Почти 70% жителей СЗФО запланировали ремонт дома на лето и начало осени. Сложные работы, такие как строительство, монтаж сантехники и электрики, горожане ещё готовы поручить специалистам. Но с поклейкой обоев, покраской стен, укладкой паркета или ламинита многие уверены, что справятся сами с привлечением родственников и знакомых.
В пандемию петербуржцы, как и все россияне, стали покупать меньше строительных материалов и техники, но зато дороже. Вынужденная самоизоляция и длительное пребывание дома теперь заставляют задуматься о необходимости обустройства spa-зоны в ванне и обоях, шторах, коврах и другого текстиля с природными мотивами, например, с изображениями буйной растительности и обитателей джунглей. Ещё один модный тренд — это выращивание микрозелени и пряных трав на подоконнике и превращение балконов в оранжереи.
Чаще на ремонт своими силами решается молодёжь, ещё не имеющая горького опыта в этом непростом вопросе и надеющаяся сильно сэкономить, чтобы в итоге получить картинку как в Instagram. Эксперты констатируют: в Интернете теперь можно найти абсолютно любые инструкции и советы, но далеко не факт, что они будут профессиональными и сработают.
Как сообщили в пресс-службе Avito, по данным опроса портала в СЗФО заняться ремонтом в ближайшие три-четыре месяца планируют 66% жителей. Клеить обои, вешать полки и циклевать полы такие люди намерены самостоятельно, «запрягая» родственников и друзей. Всего было опрошено 10 тыс. человек по России старше 18 лет.
— За самые сложные работы: строительство, сантехнику и электрику, горожане всё же не решаются браться и делегируют эти работы профессионалам, — пояснили там.
Так, петербуржцы больше жителей других регионов при ремонте труб боятся затопить соседей или, например, получить удар током из-за проблем с проводкой при устройстве обогрева полов, что актуально для сурового климата Северной столицы.
Полностью нанять бригаду готовы 30% опрошенных.
— Этот вариант чаще выбирают женщины, которым проще не вникать в подробности ремонта, — пояснили в пресс-службе компании.
Большая часть ремонтов, даже капитальных, обходится без дизайн-проекта. Так, о проекте будущего интерьера заботятся только 8% (СЗФО). В Москве процент дизайнерских ремонтов выше — 14%, почти столько же в Петербурге — 13%.
Большинство респондентов намерены экономить на ремонте, как только могут. Так, 24% планируют потратить до 30 тыс. рублей, ещё четверть — от 30 до 50 тыс. рублей. Тех, кто готов задрать планку до 100 тыс. рублей и выше, лишь 20%.
В пресс-службе «МТС Банк» сообщили, что с начала года наибольший прирост транзакций в торговых точках Петербурга наблюдался на мебель — 71%; обои, краски — 65% и товары для дома — 62% в годовом выражении. Также значительно вырос спрос на бытовое оборудование (плиты, холодильники, посудомоечные и стиральные машины, кондиционеры и т. п.) — 46% и строительные материалы — 24%.
— Средний чек на большинство рассматриваемых товаров увеличился примерно на 20%, а на товары для дома и стройматериалы — на 10%, что свидетельствует о произошедшем росте цен за год. Стоит отметить, что в 2020 году при изучении трат россиян с наступлением дачного сезона аналитики наблюдали снижение среднего чека, — отметили в пресс-службе МТС Банка.
По словам эксперта по ЖКХ (экс-руководитель управляющих компаний дочек ЮИТа и ЭталонЛенСпецСМУ) Аллы Винник, в сумму около 50 — 100 тыс. рублей можно уложиться, если речь идет локальном, а не комплексном ремонте в новостройке, и, конечно, своими силами.
— Если же речь идёт о втором варианте в новостройке, допустим, в еврооднушке площадью 47— 50 «квадратов», то без учёта стоимости материалов работа бригады обойдется в сумму уже под 1 млн рублей. Но это будет ремонт качественный, и на пять лет о каких-то работах можно будет в принципе забыть. Другой вопрос в том, что нормальных бригад на рынке очень мало. Контакты таких людей, как правило, передают по родственникам и друзьям как бесценную информацию. Часто к этим специалистам надо стоять «в очереди» долгими месяцами, у кого-то расписание уже может быть составлено и на год, — поясняет эксперт.
Как добавляет Алла Винник, с бригадами, найденными в Интернете, часто складывается следующая картина: работники бойко приступают, потом куда-то растворяются, а заявляются уже с тем, что не укладываются в сроки и сметы. Заказчики начинают поиск новых исполнителей, круг замыкается, и ремонт стоит годами на месте.
С тем, что средний чек и затраты на ремонт выросли, согласен региональный менеджер региона «Северо-Запад» ОБИ Россия Павел Удодов.
— Изменились структура чека и количество товаров. Во-первых, это связано с бумом загородного строительства, а также многие жители Петербурга воспользовались льготной ипотекой и сейчас делают ремонт в новых квартирах. Во-вторых, из-за сложной эпидемиологической обстановки люди стараются реже посещать магазины и за один визит в гипермаркет сразу покупают всё необходимое для ремонта и декора дома. В-третьих, значительно выросли продажи интернет-магазина, и при онлайн-заказе покупатели также стараются включить все необходимые товары в одну доставку, — пояснил он.
Как считает контролёр управления магазина «Леруа Мерлен» Партизана Германа Никита Федин, корзина стала дороже за счёт того, что клиенты начали брать чуть меньше товаров, но более дорогих (лучшего качества). Средняя стоимость одной позиции покупателя выросла на 15%.
Как отмечают участники рынка, пандемия серьёзно изменила представления горожан об идеальном ремонте.
По словам Павла Удодова, сейчас многие превращают санузел из советских времен в современный spa-комплекс. Поэтому сейчас повышенным спросом пользуются плитка, керамогранит, сантехника, мебель для ванной, душевые кабины, унитазы, особенно популярны инсталляции, и всевозможные аксессуары.
Как добавляет Павел Удодов, за время пандемии, карантина и самоизоляции люди стали гораздо больше времени проводить дома и стремятся даже в городских квартирах быть ближе к природе.
— Многие жители Петербурга увлеклись цветоводством, активно покупаю комнатные растения и озеленяют балконы. Также сейчас очень популярно выращивание микрозелени и пряных трав на подоконнике. Этот тренд прослеживается и в дизайне интерьеров, покупатели отдают предпочтение натуральным материалам и отделке, имитирующей текстуру дерева, камня или кожи. Также сейчас очень популярны обои, шторы, ковры и другой текстиль с природными мотивами, например, с изображениями буйной растительности и обитателей джунглей, — рассказывает Павел Удодов.
Тренд на близость к природе отмечает и Никита Федин.
— Всё чаще клиенты хотят добавить в интерьер текстур или фактур натурального происхождения. Гармонии можно достичь за счёт грамотного соотношения цвета и света в интерьере. Ввиду того, что работа и дом у большинства стали неразрывно связанными, большинство клиентов стали задумываться о многофункциональности и эргономике мест в помещении и разделения его на зоны. Необходимо много мест для хранения вещей, чаще всего закрытого, чтобы пространство было чистым и аккуратным, — говорит он.
По словам Никиты Федина, длительный приоритет для покупателей — это обустройство загородного жилья. Огромным спросом пользуются сейчас газонокосилки, качели, гамаки, бассейны и т. д.
Примечательно, что чаще всего связаться на свою голову с самостоятельным ремонтом рискует молодёжь.
— Чаще всего решаются на самостоятельный ремонт молодые люди в возрасте 18 — 24 лет (59% опрошенных в группе). Здесь стремление сэкономить, отсутствие ремонтного опыта и дух авантюризма становятся главными стимулами, чтобы попробовать сделать всё самим, — отмечают, в частности, в Avito.
Павел Удодов подтверждает: молодых покупателей стало намного больше.
— Они следят за трендами в дизайне интерьеров, активно ведут соцсети и для них важно, чтобы даже съёмное жильё хорошо смотрелось не только в жизни, но и на фото. А если они делают ремонт в своей первой квартире, то она точно должна выглядеть не хуже, чем идеальная картинка из Instagram. Молодые покупатели чаще всего приходят к нам за обоями с модными принтами, трендовыми светильниками, ярким и необычным декором — вазами, подсвечниками, постерами, посудой, зеркалами, декоративными фигурками, текстилем и т. д., — поясняет он.
Как добавляет Никита Федин, у молодёжи основными факторами выбора являются цена и марка товара. Такие покупатели ориентируются на качество товара, исходя из имеющихся финансовых средств. Демонстрируют большую готовность к самостоятельному выполнению ремонта, если это касается косметических работ.
Алла Винник советует ремонт своими руками молодёжи только в том случае, если они в своих навыках уверены. Потому что зачастую происходит так, что «опыт» приобретается с третьей-четвёртой попытки, а деньги и время уже упущены. В итоге средства тратятся те же, что и на профессионалов. Верить роликам на Youtube эксперт не советует: там напороться можно и на откровенно неадекватные советы.