Заполнение протокола, долгое подтверждение — а не угнан ли самокат, и вот Дмитрий — вместо утренней поездки на самокате уже отправляется в ближайшее отделение.
— Всё заканчивается тем, что выписывают протокол. Он вышел наиболее щадящим из тех, которые могли бы быть, потому что в Питере самокат признан пешеходным транспортным средством, — поделился Дмитрий Гордов.
Любопытная ситуация — человека на электросамокате признали пешеходом, за что и оштрафовали. Однако не всеми средствами индивидуальной мобильности такими, как к примеру, у Дмитрия можно управлять без водительского удостоверения.
— Исходя из технических характеристик, мы понимаем, что мощность данного самоката более 250 ватт, по заявленным — где-то 600, должны быть водительское удостоверение категории М, что и было по факту, и мы можем данного человека считать водителем, — пояснил автоэксперт Максим Багаев.
Но всё-таки — пешеход. А пешеходы на самокатах могут быть очень опасны — провоцирование аварий на проезжей части, столкновение с велосипедистами, скейтерами и собратьями-самокатчиками — уже на тротуаре. И тараны ничего не подозревающих пешеходов — часто с очень печальными последствиями.
Петербург стал лидером среди городов России по числу ДТП с детьми на электросамокатах. В 2020 году — 46 происшествий, двое из них с детьми. Все получили травмы. А за семь месяцев текущего года — 58 ДТП, пострадали шестеро детей. Что и говорить, Петербург — столица электросамокатов.
Во многом такую печальную статистику делает получивший широкое распространение кикшеринг — самокат на прокат. Доступ к средству индивидуальной мобильности может получить едва ли не любой желающий.
— Вот эти парные катания, то есть дети по аккаунту родителей катаются вдвоём, втроём на самокате, в итоге не справляются с управлением. Получают травмы, и мы получаем больший негатив и стресс для общества, — объяснил автоэксперт.
Ещё до конца так и не понятно, где место электрическому гонщику — на дороге среди машин или на тротуаре среди пешеходов?
— По характеристикам самокат чуть мощнее велосипеда, но глобально это примерно одно и тоже — у великов есть четкая инструкция. Что он должен двигаться в правой части дороги, если это возможно. Если он перевозит ребёнка в прицепе, то по тротуару, но глобально его место — на дороге. А у самоката есть определённые дыры в законодательстве, — заявил Гордов.
Минтранс уже неоднократно пытался внести ясность в этот вопрос — к примеру, ограничением скорости и возрастным цензом на использование девайса. И вот появилась финальная версия пакета поправок в ПДД.
Лимит ограничения скорости — 25 километров в час. Есть и ограничение по весу — не более 35 килограммов для движения по тротуару или в пешеходной зоне, хотя вроде бы все самокаты не превышают эту планку. Ну и правила движения по проезжей части — самокат должен иметь тормоза, звуковой сигнал, светоотражатели и фонари, движение на нём разрешено только правой стороне проезжей части.
Эксперты полагают, что новые ограничительные меры от Минтранса призваны снизить градус социальной напряженности — и во многом правы. Этот градус достиг такой точки, что народные массы готовы взяться не только за самокатчиков, но и за сами самокаты.
Самокаты отправляют в утиль — в урны, пытаются победить электронного врага грубой физической силой. Оригиналы даже запустили челлендж — с кодовым названием «Искупай самокат».
Слабо вериться, что способы эти действенные, скорее даже противозаконные. Автоэксперты предлагают обратиться к опыту западных стран и полностью исключить контакт самокатчиков и пешеходов. Оставить им только велодорожки и даже выделенные полосы общественного транспорта. Возможно ли это?
— Вопрос не в законодательной инициативе, а именно чтобы сами граждане понимали, что они управляют транспортным средством, источником опасности. Если есть смертельные случаи и травмы, то каждый, кто управляет — водитель. Он должен понимать ответственность за езду, - подытожил автоэксперт.