Всего три года — и токсичная история «Красного бора» останется в прошлом. Сразу шесть организаций под руководством Федерального экологического оператора готовы приступить к реализации масштабного плана по рекультивации полигона опасных отходов.
Это уже второй этап общественных слушаний. На первом жителям рассказали о том, как изолируют полигон от контактов с окружающей средой: построят защитную стену протяженностью три с половиной километра и создадут противофильтрационный экран, который отведёт дождевой слив от токсичных захоронений. Теперь общественников посвятили в план переработки 330 тысяч кубических метров отходов — опасный коктейль из ацетатов, мышьяка, хлороформа и других элементов.
Действующие сейчас на полигоне очистные сооружения со своей задачей не справляются, поэтому на территории возведут новую опытно-промышленную установку. Она позволит переработать содержимое резервуаров «Красного Бора», чтобы получилось 95% чистой воды и 5% геокомпозитного материала — им можно будет засыпать открытые карты.
— Мы постараемся, как это ни странно звучит, из отходов получить продукты. И именно их в использовании использовать и для рекультивации полигона, и иметь потенциал их ценности какой-то, скажем так, — отметил технолог Игорь Нечаев.
Все здания и сооружения, которые сейчас находятся на территории полигона, подлежат сносу, а инженерные системы — демонтажу. Ликвидируют даже деревья — для переработки их перевезут на специализированные предприятия.
Именно этот вопрос на общественных слушаниях вызвал больше всего вопросов. Жители и активисты переживают, что таким образом свалка превратится в новое мусороперерабатывающее предприятие.
— Для области Красного Бора формируется такой мини-заводик, а потом он остается на площадке! И возникает некое предположение: а не хочу ли на нём дальше, грубо говоря, продолжить переработку отходов. Вот именно это — ключевой вопрос. Поэтому мы и говорим: а почему заводик? Почему не рассмотрели другие способы обезвреживания, мобилизации и изоляции отходов, — возмутился общественный деятель Максим Шингаркин.
На что эксперты по рекультивации отвечают: несмотря на то, что к 2024 году «Красный Бор» превратится в зелёную лужайку, за процессами, происходящими в почве и над ней, надо внимательно следить годами, а то и десятилетиями.
— Объект с таким историей и с таким содержанием, безусловно, надо мониторить. И этот вопрос даже не обсуждается. По нашим расчётам, мы планируем, что приблизительно через два-три года объём упадёт, а через 25 останутся следовые концентрации раствора, — заявил Нечаев.
Да и на сколько эффективной окажется разработанная технология, эксперты предсказать пока не могут. В проекте используются проверенные в лабораториях методы.
— Проблема заключается в том, что, действительно, полигон не имеет объектов-аналогов. Соответственно, мы сегодня можем только строить предположения на основе различных методов математического моделирования. Но, к сожалению, наша процедура принятия решений на уровне экспертизы не предусматривает использование только этих методов, — объяснил технолог.
Нашлись у скептиков и другие вопросы: например, не навредит ли процесс рекультивации окружающей среде, и зачем с полигона придётся вывозить часть отходов при наличии такой современной системы переработки? Поэтому они решили провести дополнительную общественно-экологическую экспертизу за счёт общественных фондов. Время на изучение вопроса ещё есть: возводить защитную стену для изоляции полигона начнут только в конце 2022 года.