Жизнь Виталия Баганова в Петербурге могла бы стать одной из миллиона подобных, утонуть в равномерном потоке, раствориться, пройти незамеченной другими, но он попробовал всё изменить. Теперь он баянист, снимающийся исключительно в эпизодах и играющий исключительно русских.
Вначале будущий актёр хотел быть учёным. Поступил в ЛГУ (СПбГУ) на факультет астрономии — он и поныне существует. Четыре года отучился, получил диплом, и вдруг понимает: всё должно быть иначе! И подаёт документы в ЛГИТМиК — нынешний РГИСИ, Российский государственный институт сценических искусств. Вскоре нашлась работа в театре им. Ленинского комсомола (сегодня это «Балтийский дом») и в театре им. Комиссаржевской. Залететь на широкие экраны удалось в компании народного артиста РСФСР Игоря Дмитриева и Виктора Терехова — правда, ролью его работу назвать трудно. Ведь это была короткометражка «Неподвластные метры», созданная по заказу ГАИ — игровой плакат о правилах перехода улиц и дорог. Таких картин в прошлом веке сняли несколько десятков, сейчас в открытом доступе отыскать свидетельство кинодебюта Баганова уже и невозможно.
В 1979-м, год премьеры «метров», Виталия пригласили на роль матроса Малахова в «Инженере Графтио» — биографическом фильме о реально существующем инженере, которого играл Анатолий Папанов. Тут у Баганова уже была целая сцена, где он рассказывал барышням, зачем делегация прибыла на реку Волхов. В том же году ему попалась роль констебля Рэнса в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и ещё пара десятков таких же второстепенных. За десять лет ни одной главной роли Баганову отчего-то не доверили.
Возможно, отчасти и поэтому в 1991 году актёр уехал жить в Штаты и прекратил сниматься на долгие семь лет. В 1998-м на экраны вышла «Тройка» — работа США и Югославии. Ещё один фильм, который сегодня найти во всей Сети практически невозможно. Зато удалось зацепиться в индустрии, и тогда же ему предложили сначала роль бармена в сериале «Закон и порядок», а потом он играл русского бандита Валерия в «Клане Сопрано» от HBO. Это принесло ему не только деньги, но и известность — пусть и по большей части как «русского Валерия». Потому что создатели намеренно оставили в сериале интригу по поводу того, жив он или нет, и что с ним стало.
— Это вопрос, который мне задают больше, чем любой другой. Это сводит людей с ума: «Где русский? Что случилось с русским Валерием?». Мы можем сказать: «Ну, он выжил и участвует в большой войне мафии с русскими», или «Он умер в лесу». Но мы хотели сохранить двусмысленность. Знаете, не на всё в жизни дают ответы, — заявил на это один из авторов «Клана Сопрано» Теренс Винтер.
За «Сопрано» последовал фильм «Осколки Эйприл» с Кэти Холмс в главной роли — правда, конечно же, снова ему достался лишь эпизод. Да какой! Он играл полусонного человека. Зато не русского.
В «C.S.I.: Нью-Йорк» (2004) Баганов снова должен был изображать россиянина — доктора Богдана Иванова. И даже в «Экторс Плэйграунд Театре» в постановку «Одна абсолютно счастливая деревня» по одноимённой повести Бориса Вахтина, поставленную режиссёром Алексеем Бураго, его позвали соотечественники. Там русскими были уже все. В «Солте» с Анджелиной Джоли он предстал в качестве русского президента.
Русского артист играл в «Афганце» и «Поздней ночи с Конаном О’Брайэном», и в короткометражках «Поверь в мечту» и «Роль мужа», в четырёх эпизодах сериала «Американцы» и «Русской комнате».
Играть русского ему пришлось даже в компьютерной игре: в 2008—2009 годах Баганов озвучивал международного преступника Родислава Булгарина в легендарной компьютерной игре GTA IV и The Ballad of Gay Tony. Но лучше ли играть русского за границей, чем быть собой в родной стране?