Реклама самой крупной и масштабной финансовой пирамиды в истории России заслуживает пристального внимания и даже в какой-то мере восхищения. Беспроигрышная ставка на образы, максимально близкие простым людям, на их повседневные нужды и желания просто и крайне эффективно сочеталась в этой рекламе с недостижимыми, но актуальными на тот момент мечтами. А главное – первое и второе с лёгкой руки создателей рекламы волшебным образом перемешивалось, и оказывалось, что самый простой ещё вчера советский гражданин вполне может прикоснуться к заоблачной мечте.
Началась история рекламных кампаний «МММ» ровно 30 лет назад, 31 июля 1991 года, когда пока ещё не легендарный кооператив оплатил целый день поездок на метро для всех москвичей. Что может быть ближе и понятней простому человеку, чем бесплатный проезд, да ещё для всех, чтобы никто не ушёл обиженным? Первое впечатление было произведено максимально верно.
Затем на свет появилась телевизионная сага о Лёне Голубкове, его супруге, сапогах и графике безудержного дохода. Харизматичного персонажа актёра Владимира Пермякова помнят сейчас все, кто в те времена уже пребывал в сознательном возрасте. Первый вклад в «МММ» принёс Лёне средства на сапоги для жены, а дальше «благосостояние семьи Голубковых» стало расти как на дрожжах. Шуба, мебель, автомобиль, а там и дом в Париже, и все «обновки» – одна за другой каждый новый месяц.
Брат-шахтёр, ругающий Лёню за то, что он «халявщик», оказался стратегически верным ходом: ведь нужно было как-то отвечать внутреннему цензору постсоветского человека, которого всю жизнь учили, что спекуляции – это нехорошо. Самой же сочной вишенкой на торте стала не столько поездка семьи Голубковых в США, сколько встреча в одном из роликов простого русского шахтёра Ивана Голубкова с самой любимой и популярной среди простых людей на тот момент зарубежной звездой – Викторией Руффо, или «просто Марией» из одноименного мексиканского сериала.
Конечно, создавал ролики не Мавроди, а режиссёр и продюсер Бахытжан Килибаев. Как рассказывал Килибаев значительно позже журналистам, сам он не считал, что Лёня Голубков – персонаж, с которым будет ассоциирован себя зритель. Скорее это был образ «придурковатого соседа». А раз уж у такого простака получилось, то у меня-то тем более получится!
А вот Мавроди, по словам Килибаева, придерживался другого мнения – он всё же считал, что в роликах транслируется именно типаж, который должен быть максимально близок самому зрителю. Очевидно, именно поэтому появились также ролики с молодой семьёй, которая радуется дивидендам от вкладов, потому что они «больше, чем стипендия», одинокая женщина Марина Сергеевна и пенсионеры Николай Фомич и Елизавета Андреевна.
Каждый обычный россиянин, у которого могла быть припрятана копейка «на чёрный день», пусть даже последняя, мог узнать в этих персонажах себя – и проникнуться доверием к кооперативу. По большому счёту, так и произошло – от «МММ» пострадали, по заявлению самого Мавроди в интервью Дмитрию Гордону, 15 миллионов человек, то есть более 10% всего населения страны (на тот момент).
Самым безумным моментом во всей истории «МММ» является тот факт, что Мавроди, выйдя на свободу, довольно легко в 2011 перезапустил свой «бизнес». И люди снова понесли ему деньги! Более того, он даже сам в своём блоге назвал новый проект пирамидой и пообещал, что доверившие ему свои деньги люди могут потерять их в любой момент. Но мечтающих о состоянии из ниоткуда людей это не остановило. Иронично, что свой проект Мавроди открывал и в других странах, и особой популярностью он пользовался в Нигерии.
Мошенники и организаторы финансовых пирамид до сих пор поклоняются «гению Мавроди». Тогда же, в 2011 году в России появилась другая крупнейшая финансовая пирамида – «Кэшбери». Само название организации намекало, что это компания, где легко можно «поднять кэш». Вот только в итоге её вкладчики потеряли три миллиарда рублей.
Рекламные и прочие манипуляции создателей «Кэшбери» соответствовали новому духу времени. Для рекламы пирамиды её основатель Артур Варданян нанял самых популярных поп-звёзд: Николая Баскова и Ольгу Бузову. Несмотря ни на что, этим певцам до сих пор доверяют миллионы их поклонников – а значит, потенциальных инвесторов. И, конечно, не обязательно быть фанатом Бузовой или Баскова, чтобы попасться на удочку такой «народной рекламы».
Особенно впечатлил россиян Николай Басков: в 2018 году он исполнил «гимн «Кэшбери», в котором пообещал потенциальным вкладчикам «денежный дождь» на «планете Кэшбери», а заодно – «счастья, мира, достатка». Громко и без стеснения Басков заявлял зрителям:
С «Кэшбери» мы все – свободные люди,
С «Кэшбери» мы все – миллионеры!
Всего через полтора месяца, 11 сентября 2018 года Центральный банк РФ объявил компанию мошеннической.
Ярко засветилась в рекламе мошенников и главная «звезда» современной России – Ольга Бузова. В момент расцвета «Кэшбери» она выложила на своей странице в инстаграме сториз, где она выступала для «крупной компании». А перед видео с собственно выступлением певица произнесла на камеру целую речь:
– Я современная девушка, и у меня есть своя криптовалюта – бузкоин. Я много общаюсь с криптоинвесторами. Вчера я посетила крупное событие в Москве и узнала, что вчера на биржу вышла новая криптовалюта – кэшбери. У меня полный восторг! Только подумайте: за первый месяц торгов оборот кэшбери-коин достиг 20 миллионов долларов! А ведь это только старт торгов. Очень хочу поделиться этим с вами, будущее за криптовалютой!
Помимо Баскова и Бузовой, в рекламных кампаниях пирамиды «Кэшбери» принимали участие Валерий Меладзе, Анфиса Чехова и комик и музыкант Сергей Мезенцев. По оценкам экспертов, от действий мошенников в стране пострадали до 400 тысяч человек. Конечно, до «свершений» Мавроди Варданян не дотянул, но постарался от души.
После краха пирамиды на Баскова и Бузову подал в суд житель Анапы Дмитрий Ружников. Дмитрий – инвалид, передвигающийся на костылях. В течение 25 лет мужчина откладывал деньги на операцию в Израиле, но увидел, как Бузова и Басков рекламируют «Кэшбери» – и поверил звёздам, решив, что уж они-то не обманут.
Накопленные за четверть века и более чем полжизни 880 тысяч рублей он вложил в пирамиду, но остался ни с чем. Ошеломлённый случившимся, инвалид подал на поп-исполнителей в суд, однако на заседание они не явились. Как рассказал журналистам адвокат Ружникова, инвалид надеялся, что «его случай заставит звёзд нести ответственность за участие в рекламе финансовых пирамид».
Впрочем, тогда Басков заявил СМИ, что инвалид сам виноват: «человек сам на это шёл», а нужно было понимать, что «лёгкая нажива связана с большими рисками». Тот факт, что эти риски маскируются для простых людей именно яркими фантиками рекламы со звёздами, «народного артиста», очевидно, не тронул.
Совсем свежей можно назвать историю другой очень крупной и популярной современной финансовой пирамиды – «Финико». Буквально накануне, 30 июля в Казани задержали, а позже арестовали основателя «Финико» Кирилла Доронина. Сама пирамида обрушилась в июне.
Как и его «коллеги», Доронин делал ставку на всю страну. Базировался, однако, его «бизнес» в Татарстане. По заявлению местных СМИ, в правоохранительные органы Татарстана поступило не менее сотни обращений от вкладчиков «Финико», причём суммы ущерба доходят до 10 миллионов рублей.
Доронин предлагал вкладчикам доход до 25% в месяц. За чуть менее чем полтора года существования «Финико» похитила у своих акционеров 80 миллионов рублей. Не довольствуясь одним лишь типом целевой аудитории, Доронин и компания создавали сайты самых разных видов, с разным дизайном, контентом и функционалом, маскируясь как под «народную компанию для парней в теме», так и под «элитных господ», которым нравится лаконичный дизайн, а контент – минималистичный и только на английском. Меняли они адреса своих сайтов и для того, чтобы «заметать следы».
В качестве своего «рабочего оружия» компания «Финико» использовала универсальное средство XXI века – фейковые аккаунты красивых девушек в соцсетях и мессенджерах. «Красотки» писали людям и предлагали вложиться в «игры на бирже» через «проверенного брокера». Сама же компания заявляла, что её создатель «сделал открытие, взломав схему работы бирж», и теперь получает деньги без потерь.
«Новоприбывшие» вкладывали деньги и, действительно, получали на руки ощутимые дивиденды. Каждого включали в чат, где другие люди хвастались прибылью, купленными машинами и прочими достижениями. А ещё – рассказывали, как взяли крупный кредит, и уже получили больше, чем вложили. Каждого новичка мотивировали взять большой кредит, но, вложив серьёзную сумму, вывеси её целиком было уже нельзя – в какой-то момент кошелёк блокировался.
В 2020 году в стране наблюдался всплеск деятельности финансовых пирамид. По данным Банка России, за прошлый год было обнаружено 220 таких организаций. Об этом в январе текущего года заявил в телеэфире Валерий Лях, глава департамента противодействия нелегальным практикам Центрального Банка РФ.
Представитель банка напомнил также, что, прежде чем вложить свои деньги в новую компанию, следует зайти на сайт ЦБ и проверить наличие у неё лицензии на предоставление финансовых услуг. Если компания в списке лицензированных не обнаружена, то предоставлять финансовые услуги и собирать деньги с граждан с обещанием вернуть с процентами она не имеет права.
К слову, за январь-июнь 2021 года, по данным Банка России, было выявлено уже 146 финансовых пирамид – а это в 1,5 раза больше, чем за первое полугодие 2020. Список обнаруженных пирамид также публикуется на сайте ЦБ с июня 2021 года, так что стоит свериться с главным финансовым регулятором страны, прежде чем доверять новому проекту свои сбережения.
Особенно стали популярны у мошеннических «хайп-проектов» сейчас криптовалюты, часто людей донимают нелегальные, а то и вовсе фальшивые Форекс-дилеры. Мы уже рассказывали о том, как на самом деле работают криптовалюты и стоит ли в них вкладываться, если вы не обладаете достаточной компетенцией.
Всего же за первое полугодие 2021 года ЦБ нашёл на территории страны 729 «организаций с признаками нелегальной деятельности и финансовых пирамид». За время самоизоляции мошенники ещё лучше освоили онлайн-пространство, и в последнее время всё чаще заказывают рекламу у блогеров. Так что будьте внимательны и осторожны, и не доверяйте рекламным песням звёзд и обещаниям даже самых любимых инфлюэнсеров.