Новый сезон в филармоническом обществе Санкт-Петербурга открылся уникальным концертом «Чайковский». Музыканты-виртуозы почтили память жертв терактов 11 сентября 2001 года в США. Виолончелист Сергей Ролдугин, пианист Мирослав Култышев и скрипач Илья Иофф исполнили три непревзойденных шедевра композитора. Эта музыка заставляет сопереживать и понятна всем без перевода.
Здесь выступали Вагнер, Шуман, Лист, Рубинштейн. Открытие 30-го сезона Филармонического общества Санкт-Петербурга в одном из красивейших зданий Петербурга уже само по себе событие, но сегодня концерт совсем не обычный, он посвящён трагическим событиям в США 11 сентября 2001 года. Со сцены звучит Чайковский.
Три инструментальных сочинения. Три выдающихся музыканта. Сергей Ролдугин исполняет вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Сам по себе стиль рококо подразумевает воздушность и лёгкость, но в случае с Чайковским — всё намного сложнее: здесь и глубокая печаль, и жизнеутверждающая, совсем не робкая, солнечная надежда…
Считается, что вариации подвластны только истинным виртуозам. От солиста требуется выносливость: здесь нет оркестровых тутти, которые дают возможность исполнителю выдохнуть. Всё на нерве. На одном дыхании.
Почему именно Чайковский звучит на концерте в память о событии, которое изменило мир, музыкантам объяснять не нужно. Язык его музыки понятен без перевода.
— Вспоминаются ужасные периоды в нашей истории, истории земли. Жизнеутверждающе звучат три шедевра Чайковского, их дарит Россия всему миру. В знак памяти, надежды на то, что всё равно гуманистрическая идея будет процветать и побеждать, — пояснил народный артист России, художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыка Сергей Ролдугин.
Выступление Сергея Ролдугина и пианиста Мирослава Култышева на одной сцене — это как встреча наставника и молодого виртуоза. Мирослав — участник программ Петербургского Дома Музыки, который основал Сергей Ролдугин с 2006 года — то есть с самого начала. Он только что вернулся из Дубая, где занял первое место в международном соревновании Classic piano. Соперники — 70 виртуозных исполнителей планеты, но Мирослав стал лучшим из лучших.
В Большом зале филармонии он исполняет Первый концерт для фортепиано с оркестром.
— Нечастая всемирность, всечеловечность, открытость. Кроме того, именно Чайковский открывал первый сезон в карнеги-холл, — отметил пианист, участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки Мирослав Култышев.
И, конечно, скрипка. Этот концерт был написан Чайковским всего за месяц. Не все исполнители поначалу были в принципе готовы играть его — слишком сложная партия. Темпераментная и требовательная. Собрать солистов высочайшего уровня на одной сцене — в Филармоническом обществе Петербурга это считают большой удачей.
— Музыканты сошлись так. Сергей Ролдугин в Петербурге. Култышев — только-только победил в Дубае. Сложилась картина. Публика ответила — все билеты выкупила, — подчеркнул президент Филармонического общества Санкт-Петербурга Борис Березовский.
Концерт-солидарность. Концерт-память. Чайковский в исполнении виртуозов заставляет сопереживать заново. Где-то — рыдать вместе с дождливым петербургским, где-то — восторженно улыбаться. Но главное — он дарит веру в завтрашний день. В рассвет. В саму жизнь.