Жители бывшего доходного дома Эрлиха и Эттингера в Петроградском районе во время капитального ремонта отказались менять исторические окна в парадной на пластиковые, и сами отправили два из них на реставрацию. Центральные створки каждого окна украшает имитация витража. В этом и ценность: домов в Петербурге, где применяли такую технику, и это наследие дошло до наших дней — всего несколько штук. Несмотря на то, что дом построен в 1910 году, объектом культурного наследия не является. А фонд капремонта реставрационные работы проводить не уполномочен.
— Витражи в нашем доме выполнены в уникальной для Петербурга технике. Это фальш-витраж. Нанесение краски с обратной стороны стекла с послойным запеканием, — пояснил житель дома № 18 на Зверинской улице Сергей Богач.
В парадной дома № 18 на Зверинской улице из 10 окон сохранилось всего три, на стекле которых сквозь столетие всё ещё красуются гербы. Как предполагают жители — фамильные. Возможно, принадлежат семьям архитектора Эрлиха и домовладельца Эттингера. Сейчас над происхождением этих геральдических символов ломают голову специалисты Эрмитажа.
— И после того, когда они выдадут нам некое экспертное заключение по этим гербам, мы будем уже работать с витражистами, которые в существующей технике должны нам воссоздать, вероятно, то, что здесь было, — отметил Сергей Богач.
Так называемый фальш-витраж — более экономичный способ декорирования, и, соответственно, менее ценный, чем трудоёмкое создание настоящих картин из цветного стекла. Может быть, поэтому до наших дней сохранилось всего несколько примеров, где применяли подобную технику. По программе капремонта исторические окна должны были заменить на современные пластиковые, ведь здание хоть и построено в стиле модерн в 1910 году — не является объектом культурного наследия, но жители этому воспротивились.
— Мы обратились в фонд капитального ремонта. Они объяснили нам, какие существуют процедуры легальные для того, чтобы исключить замену окон из программы капремонта. И, соответственно, по списку этих процедур провели общее собрание жителей, где более чем 2/3 голосов проголосовали за исключение окон из программы капремонта, — заявил Сергей Богач.
Жители дома за свой счёт отправили два окна с псевдо-витражами на реставрацию. На остальных восьми рисунок был утрачен. Чтобы воссоздать их первоначальный облик, собственники планируют объявить коллективный сбор денег — через краудфандинговую платформу. И положительный опыт у них уже имеется. По этой же схеме неравнодушные к историческому общедомовому имуществу жильцы в прошлом году собрали более 450 тысяч на реставрацию дверей.
Историческую внешнюю дверь в 90-е заменили на железную — безопасность тогда казалась важнее. Как она выглядела по первоначальной задумке архитектора Эрлиха, удалось установить только благодаря труду Сергея Доспехова по чёрно-белой фотографии. Раньше работая в проектном институте, он ходил по Петербургу с фотоаппаратом, фиксировал исторические элементы зданий.
— Я в какой-то момент по своей инициативе решил дверями заняться. Потом так получилось, что все эти фотографии не попали в архив института. Ну так, знаете, бывает, за текущей работой дело до этого не дошло. Потом с институтом случились трудности, вообще стало не до того, — вспоминает архитектор Сергей Доспехов.
Из-за увлечения петербургского архитектора — а фотографией исторических элементов он занимается уже больше 20 лет — в культурной столице удалось воссоздать далеко не одну оригинальную входную группу. Например, снимки Сергея помогли восстановить двери дома Бака на Кирочной улице. Как и дому Эрлиха, этому зданию повезло с неравнодушными жильцами. А вот с теми, кто занимался капремонтом, — нет.
— У нас были еженедельные совещания по субботам с представителями фонда капремонта, жилищного комитета, УК и прочих чиновников, которые отвечали за капремонт, но работы не приостанавливались. И на лицевом фасаде дома основные работы были выполнены в критически минусовые температуры, — сетует жительница дома Бака Марина Жукова.
С дома то и дело падали тяжёлые куски штукатурки при том, что капремонт сделали меньше двух лет назад. И это только малая часть претензий жителей. Всего они насчитали 75 недочётов.
— Когда нам распилили исторические козырьки, и потом в итоге их сварили. И потом таким образом нарушили историческую конструкцию, и размеры не соответствуют реалиям — не стыкуются козырёк с коромыслом двери, — отмечает Марина.
Чиновники фонда капремонта уверяют — подрядчик по гарантии все недочёты устранит. Но если такое происходит с объектом культурного наследия — то, что говорить об исторических памятниках, которые не охраняются государством. Полюбоваться техникой имитации витражей в доме Эрлиха можно будет и спустя десятки лет. Только благодаря инициативе и неравнодушию его сегодняшних жителей.