Петербуржец Иван, пряча своё лицо под маской, всё-таки решился рассказать свою историю: в эфире программы «Хочу и буду» на телеканале «78» он поведал, как стал заложником скрытой от посторонних глаз ситуации — женского абьюза, а также едва не лишился права видеться с дочерью и чудом не угодил за решётку после обвинений в домогательствах.
Изначально отношения с будущей супругой казались идеальными, хотя сейчас Иван осознаёт, что манипуляции были уже тогда, просто ослеплённый любовью мужчина закрывал на них глаза.
— Мы жили в моей квартире. Она всем своим видом показывала, что в этих отношениях я — ведущий, а она — ведомая. Она давала понять, что хочет замуж и хочет быть именно за мужем, — вспоминает Иван.
Через год после знакомства пара расписалась, а вскоре у них родилась дочь. Тогда-то он и стал замечать со стороны супруги манипуляции, а романтические отношения постепенно сменились товарно-денежными. Например, за посиделки с друзьями с Ивана требовали компенсацию в виде, к примеру, билетов в театр для супруги и её мамы. К тому же тёща отказывалась выполнять функции бабушки бесплатно — нянчиться с внучкой она была готова только за фиксированную плату и даже вела журнальчик, в котором указывала, сколько отработала и сколько получила.
Иван признаётся, трещать по швам брак начал с выходом супруги из декрета, когда она перестала материально зависеть от мужа. В то же время претензий в его адрес становилось всё больше.
— Я это глотал, наверное, это проблема во мне. Она мою порядочность воспринимала, как слабость, как способ меня продавить. Я думаю, у неё были ожидания, что я буду вести себя в той или иной ситуации определённым образом. Вот у меня бывший тесть — типичный подкаблучник. Я говорил: «Ты меня с тестем не путай. Я готов быть для тебя каблуком в хорошем смысле, посвящать себя семье, но я хочу получать ответную реакцию».
Ответной реакции не последовало, наоборот, напряжение в отношениях пары росло. Иван устроился на более оплачиваемую работу, стал «зашиваться» и всё чаще опаздывать к ужину, чем вызывал у супруги подозрения в наличии любовницы и, конечно, ещё больше претензий. Мужчина признаётся, какое-то время он продолжал мириться с поведением жены, но в какой-то момент осознал, что больше не намерен играть по её правилам. Тогда супруги и заговорили о разводе.
— С этого момента и началось эмоциональное насилие. Что происходило дальше для меня — загадка. Встретились наши адвокаты, началась война.
Когда супруги разъехались, Иван перестал видеться с трёхлетней дочкой — жена не давала такой возможности: мол, к ней домой приходить нельзя, к себе в квартиру забирать ребёнка тоже нельзя. Мужчина смиренно ждал момента, когда супруга успокоится и начнёт разрешать отцу проводить время с дочерью. Но спустя три месяца ситуация не изменилась и ему ничего не оставалось делать, кроме как подать в суд на установление графика общения.
— Была назначена психологическая экспертиза, которая подтвердила, что мама манипулирует ребёнком. Я выиграл суд и имел право видеться с ребёнком.
Однако решение суда не исполнялось, да и экс-супруга была не намерена сдаваться без боя. Женщина обвинила бывшего мужа в домогательствах к дочери и даже смогла убедить малышку в том, что это на самом деле произошло.
— Они с адвокатом накачали ребёнка тем, что папа, якобы, демонстрировал половые органы, когда мы были на пляже. В Следственный Комитет было подано заявление, началась доследственная проверка. Я написал, что готов пройти полиграф, но до это не дошло. Я следователю принёс результаты экспертизы, в которой написано, что мама манипулирует мнением ребёнка.
После случившегося Иван долгое время не подпускал к себе женщин — он был занят размышлениями о том, как некогда идеальные семейные отношения разрушились под гнётом манипуляций, судебных разбирательств и ложных обвинений, а спасти брак не помогли любовь, забота и деньги. И пришёл к выводу — всему виной обида, поселившаяся в душе экс-супруги после того, как он перестал играть по её правилам.
Тренер по любви Юлия Печерская в абьюзе со стороны женщины не видит ничего удивительного, наоборот, это явление на сегодняшний день весьма распространённое. Кроме того, в бывшей жене Ивана говорила вовсе не обида, а желание увидеть свою значимость в его жизни, пусть даже таким необычным способом.
— Эмоциональное насилие — это не ответ на то, что человеку что-то не нравится. Это способ взаимодействия. Абьюз — это когда человек чувствует себя любимым только в тот момент, когда делает больно другому. Ты говоришь, что меня любишь, я сделаю тебе больно. И если в этом случае ты не уйдёшь, значит, ты на самом деле меня любишь, — объясняет Печерская.
Этой женщине, уверена коуч, даже и не важно было, сколько зарабатывает её супруг — деньги были очередным способом сделать больно.
Корни такого поведения со стороны одного из партнёров чаще всего произрастают из детства. Распознать женщину-абьюзера можно, но не так уж и просто. Как пояснила Печерская, такие люди, привыкли сами заслуживать любовь, поэтому в самом начале отношений будут подстраиваться под человека и создавать иллюзию идеальных отношений.
— Наподобие вируса, который вторгается в вашу жизнь и начинает её менять под себя. Когда вы заглотили наживку, он начинает выкручивать руки, — проводит аналогию коуч.
Научить женщину-абьюзера проявлять любовь адекватными способами можно, если только она сама поймёт, что нуждается в помощи и придёт к специалисту. Кстати, по мнению Печерской, люди со здоровой психикой в отношения с абьюзерами не вступают — им хватит одного кризиса, чтобы понять, какой человек находится рядом с ними. Так что, вполне вероятно, что даже после такого неприятного опыта, Иван может найти женщину, похожую на бывшую супругу. Но возможен и позитивный финал.
— Если Иван поставит себе задачу — изменить отношение к любви, то всё получится. Это значит, перестать её заслуживать, перестать стараться быть хорошим. Чувствовать свою ценность.