Крики, драки, регулярное попадание в криминальные сводки, уголовные дела и даже смертельные исходы — то, чем может закончиться поездка в такси как для пассажиров, так и для водителей — уже и не удивляет петербуржцев. Но они продолжают им пользоваться — за несколько лет агрегаторы приучили к низкой цене за поездку на свой страх и риск.
— Чтобы в целом упорядочить эту деятельность, чтобы был некий свод нормативно правовых актов рекомендательного в том числе характера и наши рекомендации было принято решение о разработке типового стандарта качества обслуживания населения на территории Петерубрга легковым такси, — сообщил зампредседателя Комитета по транспорту Ренат Ягудин.
По кодексу петербургского такси водитель должен быть не просто опытным, но ещё и опрятным, вежливым и здоровым. Также таксист помогает садиться в автомобиль и загружать багаж, ориентируется на музыкальный вкус клиента и его пожелания по температуре в машине. Пассажир, в свою очередь, не пачкает салон, не хлопает дверью, не отвлекает водителя громкой музыкой или разговорами. Оба не курят в салоне. Картина практически идиллическая. Вот только внимательно изучив документ, эксперты обнаружили, что на бумаге мы давно так и живём.
— Он базируется на очень большом количестве документов которые и так действуют — они есть, к каким-то из этих документов есть ответственность, и почему она не работает — большой знак вопроса, наверное, надзорные органы не справляются с тем валом безобразия, которые творятся в таксомоторном транспорте, — предположил автоэксперт Дмитрий Попов.
Автоэксперты так же поясняют, что уже заждались федеральный закон о такси. Он необходим, чтобы в первую очередь регламентировать деятельность агрегаторов, которая пока никак и никем не контролируется. Но государственная Дума по каким-то причинам не может принять его уже в течение восьми лет. На рассмотрении уже 12-я редакция текста закона.
— Тут и ходить далеко не надо — слишком большое лобби у IT-компаний, которые являются агрегаторами. Они сами говорят — мы не перевозчики, мы не отвечаем ни за что. Это наши партнёры. Закон о такси он как-то хоть должен регулировать деятельность агрегаторов и как-то их приблизить к перевозчикам, чтобы они тоже несли ответственность, — отметил председатель правления некоммерческого партнёрства «Петербургское такси» Виктор Соловьёв.
Пока федеральный закон не принят, рекомендательный документ от петербургского комитета по транспорту — это промежуточная ступень, первый шаг к светлому будущему и комфортным для всех участников процесса поездкам по городу.
Узнают ли о кодексе водители без знания города и русского языка, подключённые к агрегаторам — тоже острый вопрос. Ведь им, скорее всего, просто некогда.
— Отсутствует вообще понимание режима труда и отдыха. Водитель в погоне за копейками, в попытках заработать на заказах по 80 рублей. Это негативно сказывается на здоровье в целом и в первую очередь на эмоциональном состоянии, — заявил водитель такси Андрей Черных.
Для всех остальных в культурной столице, как будто бы даже странно отдельно прописывать, что с незнакомым человеком, который оказывает вам услугу или же наоборот платит за её оказание деньги нужно соблюдать простой этикет.
— Мы ни в коем случае не должны на людей, которые нас окружают ни в транспорте, ни в магазинах, ни на работе перекладывать ни свои проблемы, ни своё плохое настроение — есть выражение — «Быть хорошим гостем». Здесь можно сказать — быть хорошим пассажиром. Это коммуникации, - пояснила консультант по этикету Евгения Кирьянова.
Взаимная вежливость, некурящий салон и хороший музыкальный вкус — это уже петербургская лирика, учитывая печальную статистику по количеству ДТП с участием такси в нашем же городе — начинать нужно не с кодекса, а с правил дорожного движения.
Поездка в такси должна быть прежде всего безопасной и, кстати, зависит это далеко не только от водителя. По правилам дорожного движения пристегнуты должны быть все пассажиры в салоне, включая тех, кто сидит на заднем сидении. Только после этого начинается поездка.