Прямой эфир

«Русская древнегреческая трагедия»: Роман Васьянов об «Общаге», «Кинотавре» и Голливуде

Екатерина Рубайко
8 октября 2021, 11:15
Жизнь в студенческом общежитии по своей динамике похожа на кино: порой на драму, а иногда — на комедию. Голливудский оператор Роман Васьянов представил свой режиссёрский дебют «Общага» и рассказал 78.ru о съёмках ленты.
Фото: kinopoisk.ru

О «совке» и муках совести

Одним из самых ярких событий прошедшего в Сочи фестиваля «Кинотавр» стала премьера фильма Романа Васьянова. Оператор, снимавший в Голливуде экшн-боевики Дэвида Эйра «Патруль», «Ярость» с Брэдом Питтом, «Отряд самоубийц» и другие, пересаживается на режиссёрское кресло и меняет специализацию на жанр «драма». Такое уникальное перевоплощение критики отметили восторженными отзывами и глубокими размышлениями о совке и психологии подростков.

«Общага» — это экранизация нашумевшего романа Алексея Иванова «Общага-на-крови», автора знаменитых произведений «Географ глобус пропил» и «Тобол». Кстати, писатель присутствовал на съёмках картины Васьянова и лично одобрил её показ.

Сюжет «Общаги» рассказывает историю простых советских студентов свердловского вуза, беззаботно проводящих время в вечеринках и пьянках. Но однажды герои этой истории — Игорь, Нелли, Ваня, Света и Забела становятся свидетелями «общажной трагедии», во время которой погибает их сверстница. Ребята знают причину её гибели: во всём виноват муж комендантки общежития, но не могут об этом рассказать, рискуя остаться без крыши над головой. И тогда перед героями встает тяжёлый выбор: поступить по совести в ущерб собственному комфорту или промолчать и продолжить жить в общежитии?

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Действия фильма происходят в «оруэлловском» 1984 году и, по словам режиссёра, ему было важно сохранить именно советское время действий в фильме.

— Можно сказать, что общага — это мини-мирок. Советская общага была мне ближе всего именно из-за правил, наверное. Есть ощущение, что тогда были более структурированы жизнь и понятия. Начиная с 90-х, понятия добра и зла сильно изменились, а там они были на шекспировском уровне, что очень помогло этому кино. Была идея адаптировать фильм к современным реалиям, но проблема в том, что современные истории для кино страдают драматургией действия, потому что все переписки, вотсапсы, социальные сети — это то, где зачастую происходит главная драма человеческих отношений. И если бы снимали фильм в современных условиях, то полчаса бы надо было показывать одни экраны телефонов. Мы поняли, что это глупость, и в центр сюжета надо ставить в более ранние времена, — рассказывает режиссёр.

Из операторов — в режиссёры, от боевиков — к драме

Знакомство Васьянова с оригинальным текстом Иванова произошло более 10 лет назад: в 2007 году. Тогда будущий режиссёр даже не предполагал, что будет не только снимать кино по этому произведению, но и режиссировать, и писать к нему сценарий. «Я почувствовал, что пора снять и снял», — своё решение переквалифицироваться из оператора в режиссёры Васьянов объясняет внезапным импульсивным порывом. Он не планировал режиссёрский дебют и тем более представлять его на «Кинотавре» на суд сотням гуру и профессионалов из мира кино. Просто всё удачно совпало: время, сценарий, люди и, конечно, место. Съёмки картины проходили в Петербурге, где Васьянову и его команде случайно удалось набрести на идеальную локацию.

— Мы снимали в Стрельне, там было общежитие речного и океанского флота. Нам просто повезло найти огромный корпус, который был построен ещё в СССР, и пару этажей были закрыты, потому что не было достаточного количества студентов. Когда мы туда зашли, увидели розетки 1979 года, нам дико повезло, и я очень благодарен, что нас туда пустили и сотрудничали с нами. Я был рад снимать кино в Петербурге, это мой самый любимый город в мире, и я с огромным счастьем сюда возвращаюсь, — поделился Васьянов.

Премьера авторского фильма прошла на одном из самых престижных фестивалей России «Кинотавр», где картина получила массу положительных отзывов от критиков и награду за лучший режиссёрский дебют. Но несмотря на тёплый фестивальный приём, Васьянов отказался представлять фильм в кинотеатрах страны, ведь, как правило, авторским российским работам не удаётся собрать крупную кассу в прокате. Пример тому — свежая лента Кирилла Серебрянникова «Петровы в гриппе», которая вопреки похвалам киноэкспертов не смогла добиться хороших кассовых сборов. Поэтому Васьянов и его команда — сценаристы Екатерина Богомолова и Павел Селугов, а также продюсеры фильма сделали «ставку» на онлайн-показ. «Общагу» можно увидеть сразу на нескольких цифровых платформах — «Кинопоиск HD», KION и Premier. Отзывы зрителей — подтверждение правильности такого прокатного решения.

— Instagram разрывается от отзывов. Кино тяжёлое, но для такого жанра оно очень зрительское получилось. Люди реагируют очень глубоко и пишут хорошие слова. Конечно, есть люди, которые не принимают этот фильм, но многие поддерживают. Это как судьба книги: она была очень controvercial (спорной — Прим.): кто-то говорил: ничего особенного, а кто-то — что это шедевр. В случае с фильмом складывается похожая ситуация. На «Кинотавре» тихо все вышли с фильма, а это хороший знак, зрители долго не вставали, чуть похлопали, а для «Кинотавра» — это очень хорошо. В интернете пишут отзывы артистам, и мне пишут, люди говорят, что да, кино тяжёлое, но невероятно сильное и мощное. Для меня это высочайшая оценка, — с восторгом делится режиссёр.

Шедевр или очередная «чернуха»?

Интересен и актёрский состав «Общаги». Роли в фильме исполнили молодые, но перспективные артисты — Ирина Старшенбаум, Марина Васильева, Юлия Ауг, Никита Ефремов, Илья Маланин и Геннадий Вырыпаев. Не имеющему никакого опыта в кастингах и выборе восходящих кинозвёзд Васьянову было крайне непросто найти «те самые» дарования, которые смогут воплотить его задумку на экране. Однако голливудский опыт в работе с такими селебрити, как Брэд Питт и Уилл Смитт, помог режиссёру сделать грамотный выбор.

— Есть определённая дисциплина, мастерство и планка, которые ты поддерживаешь. Работа в Голливуде — это опыт, я не могу назвать себя прямо голливудским оператором, это просто опыт, который помогает и в жизни, и в карьере. Актёрский состав подбирался интуитивно. Володя Голов этим занимался и меня направлял в правильное русло, так как я очень неопытен в плане работы с артистами. Всё это было на интуиции. Я благодарен каждому актёру, который согласился сниматься в моём кино, это было невероятное путешествие, — поделился Васьянов.
Фото: kino-teatr.ru/omela
Фото: kino-teatr.ru/omela

Несмотря на массу положительных отзывов о режиссёрском дебюте «вчерашнего оператора», многих зрителей возмутила «очередная чернуха», созданная российскими кинематографистами. Некоторые критики окрестили прошедший «Кинотавр» самым депрессивным за последние годы, а зрители вновь задались вопросом: откуда у режиссёров в России такая страсть к тяжёлым или же «чернушным» сюжетам?

— Для каждого уровень того, что такое чернуха или не чернуха, хорошо или плохо — он очень вкусовой. Та реакция, которую я вижу — это очень полярные мнения. Реакция очень обратная как и с книгой, кто-то принимает, а кто-то — нет. Я лично такое кино люблю, потому что оно очень честное и серьёзное. У кого был другой опыт в общаге, считает, что кино должно дарить только радость и развлечения, но и таких фильмов — в том числе комедий — колоссальное количество. А этот фильм — про другие человеческие стороны, этот текст ближе к русской литературе — Фёдору Михайловичу. Я очень рад, что мы сделали такой проект. Это наша русская древнегреческая трагедия. Точнее древнегреческая трагедия с русскими персонажами, — рассуждает Роман.

Во время сочинской премьеры Васьянов отметил, что ставил перед собой задачу рассказать про то, что «самые сильные часто оказываются самыми слабыми, а самые слабые выживают». Именно таким — неоднозначным, спорным, но при этом интересным и уникальным получилась первая режиссёрская работа Романа Васьянова, обсуждать которую, вероятно, будут ещё очень долго.