Прямой эфир

Смена сезонов: променяют ли петербуржцы пляж на зимний отдых и новые маршруты?

Светлана Коваленко
8 июля 2021, 13:07
Федеральные чиновники уверены, что у россиян сменились представления об идеальном отдыхе. Многие отказываются от пляжа в пользу экскурсионных туров зимой и жаждут новых маршрутов. 78.ru опросил экспертов, насколько тренд актуален для петербуржцев.
Фото: Nikolay Gyngazov/globallookpress.com

Глава Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева считает, что в этом году наметился переломный тренд, когда многие россияне начали отдавать предпочтение экскурсионным турами и активному отдыху, причем часто зимой, вместо традиционного «тюленьего» на берегу моря. Люди стали больше мечтать о получении положительных впечатлений в кругу семьи. При этом в путешествиях по России подавляющее большинство туристов предпочитает всё бронировать самостоятельно.

Для возвращения клиентов к туроператорам чиновники предлагают разработать сеть новых маршрутов. Потому что те же Золотое кольцо и Серебряное ожерелье уже давно всем приелись. Речь идёт о создании, в том числе, гастрономических и винных туров. Туроператоры и участники рынка к таким заявлениям относятся с недоумением: большинство петербуржцев, как и многие северяне, в стандартной ситуации после тяжёлого рабочего года ни за что не променяют пляжный отдых на зимний. Другое дело, что пандемия создала новые временные реалии, изменившие на какой-то срок привычки. При этом исключительно еда никогда не была у россиян главным стимулом отправиться в путешествия, в отличие, например, от испанцев и итальянцев.

В путешествие на льдине

Как отметила, в частности, Светлана Чупшева, ранее опросы ВЦИОМ показывали, что пляжный и летний отдых как внутри страны, так и за её пределами выбирают до 70% россиян.

— Сегодня мы говорим о том, что лишь 25% предпочитают проводить время на пляже, при этом 33% выбирают активный отдых и спорт, а ещё 39% считают прогулки и экскурсии по городу лучшим отдыхом в путешествиях, — подчеркнула она.
Фото: Nikolay Gyngazov/globallookpress.com
Фото: Nikolay Gyngazov/globallookpress.com

По словам Светланы Чупшевой, сейчас активно набирает обороты зимний туризм. Например, люди едут в это время год на Байкал, чтобы любоваться на замерзший лед озера. Есть там и необычная, но безопасная услуга по сплаву на льдинах по реке до Байкала, так происходит и знакомство с природой.

— Мы видим запрос у населения именно на активный и семейный отдых, на исследования и изучение страны, на путешествия и перемещения, а не нахождение весь отпуск в какой-то конкретной точке, — пояснила она.

Вернуть клиентов

При этом Светлана Чупшева признала: при путешествии по России 78% туристов предпочитают всё бронировать самостоятельно. Но не всегда такие поездки проходят успешно, так как люди в итоге много куда не попадают из-за отсутствия опыта. Какие-то объекты вообще могут быть закрыты для самостоятельных путешественников. С учётом пандемии и ограничительных мер по количеству посетителей есть риск и не попасть в музеи в одиночку.

Для возвращения клиентов к туроператорам, по мнению Светланы Чупшевой, надо разрабатывать принципиально новые маршруты вместо всем надоевших Золотого кольца и Серебряного ожерелья.

Фото: Культура.РФ
Фото: Культура.РФ

Это могут быть, в том числе, гастрономические и винные туры, во вторых у людей будет шанс ознакомиться с тем, как выращивается и производится такая продукция.

— Сейчас есть также большой запрос на эко- и сельский туризм. Например, в Ярославской области живёт фермер-гитарист. Он принимает постояльцев, варит им пиво, показывает, как содержать скот. Он сам готовит из своих же выращенных на ферме продуктов, играет своим клиентам. Более того, этот человек обзавёлся многочисленными друзьями, отвозит в дома и к ним. Недавно он сдружился с руководством местной текстильной фабрики. Когда она не работает, туда также пускают туристов для экскурсий. Для одного человека её, естественно, никто бы не открыл. И вот на такой момент, как знакомство с местными жителями и их историями, мы также хотели бы сделать акцент, — пояснила Светлана Чупшева.

Поспешные выводы?

Опрошенные 78.ru участники рынка считают, что федеральные чиновники слишком торопятся с удобными для себя выводами на фоне имеющейся в этом году перегрузки курортов Краснодарского края и Крыма. Поездка на море всегда стоит в приоритете у северян, в том числе, петербуржцев.

Директор по внутреннему и въездному туризму туроператора «Премьера» Татьяна Бисерова подчёркивает: в их компании не наблюдают тренда на отказ от пляжного отдыха в пользу активного и экскурсионных туров.

— Жители СЗФО всё равно всегда хотят летом погреться, а в этом году — нормально покупаться, а на зиму активного бронирования даже с учётом осеннего кешбэка у нас нет. Более того, я считаю, что подобные выводы вообще делать преждевременно. Отрасль вот уже полгода нормально не функционирует. Это около 10% от того, что было раньше и не больше. Также надо понимать, что отдых на море покупают на 10 дней или две недели, а экскурсионные программы, например, в тот же Калининград, рассчитаны на три — четыре дня. Есть, например, и экскурсионный тур в Крым на шесть дней, но многие всё равно «добирают» его неделей пляжного отдыха, — констатирует Татьяна Бисерова.
 Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Как она поясняет, особое мнение у чиновников могло сложиться потому, что за туристов там считают всех, кто куда-то ездит из своего региона. В такую «статистику» могли попасть люди, приехавшие зимой в гости к родственникам или друзьям на фоне закрытых тогда границ с зарубежными странами.

Как в случае с ресторанами

С коллегой о преждевременности выводов полностью согласен генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. В пример он приводит ситуацию с ресторанами в Москве, куда люди перестали ходить из-за QR-кодов или закрытые фудкорты в Петербурге.

— Но нельзя же из этого приходить к выводу, что люди навсегда отказались для себя от общепита. Как только его откроют, все снова туда вернутся. Также будет и у нас. Это вынужденное в условиях ограничений поведение людей. Более, того, мы видим, что как раз пляжный отдых в этом году вытесняет все другие направления. Люди тяжело работали и хотят как раз, наоборот, с комфортом отдохнуть. Да и пляжников всегда было и будет больше. Также подчеркну, что если человек хочет в Париж, ему можно один раз предложить Суздаль. И не факт ещё, что он туда поедет. Но как только Париж откроется, турист точно выберет его, — считает Сергей Ромашкин.

Он напоминает также, что сейчас у чиновников модно говорить и о поездках россиян на Сахалин или на Камчатку.

— Но здесь важно понимать, что ещё в 2019 доковидном году эти территории посещали до 200 тыс. человек в год. А только Крым и Краснодарский край принимают 200 тыс. туристов…в день, — поясняет Сергей Ромашкин.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Руководитель турагентства «Больше Солнце» Дарья Евтеева просто пожимает плечами: «В Сочи как летали, так и будут дальше».

Не теми маршрутами

Участники рынка новые маршруты сами давно разрабатывают, но это требует серьезных финансовых затрат и усилий персонала, а результаты пока не впечатляют. Так, на авторские туры, медицинский туризм приходится не более 15 — 20 «пирога».

По словам Татьяны Бисеровой, здесь важно понимать, что для запуска нового направления туроператор должен обучить турагента, как продавать новый продукт.

— Для этого надо всех собрать вместе, провести курс обучения, где-то разместить. Финансировать такое чиновники не хотят, а у туроператоров на это в существующих условиях просто нет денег. Вопрос не в новых направлениях, а в популяризации обращений к турагенствам. Почему-то все понимают, что при выезде заграницу лучше все-таки подстраховаться и с гостиницей, и с трансфером, и перелетом, и экскурсионной программу. У себя же в стране многие уверены в своих силах и считают, что справятся своими силами, — подчеркивает она.

Как отмечает Татьяна Бисерова, что касается авторских и гастрономических туров, все это давно уже есть. Но там люди подбираются в такие группы месяцами, а сами группы небольшие.

— Например, поездки просто в Казань уже давно поставлены на поток. Рейсы туда выполняются ежедневно, но есть, например, маршрут, разработанный комитетом по туризму Смольного «1000 и 1 удовольствие». Там в группе набирают 15 человек, да и выезд туда далеко не каждый месяц, — приводит пример она.
Фото: Georgiy Rozov/globallookpress.com
Фото: Georgiy Rozov/globallookpress.com

Сергей Ромашкин добавляет, что в их компании специальных исследований по винным и гастрономическим турам не проводили. Но выборочные беседы показывают, что еда для россиян никогда не была основным стимулом отправиться куда-то.

— Грубо говоря, никто не едет по тому же Золотому кольцу, чтобы поесть какой-то особенный борщ, а на Байкал — за омулем. У наших людей, особенно жителей Петербурга, мекки гастрономического туризма и столицы ресторанов, более высокие цели: все-таки что-то посмотреть, узнать что-то новое. Хотя такой туризм внутри страны, распространен, например, у итальянцев и испанцев, — признает он.

Другая модель путешествий

Общественный омбудсмен по туризму в Петербурге Ирина Семенова констатирует, что у населения в целом снизился интерес к длительным поездкам из-за ухудшения у многих финансового благополучия.

— Сейчас есть запрос на безопасность, уединение и спокойствие. Туристы едут туда, где немного других людей, чтобы не подцепить заразу. Это ближайшие регионы и на собственной машине, где, как считают многие, безопаснее. Кроме того, есть момент, связанный с вакцинированием, сдачей ПЦР-тестов в краях с морем, это многих останавливает тоже, — подчеркивает она.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

По словам эксперта, участникам рынка необходимо обратить особое внимание на молодежь, которая уже сейчас обеспечена за счет всяческих стартапов, а через 5— 7 лет и обратится к туроператорам как клиенты.

— К этому уже сейчас надо готовиться. Добавлю, что у молодежи совсем другие представления об отдыхе, чем у среднего и старшего поколения. Молодые люди часто выбирают вариант с отдыхом с палатками, а не все включено в отеле. Туроператорам, которые хотят выжить в новых реалиях, уже сейчас стоит устраивать конкурсы среди молодежи, чтобы те снимали ролики или подкасты и выкладывали их в соцсетях, в том же Tik Tok, это будет гораздо более эффективно, чем стандартная реклама, — призывает Ирина Семенова.

Добавим, на днях АСИ начало собирать заявки по таким маршрутам в рамках конкурса «Открой свою Россию». Отбор идей продлится до середины августа. После чего выберут 30 маршрутов-победителей. Однако финансировать воплощение проектов в жизнь чиновники не собираются. По их мнению, победителям хватит и так высокого статуса и рекламы на общероссийском уровне.