«Хулиганские» выходки на консервативных театральных подмостках Европы, а также редчайшее лирико-драматическое сопрано сделали Нетребко самой известной и состоятельной оперной певицей из России. Творческое дарование будущая звезда проявляла с ранних лет. Потомственная кубанская казачка Анна Нетребко родилась в Краснодаре 18 сентября 1971 года. Её семья была связана фактически с обратным искусству явлением — наукой: отец Анны — геолог, а мать — инженер. Однако маленькая Аня не переняла от родителей тяги к научному миру и с детства начала выступать в ансамбле «Кубанская пионерия».
Любовь к музыке и очевидный врождённый талант привели юную артистку на учёбу в Петербург — два года Анна отучилась в Ленинградском музыкальном училище на отделении оперетты и затем поступила Санкт-Петербургскую консерваторию им. Римского-Корсакова. По воспоминаниям педагогов ещё на вступительных экзаменах в училище Нетребко пускалась в бурный пляс во время исполнения оперных арий, пока члены приёмной комиссии не пригрозили будущей звезде удалением. Теперь же танцы и акробатические элементы на сценах самых элитных театров мира стали главной «фишкой» Анны Нетребко.
Несмотря на то, что певица уже долгие годы живёт в Вене, а до этого несколько лет работала в театрах Берлина и Нью-Йорка, Петербург до сих пор остаётся одним из её любимых городов, куда она приезжает по несколько раз в год. А ставший родным для певицы Мариинский театр был её «отдушиной» и любимым местом времяпрепровождения в студенческие годы. Пока однокурсники ходили на вечеринки, Анна набиралась опыта, слушая оперные арии со сцены Мариинки, и даже мыла пола в театре из своих грёз. Вскоре мечта Нетребко сбылась — после победы в конкурсе Глинки она «поднялась» с поста уборщицы до артистки Мариинского театра. Там же начинающую певицу заметил дирижёр Валерий Гергиев, который был крайне удивлён, когда увидел на прослушивании неприметную уборщицу из своего театра. Кстати, именно его принято считать «открывателем» таланта Нетребко, давшим ей дорогу в мир больших партий и крупных гонораров.
Широкую известность Нетребко принесли партии в Мариинке — после громкого дебюта в роли Сюзанны в опере «Женитьба Фигаро» будущую «королеву» оперы пригласили на стажировку в театр Сан-Франциско. Там она поразила американский народ русскими партиями — известность ей принесла главная роль в опере «Руслан и Людмила». Вернувшись в родной Мариинский, Анна продолжала «колесить» по всему миру с гастролями. Ради того, чтобы послушать знаменитую оперную певицу из России, в Петербург приезжали со всего света, а билеты на спектакли с её участием раскупали в первые же минуты с начала продажи.
Особую известность Анне принесли партии в спектаклях «Борис Годунов», «Царская невеста», «Севильский цирюльник», «Богема», «Риголетто» и многие другие. А её первый студийный альбом Opera Arias стал одним из самых продаваемых в мире академической музыки в 2003 году. Но все эти успехи давались Нетребко с трудом: певица признаётся, что ей совершенно не хватает времени на себя любимую.
— У меня нет никаких каникул, у меня нет никакого времени на себя вообще. Какие-то там спа-салоны, маникюр и прочие дела — на это у меня нет времени. Но это ерунда, я не люблю эти вещи. Мне хочется поехать на каникулы, чтобы меня никто не трогал, лежать на пляже, но у меня такое не получается, — рассказывала Нетребко в интервью «Первому каналу».
Одной из самых значимых работ в карьере Нетребко стал спектакль «Война и мир», где она исполнила партию Наташи Ростовой. Оперу поставили на крупнейшей мировой сцене — в «Метрополитен Опере» при участии легендарного композитора Дмитрия Хворостовского. Мировую славу и внимание международного музыкального сообщества Нетребко также получила благодаря опере «Дон-Жуан», с которой выступила на фестивале в Зальцбурге. Тогда приглашения от крупнейших зарубежных театров просто «посыпались»: Мюнхенская опера, лондонский Ковент-Гарден, Венская филармония и другие.
Кроме того, певицу пригласили сняться в роли самой себя в фильме с Энн Хэттуэй «Дневники принцессы-2», после чего о русской знаменитости узнал и массовый зритель. Нетребко попадала в рейтинги самых влиятельных людей мира по версии Times и не раз украшала топы Forbes — доход певицы в 2018 году составил почти 6 млн долларов.
Помимо редкого голоса и невероятного артистизма Нетребко всегда отличалась оригинальностью и не раз «выкидывала» что-то смелое и даже хулиганское прямо на сцене самых элитных и дорогих театров мира. В академическом искусстве — таком, как опера и балет, не принято добавлять что-то «от себя»: обычно артисты не осмеливаются идти против сценария и скрашивать сюжеты «Травиаты» или «Кармен» экстравагантными находками. Но Нетребко может запросто пуститься в пляс во время исполнения оперной партии или даже выйти в зал и начать расцеловывать зрителей. При других обстоятельствах такие элементы могли бы выглядеть неуместно и глупо, но с харизмой и артистизмом, которыми обладает Нетребко, «новое прочтение» оперных произведений делает её выступления живыми и запоминающимися. Так, она поразила сдержанную немецкую публику, исполнив зажигательный танец босиком на сцене Берлинской филармонии во время спектакля «Джудитта» и шокировала австрийцев, засветив нижнее бельё, исполняя партию в «Любовном напитке» в Венской опере. Нетребко решила оригинально вбежать на сцену, сделав колесо, после чего стала героиней скандальных публикаций в СМИ.
— Я, значит, крутанула это колесо, и задралась моя юбка. Весь зал увидел мою попу в зелёных в цветочек в трусах. Это был позор моих дней: народная артистка 40 лет отроду, мать. В общем, кошмар и позор. Но это был минутный флэш такой: вжух и всё, — со смущением вспоминала Нетребко в интервью «Первому каналу».
Критики и коллеги по цеху среди особенностей Нетребко отмечают именно эпатаж, не свойственный представительнице классического вида искусства и при этом не доходящий до комизма, которым славится балерины Анастасии Волочковой. Нетребко искусно удаётся удерживать грань между образами женщины искусства и «фрика». Среди друзей оперной дивы числятся не менее яркие и знаменитые артисты — она многие годы сотрудничает и даже ездит на отдых вместе с «королем русской эстрады» Филиппом Киркоров. В 2010 году они вместе записали трек «Голос», долгие недели возглавлявший чарты в стране и за её пределами. Киркоров не раз выражал своё восхищение Анной и называл «большой удачей русского шоу-бизнеса». Для неё он готов организовывать полёты в Юрмалу на частных джетах, выкупать все места в кинотеатрах, чтобы посмотреть «Трансфомеры» и прилетать на встречи в разные уголки мира.
— Она — ребёнок, чистый, светлый, красивый и, может, поэтому у нее такое искусство — чистое, светлое, красивое, лёгкое. Я ёе жду всегда у себя в Майами, чтобы мы поехали в Диснелэнд вместе с нашими детьми, — рассказывал Киркоров «Первому каналу».
Повседневная жизнь певицы также не соответствует традиционному имиджу оперной певицы. Видео, где Нетребко поёт песни в мини-платье на столе в ресторане или на котором нецензурно описывает симптомы коронавируса во время своей прошлогодней госпитализации, не раз вызывали дискуссии среди пользователей соцсетей. Многие считают такое поведение не соответствующим образу звезды академической музыки, но Нетребко на такую критику всегда отвечает одно: как хочу — так и живу.
— Инстаграм — это такой фан, моя отдушина. Я довольно часто делаю посты, практически всегда позитивные. Просто показываю то, что меня окружает. Это происходит сиюминутно, не постановочные видео или фотографии — всё снято с моего телефона. Там нет фотошопа, только какие-то фильтры иногда использую. Но я специально ничего не переделываю, и мне кажется, что именно это интересно. Своих подписчиков никогда не гружу серьёзными размышлениями, воспоминаниями. Поэтому моя страница довольна популярная и в основном позитивная. Что конкретно раздражает в социальных сетях? Да ничего. Если меня что-то бесит, то я туда не захожу. И гадости никому не пишу никогда. Зачем? Есть люди, на которых я подписана, и вещи, которые меня интересуют. Другое я не смотрю, — объясняет певица свой контент в интервью РИА Новости.
Нетребко полюбилась народу не только за блестящие выступления и эксцентричное поведение. Участие в благотворительных акциях и социально-политической жизни страны отдаляли Нетребко от образов закрытых оперных селебрити и вызывали симпатию у людей по всему миру. Правда, некоторые действия певицы расценивали и как скандальные: многочисленные романы с оперными певцами смущали её поклонников, а гражданский брак с одним из артистов — уругвайским баритоном Шроттом Эрвином и вовсе не нашёл понимания среди российской аудитории. Их страстные поцелуи на сцене вскоре привели к появлению общего сына — Тьяго. Но из-за культурных различий брак со Шроттом не продержался долго, и уже в 2015 году Нетребко вышла замуж за оперного певца из Азербайджана Юсифа Эйвазова.
В материнстве же Нетребко стала образцом для многих женщин. Оперная дива никогда не скрывала заболевание своего сына Тьяго, который родился с диагнозом «аутизм». Анна никогда не опускала руки: она водит сына на занятия музыкой, обучает и воспитывает, не делая скидки на особенности его развития, берёт с собой в любые поездки и путешествия. Второй супруг Анны воспитал Тьяго как собственного ребёнка и во многом именно благодаря его поддержке, как не раз отмечала сама певица, её сын проживает полноценное детство.
— Мой сын аутист, он общается, но при всём этом это другого склада люди. Он смотрит фильмы, мы рассказываем ему истории, но он иначе это воспринимает. Тьяго нравится современное искусство, инсталляции, абстрактная живопись, он любит странные вещи — например, картины Сальвадора Дали, «черноватые» картины. Он очень сладкий ребенок, добрый, открытый. Но петь не хочет. У него хороший голос и слух. Говорит, что ему нравится трамбон. Хочет и аниматором быть, делать мультфильмы. Я ему говорю: ну ты же понимаешь, что надо учиться, а ты ведь ленивый. А он же хитренький! Аутист — аутист, но когда ему что-то надо, он все понимает. Такого плана аутистов как Тьяго очень много, но с такими детьми нужно работать, никакой медицины им не нужно. Таким людям можно дать возможность работать, жить самостоятельно, — рассказывала певица в «Открытой студии» на телеканале «78».
13-летний сын Анны унаследовал музыкальные таланты родителей и в день 50-летнего юбилея матери планирует выступить на московском концерте в её честь.
К новому же возрасту Нетребко, как и многие женщины, относится с небольшой опаской, но понимает: всё лучшее — только впереди.
— Пятьдесят лет — это много, конечно, а что делать? Время не остановить, поэтому к возрасту я отношусь нормально. Я решила, что буду стареть естественно, нравится вам это или нет (смеется). Но буду делать все, что от меня зависит: заниматься своим здоровьем, спортом, хорошо питаться, дышать свежим воздухом, чаще бывать в горах, плавать и вообще оставаться счастливым человеком, позитивным. И я твердо верю, что именно это позволит мне держаться в отличной форме, в здравом уме и духе. Юность не вернешь, но и не надо! , — заключила Нетребко в интервью РИА Новости.
В день своего юбилея Анна выступит на сцене Кремлёвского дворца, где её поздравят мэтры оперной музыки — Пласидо Доминго, Чечилия Бартоли, Роландо Виллазон и многие другие.