Общество
13:582 августа 2021

Без домогательств и мужских глаз: в Ленобласти предложили создать в метро женские вагоны

Выдвинутое предложение тут же раскритиковали во многих организациях. А вот петербургские пассажирки, оказывается, вовсе не против порой уединиться от брутальных взглядов.
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com

Вагоны только для дам предложили создать в российской подземке. С такой инициативой выступил первый заместитель председателя Общественной палаты Ленинградской области Владимир Петров. По его мнению, это позволит оградить женщин от домогательств в общественном транспорте. Предложение, выдвинутое мужчиной, тут же раскритиковали во многих организациях. А вот петербургские пассажирки, оказывается, вовсе не против порой уединиться от брутальных взглядов.

Без мужских глаз, рук и широко расставленных ног проезд в метро для женщин — комфортнее. Оказывается, считает так не только зампредседателя общественной палаты Ленобласти, но и многие пассажирки. Они признаются: в общественном транспорте им приходилось сталкиваться с неприятным поведением представителей сильного пола, а потому идею создания «женских» вагонов поддержали.

— Были, конечно, инциденты, когда мы заходили, и были и пьяные, и валялись, и такое… Неприятные моменты были, да, — говорит одна из пассажирок метро.
— Я сталкивалась с этим в автобусах раньше, сейчас, конечно, уже нет такого. Но наверняка в давке ещё присутствует. А пока училась в институте — да, были такие моменты. Поэтому, когда час пик, было бы очень актуально, конечно, — вторит другая.

Поддерживают девушек и психологи. Говорят, риски сексуальной атаки в подземке общество явно недооценивает.

— К сожалению, это очень частая история, имеет место быть, особенно в час пик. Когда свободно, это, конечно, единичные случаи, но в час пик, когда люди прижаты друг другу — да, к сожалению. Людям всем это достаточно сильно не нравится, они вынуждены, об этом говорить, и это вызывает много чувств, очень противоречивых и неприятных, — пояснила психолог Виолетта Кобер.

Зампред общественной палаты Владимир Петров признаётся, что, предлагая создать отдельные «женские» вагоны в метро, основывался на обращениях горожан. Леди жаловались ему на откровенные домогательства, а также физический дискомфорт во время давки в часы пик.

— Именно в ходе такого разговора я пообещал обратиться в профильное министерство, чтобы решить этот вопрос по аналогии с Азией и даже частью Европы в виде предоставления специальных вагонов для женщин. Ведь никого на сегодняшний день не смущают места для инвалидов или женщин с детьми, — объяснил своё предложение чиновник.

Разделение вагонов на «общие» и «для дам», по мнению Петрова, уменьшит «транспортный харрасмент» в мегаполисах и успокоит многих женщин. Письмо со своим предложением зампред общественной палаты Ленобласти уже направил главе Минтранса РФ.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Идея создания женских вагонов тут же вызвала массу противоречивых мнений. С одной, стороны, это явно оценят те, кто уже сталкивался с неоднозначным поведением со стороны противоположного пола в общественном транспорте. С другой стороны, а не отразится ли это на демографии? Неспроста же метро считается одним из самых популярных мест для знакомства в Петербурге.

Критика на вагоны с буквой «Ж» обрушилась на самом деле нешуточная. Во-первых, по мнению экспертов, такой запретный плод может только подстегнуть любителей распускать руки.

— К сожалению, если такие люди будут прорываться в этот вагон, это вызовет ещё большую волну тревоги, агрессии и последствий. Вот тут при желании облегчить женщинам эмоциональное состояние очень легко, наоборот, его усугубить, — опасается психолог.

Во-вторых, проблему насилия это явно не решит, считают специалисты. Для защиты женщин требуется куда более основательная работа.

— Вообще такое ощущение, когда задают такие вопросы и делают такие заявления, что у нас все вопросы решены и ничем не надо заниматься. Я, например, поставила бы так вопрос, чтобы во всех муниципальных образованиях Москвы и Петербурга были открыты кризисные центры для женщин, для тех, кто подвергается домашнему насилию, — заявила председатель Союза женщин России Екатерина Лахова.

Раскритиковали предложение и в Совете Федерации. Инициативу сочли несвоевременной. Мол, прежде, чем говорить о безопасном женском транспорте, стоит сделать его в принципе безопасным.

— Не хватает транспорта, который оснащён кондиционерами, который низкопольный, который будет приспособлен для маломобильных групп населения, в том числе людей, которые передвигаются на инвалидных колясках, — заметила первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова.
Фото: Zamir Usmanov/ globallookpress.com
Фото: Zamir Usmanov/ globallookpress.com

А вот феминистки идею дамских вагонов, как ни странно, поддержали. Равенство равенством, а личное пространство и безопасность дороже.

— Я считаю, что это очень хорошая инициатива, потому что, ещё не будучи феминисткой, я помню, как мне в метро было дискомфортно. Кто-то на тебя пялится, кто-то зажимает твои ноги, раздвигая собственные, кто-то смотрит на тебя пьяными глазами, как вот перед Новым годом в метро очень тяжело ездить, — призналась гендерная исследовательница, феминистка, Белла Рапопорт.

Впрочем, разделение вагонов метро по половой принадлежности пассажиров в России эксперты не исключают. Ведь в ряде стран это уже произошло: вагонами для дам, например, могут похвастаться Япония, Арабские Эмираты, Индия и Бразилия. На «М» и «Ж» разделяются и купе в междугородных отечественных поездах. Правда, по статистике РЖД, для пассажиров решающим этот фактор при выборе билетов не является.


МетроЛенобласть
Новости партнеров