Экономика
10:3610 сентября 2021

Пришёл и даже купил: почему в торговые центры Петербурга возвращаются покупатели?

Трафик в ряде торговых комплексах впервые с введения ограничений восстановился до показателей доковидного 2019 года. Участники рынка с оптимизмом смотрят на свои перспективы по осени. 78.ru выяснял, какие факторы на это повлияли.
Фото: Lubos Pavlicek/globallookpress.com

По данным экспертов консалтинговой компании Watcom, в последнюю неделю лета этого года, с 23 по 29 августа, посещаемость торговых комплексов Северной столицы увеличилась на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2020-года. В этом тренде Петербург обогнал Москву. При этом впервые ряд крупных ТЦ города на Неве вышли по экономическим показателям даже на уровень допандемийного 2019 года.

Как утверждают участники рынка, с началом осени рост посещаемости, скорее всего, продолжится. При этом петербуржцы и гости города теперь, в отличие от лета-осени 2020 года, не просто проводят время в ТРЦ, но и стали возвращаться к формату покупок off-line, устав от интернет-магазинов и их не всегда приятных сюрпризов.

Отставали по снятию ограничений?

Как рассказали 78.ru в Watcom, по обновлённым данным, с 30 августа по 5 сентября, в Петербурге прирост посещаемости торговых комплексов составил 14,3% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и продолжает оставаться практически на уровне допандемийного 2019 года. При этом в Москве такого рывка по концу лета — началу осени не наблюдается. Так, на последней неделе лета в первопрестольной рост посещаемости оценивается в 2,6%, в первой неделе сентября — примерно во столько же. А по сравнению с допандемийным 2019 году в Москве наблюдается даже падение (5,8 %).

Эксперты компании склонны объяснять такой неожиданный тренд для Северной столицы более медленными темпами снятия карантинных ограничений. Так, в городе летом этого года во второй раз закрывались фуд-корты, они заработали лишь в начале августа. В конце прошлого месяца открыли двери в ТРЦ и детские игровые комнаты. В Москве же уже с июня фуд-корты могли принимать посетителей с QR-кодом.

Фото: Zou Zheng/globallookpress.com
Фото: Zou Zheng/globallookpress.com

Эффект отложенного спроса

По словам генерального директора ТРЦ «Галерея» Дмитрия Зубкова, серьёзный рост посещаемости наметился ещё в середине лета. В настоящее время комплексу действительно удалось выйти на допандемийные показатели и «данные Watcom вполне близки к реальности».

— Свою роль здесь сыграл эффект отложенного спроса. В прошлом году в конце лета — начале осени ещё продолжали действовать жёсткие ограничения, многие находились на «удалёнке». Не проводились линейки в школах к 1 сентября, обучались дистанционно не только школьники, но и студенты. В итоге многие решили повременить с приобретением сезонных вещей до лучших времен. В этом году они, наконец-то, наступили, и люди пошли в торговые центры, — подчеркнул Дмитрий Зубков.

Глава Fort Group («Европолис», «Сити Молл», Лондон Молл», «Родео Драйв», «Французский бульвар») Максим Левченко также склонен довериться выводам аналитиков Watcom.

— Рост мы явно видим. Другой вопрос, что многое зависит от конкретных объектов. Где-то показатель и выше 23%, а где-то он ниже, — признаётся он.
Фото: Lubos Pavlicek/globallookpress.com
Фото: Lubos Pavlicek/globallookpress.com

С Максимом Левченко согласна руководитель департамента маркетинга и рекламы УК «Адамант» Алёна Мариничева. По её словам, в 2021 году с введением вакцинации и смягчением ограничений, посещаемость, по сравнению с 2020 годом, естественно, увеличилась. Люди соскучились и по общению, и по фуд-кортам, и по кинотеатрам и, естественно, по шопингу.

— Но если сравнивать с «доковидными» показателями 2019 года, то всё не так однозначно. Да, есть отдельные торговые комплексы, где посещаемость превышает показатели 2019 года, но таких крайне мало. В основном мы всё ещё наблюдаем некоторое снижение по сравнению с 2019-м. Это связано с тем, что всё ещё не в полной мере работают фуд-корты, кинотеатры и развлекательные зоны, — подчеркнула Мариничева.

Спасибо внутреннему туризму?

Как отметил Дмитрий Зубков, увеличение посещаемости торговых комплексов может быть связано и с ростом спроса на внутренний туризм. Напомним, что по данным опроса SuperJob, Петербург вошел в топ-5 направлений для осеннего отдыха у россиян.

— Я сам недавно побывал в Москве. Купить билеты обратно в Петербург оказалось непросто, их всех на ближайшее время практически полностью раскупили, — поделился Дмитрий Зубков.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Он добавил также, что такой рост спроса на отдых в Петербурге должен обнадежить участников рынка в отношении осенних и зимних перспектив.

Как отметил Максим Левченко, такой тренд сыграл на руку только тем ТЦ, которые расположены около вокзалов и в центре города. Отдаленные от них комплексы притока покупателей-туристов не ощутили.

Погодные аномалии

Директор департамента торговой недвижимости PPF Real Estate Russia (компания-собственник ТК «Невский Центр») Екатерина Трушлякова также отметила, что в комплексе заметно оживление покупателей.

— Мы тоже в наших ТРЦ почувствовали, что люди вернулись с дач и соскучились по городской жизни. Восстановление трафика в торговых комплексах связано в первую очередь с желанием обновить гардероб к осени. Пришло время немного утеплиться и подготовить детей к школе. На прошедшей неделе положительный тренд роста посещаемости сохранился, что способствовало увеличению выручки арендаторов ТК, — рассказала Екатерина Трушлякова.
Фото: Lubos Pavlicek/globallookpress.com
Фото: Lubos Pavlicek/globallookpress.com

Как считают участники рынка, рост посещаемости может быть связан и с…аномально холодной погодой в конце августа и обрушившимися на город ливнями, гулять под которыми по улицам мало кто любит.

— Когда мы готовим аналитику, то, естественно, учитываем погодные факторы. Понятно, что когда погода хорошая, людей в ТЦ меньше, — пояснил Михаил Зубков.

On-line больше не все наше?

Как признают большинство участников рынка, вслед за посещаемостью выросли и показатели по объемам покупок в off-line примерно на 20%. Здесь свою роль сыграла психологическая усталость горожан, как и многих россиян, от интернет-магазинов, «где нельзя ничего потрогать и своими руками выбрать товар среди нескольких аналогов позиции».

По данным Алены Мариничевой, средний чек вырос, но этот тренд вряд ли стоит связывать с большей покупательской способностью или с большим количеством покупок.

— Скорее, рост среднего чека связан с общим ростом цен на товары, но мы так тщательно не мониторим эту ситуацию, как это делают ретейлеры, — подчеркнула она.
Фото: Vit Cerny/globallookpress.com
Фото: Vit Cerny/globallookpress.com

По словам аналитика ГК «ФИНАМ» Алексея Коренева, сейчас действительно наблюдается усталость покупателей от покупок в Интернете и «отскок» в сторону off-line. Так, для многих походы в ТЦ по выходным дня, если нет своей дачи, были способом провести время. Люди шли не только за покупками, но посещал кинотеатры и заведения общепита, отправляли детей в игровые комнаты,

— Теперь ограничения частично снимаются, и население возвращается к прежней жизни. Всегда есть та категория покупателей, для которых шопинг — это целый процесс, включающий, в том числе, консультацию с продавцом и длительный по времени выбор. И если щетку, плойку, фен просто купить на интернет-площадках, то такого нельзя сказать об обуви, одежде, всем том, что человек носит. Многие уже и столкнулись с ситуациями, когда на известных платформах, заказывали, например, взрослый купальник перед отпуском, а приходил детский, а времени на перезаказ уже не было, — отмечает Алексей Коренев.

Как считает аналитик, через какое-то время баланс между off-line и on-line восстановится. В целом же Петербург через 3-4 месяца ожидает такой же сценарий развития, как в городах, где ограничения были сняты раньше, как в Москве, Красноярске, Екатеринбурге.

Член Гильдии маркетологов, основатель и генеральный директор «Лаборатории трендов» Елена Пономарёва также подчеркивает, сейчас есть интерес к off-line во всем, что касается товаров «non- food». В пандемию интернет-покупки стали спасением и выходом, но теперь люди снова хотят впечатлений и эмоций от самого процесса шопинга. В будущем соотношение off-line и on-line приобретений, по оценкам Елены Пономаревой, составит 40 на 60%.

ТорговляДеньги
Новости партнеров