Экономика
11:257 октября 2021

От шампуня до посуды: что кроме продуктов подорожает для петербуржцев

Многие непродовольственные товары практичные россияне привыкли покупать по промоакциям. Последних становится меньше, а цены только растут на бытовую химию, косметику, туалетную бумагу, посуду. 78.ru разбирался, почему так происходит.
Фото: pexels.com

К перманентному подорожанию продуктов, за исключением сезонных фруктов, овощей и яиц, многие уже давно привыкли. Этим летом на полках сетевых ретейлеров существенно увеличились и продолжают расти цены на многие непродовольственные товары, необходимые в быту. Такого шокового роста стоимости, как в стройматериалах, в этой сфере не наблюдается. Однако некоторые позиции взлетели в цене на 30—60%. 78.ru опросил петербургских участников рынка и экспертов, откуда взялся этот тренд и будет ли он набирать обороты.

Жадность производителя?

Как рассказал совладелец сети «РеалЪ» Александр Мышинский, с начала этого года стиральные порошки, бытовая химия подорожали примерно на 50—60%.

— Дело в том, что этот рынок монополизирован в России компаниями Procter & Gamble и Henkel. Их доля занимает примерно 80%. И так получилось, что именно в этом году Procter & Gamble вдруг решил резко увеличить свою доходность и отказаться от промоакций. Теперь мы пожинаем плоды того, что ФАС никак не отреагировала в своё время на эту ситуацию. Часто ретейлеров обвиняют в жадности, но на бытовой химии мы никогда не делали большую прибыль. Здесь надо говорить именно о жадности производителя, — пояснил Александр Мышинский.
Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

В пресс-службе «Максидома» оценили усредненный показатель роста закупочных цен на бытовую химию в 2%. При этом в отдельных случаях цены от поставщиков выросли от 10% до 30%.

Как отметили в пресс-службе компании Procter & Gamble, на оптовые цены для заказчиков влияют различные факторы, однако приведённые цифры по росту в 50% и более некорректны и чрезмерно завышены.

— При этом мы не можем комментировать отдельные случаи изменения стоимости, поскольку установление цен в магазине всегда остается на усмотрение продавца, — заявили там.

Выжидали годами?

По словам генерального директора INFOLine Ивана Федякова, все прошлые года ассортимент товаров бытовой химии находился под давлением промопредложений. По такой схеме реализовывалось до 60—70% продукции, потому что у покупателей всегда была низкая лояльность к конкретным брендам в этой сфере.

— Так, например, большинству покупателей всё равно, каким конкретно средством для посуды её мыть или чем именно очищать окно. И если какой-то продукт дорожал, то многие переключались на более дешёвые аналоги. Сейчас появился законный повод поднять цены, потому что дорожает практически всё, в том числе сырьё. С точки зрения экономики обоснованно поднятие цен на 10—15%. По факту это и 40, и 50, и все 100%. При этом складывается ощущение, что производители бытовой химии хотят отыграться за прошлые годы, когда вынуждены были поставлять товары по заниженным ценам. Уже в 2020 году поставщики заговорили о том, что находятся, как считают, в критическом положении, а сейчас перешли от слов к делу, — полагает эксперт.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Как поясняет Иван Федяков, есть здесь и ещё один приём, по сути, манипуляция с покупателем, но она не запрещена законом.

— Так, сначала цены задирают, допустим, на 50%, а потом через некоторое время вернут скидку в 30—40%. В итоге покупатель будут чувствовать себя счастливым, что сэкономил и «обдурил» продавца, — подчёркивает аналитик.

Корейское вместо европейского?

По данным омбудсмена Ассоциации предприятий индустрии красоты Ляли Садыковой, на косметику поставщики подняли цены в среднем на 15—30%. Больше всего подорожали средства по уходу за телом и волосами, где используются сырьё или его компоненты из Европы.

— Сейчас мы имеем ярко выраженный тренд, когда вместо европейской косметики всё чаще на полках появляется корейская. Так произошло не только из-за сложностей с логистикой, ростом стоимости сырья, но и выросшими расходами на упаковочные материалы, — поясняет Ляля Садыкова.

С ней полностью согласна руководитель отдела маркетинга «Невская Косметика» Татьяна Крымова.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
— Рост цен обусловлен многими факторами: повышением коммунальных тарифов, увеличением стоимости упаковки. На 40% подорожали картонные коробки, флаконы для упаковки косметических средств. Сырьё также в среднем выросло в цене на 60—70%. Это, например, и масла для косметики, и щавелевая кислота, используемая в бытовой химии. При этом рост цен только продолжается. Мы это видим по мировому рынку, — подчёркивает она.

Владельцы крупных студий красоты увеличения стоимости материалов пока не отмечают, но там контракты с поставщиками заключаются, как правило, на год.

При этом цены на востребованные в существующих реалиях антисептики также продолжают расти. За несколько последних месяцев они увеличились на 30%.

Бытовые курьёзы…

Рост цен на картонные коробки все участники рынка и эксперты объясняют стремительным подорожанием древесины. Она, по различным оценкам, с начала старта пандемии выросла в цене почти на 150—200%.

Этот фактор привёл, в том числе, к тому…что с каждым днём так любимая россиянами туалетная бумага, сметаемая с начала ограничений, обходится всё дороже. Так, например, по расчётам аналитика «Фридом Финанс» Евгения Миронюка, только за последние две недели августа на неё цена увеличилась на 0,44% и 0,38%.

Как добавляют в пресс-службе «Максидома», вследствие подорожания дерева, часть повседневных предметов обихода, например, разделочные доски или подставки под горячее в закупке выросли до двух раз.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com
— Товары из пластика также подорожали в результате увеличения цен на сырьё. Яркий пример: цены на пластмассовую посуду в среднем выросли на 13%, а некоторые товары этой категории от российских производителей показали рост до 30%. Также заметный рост (6—8%) у средних закупочных цен на специальную посуду для приготовления (казаны, утятницы и т.д.). Мы ожидаем, что рост продолжится, в том числе и на остальную посуду для приготовления в связи с новой таможенной антидемпинговой пошлиной на алюминиевую посуду из КНР, — рассказали там.

И экономические загадки

Прогнозы некоторых участников рынка о дальнейшем росте цен на непродовольственные товары разделяют и экономисты.

Аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексей Коренев видит корень зла в … выплатах населению: семьям с детьми, пенсионерам, военным. По его оценкам, только последним двум категориям выдали на руки 500 млрд рублей, что неизбежно спровоцирует новый виток инфляции на широкий круг товаров.

— Понятно, что социальная поддержка нуждающихся, в том числе пенсионеров, малоимущих, семей с детьми, крайне необходима. Но так уж устроена экономика, что дополнительные вливания денежной ликвидности, особенно не предусмотренные изначально в бюджете, неизбежно вызывают рост цен, — рассуждает аналитик.

При этом непрекращающийся рост стоимости непродовольственных товаров может спровоцировать дальнейшее увеличение индекса потребительских цен.

ТорговляДеньгиМагазины
Новости партнеров