Культура
12:1222 июля 2021

Стремящийся к совершенству: Борис Эйфман в 75 лет ищет формулу идеального танца

Хореограф признаётся, что находится на пике своего творческого потенциала.
Борис Эйфман/ Фото: 78.ru

Сегодня Борису Эйфману исполнилось 75 лет. В честь юбилея в Александринском театре в этот день пройдёт праздничный гала-концерт.

Постоянное стремление к совершенству: идеальный свет, безупречная хореография. На репетициях Борис Эйфман чаще всего говорит артистам: «Вы еще не знаете своих возможностей. Пробуйте».

Ведущий солист Театра балета Бориса Эйфмана Олег Габышев пришел в труппу 15 лет назад. Он играет Дмитрия Карамазова в легендарной постановке «По ту сторону греха», в «Карениной» исполняет партию Вронского, в «Евгении Онегине» перевоплощается в Онегина, а в балете «Роден, её вечный идол» — в Родена. Ведущий солист театра признается: каждая постановка Эйфмана — это вызов не только для артиста. Вызов прежде всего для режиссера — самому себе.

— Мы можем минутный отрывок работать по 3 часа и на следующий день что-то корректировать… это бесконечный поиск совершенства, — рассказал Габышев.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Наблюдая за соло Марии Абашовой, кажется, поиски идеала давно пора остановить. Вот оно, само совершенство. Эйфман впервые увидел балерину на сцене, когда той было всего 16. Спустя два года артистка уже была в труппе его театра.

— Я восторгаюсь его работоспособности, человек, который работает каждый день с утра и до ночи… это восхищает, — отметила ведущая солистка.

Спустя много лет они понимают друг друга и без слов.

— Научились понимать по глазам все. Если Борис Яковлевич вот так прикрывает лицо (показывает), значит, мы задержимся сегодня подольше, — поделилась Абашова.

Борис Эйфман создал театр в 1977-м году как экспериментальную лабораторию одного хореографа. И он уже несколько десятков лет, словно алхимик ищет свой философский камень — формулу идеального танца.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— Я нахожусь в периоде очень любопытном — мне 75 лет — а мое искусство, хореография, молодеет с каждым годом, я чувствую, что в техническом, энергетическом и изобретательном [плане] я сегодня нахожусь в самой лучшей форме моей творческой жизни, — отметил Борис Эйфман.

В подтверждение этого — многочисленные награды, премии. Помимо прочего, Эйфман кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» первой степени. Но как для любого художника, главным мерилом остаются зрители. В творческой лаборатории знаменитого балетмейстера бесконечно рады всем, кто готов открыть сердце их искусству.

На гала-концерте в Александринке зрители впервые увидят отрывки из нового балета «Чайка, балетная история». Его полноценная премьера состоится в следующем театральном сезоне. Кстати, Борис Эйфман уже ставил «Чайку» к тридцатилетию театра. А в 2008-м году она была представлена в нескольких номинациях на «Золотой Маске». В том числе в категориях лучшего спектакля в балете и лучшей работы хореографа.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

По собственному признанию, Эйфман создает балеты только на те сюжеты, которые близки ему самому. В «Чайке» два героя: молодой, своенравный творец и уже опытный художник. Стремление найти баланс между новаторством и традициями — то, чем всю свою жизнь занимается балетмейстер.

Планы театра расписаны до 2026-го года. Кроме чеховской «Чайки», зрителей ждет балет по Достоевскому. А в юбилейный год вышел двухтомник «Балет Бориса Эйфмана. Магический театр танца». В книге Театр Эйфмана предстает как целая балетная галактика. Летопись в хронологической последовательности подробно рассказывает обо всех спектаклях, выпущенных с 1977-го по 2017-й год.

Ранее 78.ru писал о том, что губернатор Северной столицы Александр Беглов поздравил балетмейстера Эйфмана с юбилеем.

ИскусствоТеатры
Новости партнеров