Какой, казалось бы, повод для конфликта можно усмотреть в безобидном ролике из Instagram Эрмитажа, где молодой папа гуляет по галерее с малышом? Но безобидным он оказался лишь на первый взгляд. В представлении многих, видео таит в себе подтекст: «Это идиотизм брать грудных детей в музеи. И детей мучают и посетителям мешают. Наблюдал не раз»; «Наверное, мама годоваса думала, что все умилялись с её воплей. Зачем таскать с собой детей», — начали писать юзеры. Пост выявил неприязнь тех, у кого детей нет, к тем, у кого они есть. И наоборот.
— Как много людей ненавидящих детей и думающих только о себе. Все такие искусствоведы и историки искусств. Спасибо сотрудникам музеев, всегда гостеприимны к детям, — оставил кто-то в комментарии.
Эрмитаж, в свою очередь, проблемы никакой не увидел. Напротив, музей всегда открыт для посетителей с детьми. Даже если в исторических интерьерах они появятся с детской коляской. А началось это противостояние по детскому вопросу ещё 10-15 лет назад, когда в России стало модно ставить ребёнка в центр всего мироздания, считает конфликтолог Эдуард Карнаухов. Для некоторых родителей такая риторика стала основанием считать, что и они обладают некими преимуществами над остальными.
— Кругом не слишком, может быть, разумные СМИ эту проблему муссируют, стараются показывать, что все, кто имеет детей, они хорошие, бог за них. А те, кто детей не имеет или не слишком много внимания уделяет, — они плохие и огульно осуждаются. Люди выражают своё отношение не к Эрмитажу. Они в целом не против того, чтоб дети ходили в Эрмитажи, а в целом что «яжматери» везде, и даже до Эрмитажа, до нашей святыни добрались, — считает психолог и конфликтолог Эдуард Карнаухов.
В итоге шутки про так называемых «яжматерей» оборачиваются и против тех, кто не претендует на особые права при наличии ребёнка. Помимо того, что женщине с коляской и малышом физически сложно куда-то выбраться, она ещё и боится это сделать, заранее ожидая агрессии в свой адрес. Во время споров о детях многие забыли, что культурные походы в музеи нужны их мамам.
— Для них это просто как праздник, что они могут себя почувствовать обычным человеком, которого не заперли в четырёх стенах, у которого есть такие же права нарядиться, выйти в свет и пойти смотреть произведения шикарные нашего искусства, наше достояние, — говорит социальный предприниматель Екатерина Зайцева.
Екатерина — автор экскурсий для мам с детьми, поэтому сталкивается с этой темой очень часто. По её словам, малыши достаточно рано начинают хоть и не воспринимать всю глубину произведения искусства, но реагировать на прекрасное. И лестница с золотыми завитками, и необычный паркет, и лица на картинах обращают на себя их внимание. Поход в музей даже для годовалого ребенка — целое приключение. Правда, вряд ли те, кто отметились в комментариях под постом, могут вспомнить, как сами смотрели на мир в этом возрасте.
Как это и бывает в интернет-комментариях, конфликт стал нарастать как снежный ком. Перепало и сотрудникам Эрмитажа. Кто-то увидел в ролике провокацию. Припомнили музею и другие сомнительные истории на тему отцов и детей.
Зимой прошлого года Эрика Парфёнова с подругой решили выбраться из декретного плена и приобщиться к прекрасному. В Эрмитаж взяли с собой грудных малышей. Которые, разумеется, захотели есть. Когда девушки начали кормить, музейные смотрители сделали замечание…
— Им показалось, что место неподходящее. Они подошли к нам и сначала попросили уйти, а потом ещё раз попросили уйти, но уже в другом составе. Их было много, и сделали они это довольно грубо, — рассказывала тогда Эрика.
Но как и в искусстве, так и в человеческих отношениях всё зависит от того, с какого ракурса на происходящее посмотреть. В итоге Эрмитаж принес извинения мамам. В официальной группе в соцсети сообщили, что инструктаж с сотрудницами проводился ещё до инцидента. Хотя кормящие мамы до сих пор жалуются, мол, смотрители больше напоминают надзирателей.
А весной этого года по разные стороны конфликта оказались взрослые и дети. По разные стороны от обнажённых статуй. Древнегреческие шедевры, по мнению автора поступившей в Смольный жалобы, не воспитывают эстетический вкус, а развращают. Такой взгляд на античное искусство удивил не только руководство музея, но и самих маленьких посетителей.
Чтобы споров не возникало, помимо общей культуры требуется и инфраструктура. Ведь часто сотрудники музеев просто не знают, как вести себя в подобных ситуациях, потому что помещения не приспособлены для мам с грудничками.
— Должна быть оборудована определенная среда, должны быть определённые стандарты сотрудников музея, как реагировать на те или иные ситуации, как общаться с мамами, с детьми, как им подсказать, где находится комната для кормления или пеленания, — считает искусствовед Елизавета Климова.
Впрочем, не нужно воспринимать комментарии в интернете близко к сердцу. Далеко не всегда такая горячая дискуссия выходит за пределы цифрового пространства, говорят психологи, и подчеркивают: конфликты не только оставляют негативные эмоции — есть в них и продуктивная составляющая. Конкретно этот вскрыл запрос на то, чтобы храмы искусств, да и любые общественные учреждения, учитывали бытовые потребности обычных людей.