Новый эксперимент планирует провести Минобрнауки. Там предлагают дать возможность студентам изучать отдельные дисциплины не в своём, а в другом университете. При этом учиться можно будет в вузе за тысячи километров от родной альма-матер. Но можно ли будет получить два диплома по окончании учебных заведений, выяснял корреспондент 78.ru.
Уже со следующего года Минобрнауки начнёт эксперимент по развитию межвузовской мобильности. Фаниль Бахтияров учится новой и очень популярной сейчас специальности — педагогический дизайн. Он придумывает, как донести любую информацию в доступной форме — от кибернетики до развития животноводства в нечернозёмной полосе. Фаниль и сам, возможно, скоро сможет обучаться педагогическому дизайну не только в своём университете.
— Я знаю, как учат педагогическому дизайну у нас, и мне было бы интересно узнать, как идёт обучение этому же в другом вузе, — говорит молодой человек.
Некоторые российские вузы уже сегодня заключают сетевые договоры с другими высшими школами. Например, в том же Политехе омские студенты осваивают курс цифровой грамотности, а петербуржцы изучают часть дисциплин в Сибири. Зачем нанимать нового преподавателя в свой штат, когда в другой высшей школе уже есть готовый разработанный курс? Вузы присматриваются к друг другу и к эксклюзивным образовательным программам, которые они предлагают.
— Понимаете, для того чтобы отправить студентов, например, в вуз «X», этот вуз должен представить онлайн-ресурсы, и эти онлайн-ресурсы должны быть качественными, чтобы я, как руководитель образовательной программы, смогла выбрать эти курсы, — отмечает директор центра открытого образования Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Светлана Калмыкова.
В целом схема выглядит так: вуз рекомендует студентам определённый набор программ и дисциплин в других институтах. Ехать никуда не надо — всё онлайн. Но качество обучения проходит строгую экспертизу, и выбор не может быть случайным. Например, студенты легендарного петербургского ИТМО подводную робототехнику осваивают в Дальневосточном федеральном университете, потому что лучше её нигде не преподают.
— Нужно искать уникальные возможности, программы, лаборатории, которые есть в вузах по всей стране, и пользоваться сильными местами, точками роста, коллективами, взаимодействовать с ними, — объясняет руководитель программы развития, первый проректор Университета ИТМО Дарья Козлова.
Сегодня в России 1218 высших школ, 908 из которых — львиная доля — государственные, но есть и 310 частных. В них учатся больше 4 млн студентов. И всё-таки десятка лучших вузов из года в год почти не меняется. В свежем рейтинге на 8-м месте только один вуз из региона. Эти «избранные» университеты и так получают большее финансирование, чем остальные, и вот теперь встаёт вопрос: как будут рассчитываться между собой вузы за обучение? Да и захотят ли вообще университеты из числа первых сотрудничать с теми, кто находится в других десятках?
Если сданный зачёт или экзамен в «родственном» вузе будет принят в основном месте обучения, то получить, скажем, сразу два диплома будет нельзя. Альма-матер, во всяком случае пока, останется для студентов единственной.
Ранее Министерство образования и науки России утвердило проходные баллы ЕГЭ для поступления вузы.