Телефонные мошенники стали ещё изощрённее, уверяют петербуржцы, попавшие к ним на крючок. Теперь, чтобы перевести деньги с карты, им не нужен ни PIN-код, ни три цифры на обороте (CVV-код).
Так, по словам Лидии Михайловны (имя изменено по её просьбе), ей позвонила девушка, представилась следователем. Сказала, якобы в Москве по доверенности кто-то пришёл получать её, Лидии, деньги.
Уверенный и встревоженный голос в трубке не дал пенсионерке опомниться. Лидия Михайловна была уверена: доверенности она никому не давала. Но продолжала выполнять указания якобы сотрудников банка. Те потребовали снять деньги, при этом диктовали ей прямо в трубку, что нужно говорить сотрудникам офиса.
У неё был шанс остановиться, даже когда все сбережения были на руках — деньгам уже ничего не грозило. Но телефонный мошенник держал жертву на психологическом крючке.
Один из отличительных признаков преступников — требование не прерывать разговор, не класть трубку. Пока собеседник на связи, на него можно воздействовать, управлять его действиями и не давать мыслить рационально, говорит психолог Елена Драгон.
— Пенсионеры уязвимы, доверяют госведомствам. Критическое мышление сужено. Когда кто-то звонит — вместо того, чтобы положить трубку, они продолжают коммуникацию, — говорит специалист.
Случай другой пенсионерки особенно интересен. Почти 250 тыс. из своих накоплений Мария потеряла не выходя из дома. Звонящий безапелляционно заявил: «Вам положена помощь 21 тыс. рублей. Вы должны дать, куда перевести, в какой банк».
— Стала диктовать номер, там одна цифра не сходилась. Потом она больше часа старалась перевести, но деньги не приходили, — вспоминает Мария.
Она уверяет, что код с обратной стороны карты и PIN-код не передавала. Обучена. Но деньги со счёта почему-то пропали. Как и в первом случае, жертва мошенников скрывает своё лицо. Боится, что её узнают. Но не злодеи, а свои, родные. Ведь «скажу — ругать будут», прямо как дети. А проблема — во взаимоотношениях.
— Нет уровня доверия или коммуникация происходит редко, потому что человеку, которому редко звоним, неудобно, да ещё и по такому случаю, — поясняет психолог.
Аналогично, по телефону, денег лишилась Надежда Матюнина. Потерянная сумма была не столь велика — больше огорчили сотрудники банка и полиции, которые не помогли даже зафиксировать ущерб.
— Несмотря на то, что было три суммы в течение трёх минут, они написали, что с меня снято всего 3 тыс. рублей, а не 14500. И я сама сообщила номер карты, коды, сама перевела деньги. В полиции написали, что по моему требованию разрешили перевод, — рассказала Надежда Васильевна.
Предостережения о действиях мошенников вывешены во многих общественных местах: возле касс, в транспорте, но этого явно недостаточно для борьбы с преступниками. Эксперты советуют завести такую памятку каждому пенсионеру, например, возле домашнего телефона.
— Дать себе время, отсрочку. Кладёте телефон, дышите, смотрите, настраиваетесь, включаете критическое мышление, — советует психолог. Неожиданные вопросы или родственники с должностью. Перехватывать инициативу. Просите назвать дополнительную информацию. Вы им схему портите, они дальше не могут работать.
Но пока противостоять мошенникам мало кому удаётся. Только по официальной информации, за 2020 год со счетов доверчивых людей вывели почти 150 млрд рублей. Чуть меньше половины из них ушли псевдоработникам банков, около трети — продавцам таблеток, остальное — подставным интернет-магазинам.