

— Следует учесть, что маршрутом смогут воспользоваться не только для проезда из конца в конец, но и пассажиры на промежуточных остановках в Сестрорецке, Разливе и Лисьем Носу. Можно воспользоваться «Ласточкой» из Зеленогорска до города, что значительно сократит время в пути, — призвали горожан в пресс-службе ведомства.

От Сестрорецка к «Старой деревне» запустят №216А. Между тем, как уже объясняли чиновники выше на примере №К-305А многие едущие в этих направлениях пассажиры выходят на «Беговой».

Появится и очередной длинный маршрут №222 от метро «Удельная» до «Ладожской» с подъездом к «Площади Мужества». Здесь горожане хорошо знают переход с красной на оранжевую ветку подземки с «Достоевской» на «Владимирскую».

Теория и практика

Как рассказали в Комитете по транспорту, для новой модели будет введён пересадочный тариф «60 минут». Он предусматривает пересадку на наземном городском пассажирском транспорте в течение часа (автобусы, трамваи, троллейбусы). Таким образом, тариф не предусматривает пользование метро в это время.

— Также Комитет по транспорту ведёт активную работу по разработке тарифного меню совместно с Комитетом по тарифам. Обсуждается и пересадочный тариф с использованием подвижного состава СЗППК, чтобы мотивировать горожан ехать из пригорода не на автобусе, а на комфортной электричке без пробок, — подчеркнули в ведомстве.
Фото: пресс-служба комитета по транспорту
Фото: пресс-служба комитета по транспорту

Между тем, как заявил на XXIV практической конференции «Развитие строительного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области» генеральный директор Центра транспортного планирования Петербурга (государственное бюджетное учреждение) Рубен Тертерян, большинство петербуржцев (примерно 60%) тратит на дорогу только на работу …61 минуту в среднем при нормативе в 50 минут.

— И есть 8% населения, это 450 тыс. человек, которые живут на территориях активного градостроительного развития. Там транспортная инфраструктура немножко отстаёт за темпами строительства жилья, там люди едут на работу более 70 минут, — констатировал он.

Не трудно сделать вывод, что таким людям с новой моделью придётся платить дважды. При этом, по прогнозам Рубена Тертеряна, перемещения горожан в рамках трудовой миграции будут только увеличиваться из-за застройки новых территорий и освоения серого пояса.

— За последние 10 лет расстояние на которое перемещаются, увеличилось с 12 до 17 км. По генплану 1985 года это было 3—10 км. Сейчас это 15—17 км. С учетом прогнозов, будет 19—21 км. К чему это приведёт? Это приведёт к тому, что люди будут дольше находиться в пути, — констатировал Рубен Тертерян.

«Зигзаги удачи»?

Эксперт транспортного развития территорий института «Урбаника» Илья Резников уверен, что в представленной информации Комитета по транспорту неспециалисту будет разобраться достаточно сложно, так как трудно «прошерстить» и держать в голове сразу все 92 маршрута, кроме того, нельзя сказать, что все сделано супернаглядно для населения.

— Есть ощущение, что пока вышло не самое умное и неполное копирование коммерции социальными маршрутами. При этом раньше нам объясняли, что реформа нужна для улучшения транспортного обслуживания населения в целом. Теперь всё это очень похоже на подход по принципу «сделали, на что хватило денег, в условиях, когда закон прижал» и явно слабее первого варианта, который был ещё год назад, — констатирует Илья Резников.
Фото: пресс-служба комитета по транспорту
Фото: пресс-служба комитета по транспорту

По его мнению, в целом по реформе информации очень мало, ведомство скудно её выдаёт и неохотно идёт на диалог с горожанами, которых эта тема крайне волнует.

— Остаётся надеяться, что, как нам обещали, это только первый этап реформы, а дальше будет лучше. Если говорить конкретно о самих маршрутах, то некоторые из них сложные и извилистые с кучей зигзагов, такое ощущение, как будто по ним долго били кувалдой. В то время как раньше чиновники заявляли, что нам по примеру Москвы нужны магистральные. Не исключено, что в будущем такие «зигзаги» придётся дорабатывать и спрямлять. Есть и не обоснованно длинные маршруты. Хотя опять же раньше нам поясняли, что реформа нужна, чтобы люди быстрее добирались и имели возможность в поездке сделать пересадку, чтобы сократить путь, — подчёркивает эксперт.

Илья Резников обращает внимание на тот факт, что полностью убирается общественный транспорт с Чугунной улицы, видимо, чиновники исходят из логики, что поблизости есть метро.

— Хотя, в целом, очевидно, что где-то станет лучше, но где-то и хуже. Из плюсов я бы выделил всё-таки этапность, когда у населения будет хоть какое-то время привыкнуть. Ещё одно важное замечание: никто не проясняет горожанам, на каких маршрутах в итоге будет усиление, — заключает аналитик.
Фото: пресс-служба комитета по транспорту
Фото: пресс-служба комитета по транспорту

Так, например, многих волнует, как все будут добираться на общественном транспорте в новой модели до аэропорта Пулково. На днях Арбитражный суд признал банкротом ООО «Пассажиртранс», которое до пандемии возило пассажиров к терминалу на «К-93», а сам маршрут считался наиболее коммерчески прибыльным в городе. В Комитете по транспорту успокаивают: это направление полностью дублируют маршруты №39 и 39Э государственного перевозчика. Как заверяют в ведомстве, на маршруте №39 работают автобусы особо большой вместимости с интервалами пять-шесть минут, и они полностью возьмут на себя пассажиров К-39, который довольно давно не работает. В ведомстве заверяют: в случае необходимости там готовы организовать дополнительный транспорт.

Примечательно и то, что легендарный ГУП «Пассажиравторанс», обслуживающий до 300 млн пассажиров в год, в конкурсах по реформе в принципе не участвовал. В пресс-службе компании кратко уточнили: у предприятия есть договор с городом до 2025 года.

Транспорт Чиновники
Новости партнеров