В Петербурге для посетителей открыли девять пространств с сотней культовых произведений Энди Уорхола и шестью десятками работ российских художников. Продлится выставка до 19 сентября.
Обычная банка томатного супа, легко узнаваемая рядовым потребителем по этикетке. Этот продукт был практически в каждой американской семье. Уорхол умело копировал визуальные образы своей эпохи. Новое направление авангардизма получило название «коммерческий поп-арт» или искусство потребителя.
— Критики того времени до сих пор спорят, может ли это быть произведением искусства, но как время показывает, да, может. Более того на нашей выставке мы показываем, как это первое произведение перевернуло историю искусств, повлияв в том числе на русских художников, — рассказала куратор выставки, искусствовед Татьяна Звенигородская.
Первая выставка Энди Уорхола в 1964 году не вписывалась в общепринятые рамки. Арт-объекты, которые подготовили для зрителей, представляли собой коробки из-под кетчупа, стирального порошка, нескольких десятков копий другой упаковочной картонной тары. В своих работах художник старался отразить мировую одержимость массовым производством, культурой потребления и зацикленностью на материальных вещах.
В своём творчестве Э. Уорхол затрагивает одну из любимых тем — слава. Изображение звёздной блондинки Голливуда того времени находится в числе самых узнаваемых работ художника. Её образ, взятый из коммерческой фотографии к фильму, продуцируется несколько раз в ярких, кислотных цветах. Ослепительная, голливудская улыбка скрывает личную и профессиональную драму в жизни актрисы. Когда деньги и слава превращают человека в вещь.
Банка сгущёнки или чёрной икры, знакомые нашему потребителю, созданы уже российскими художниками. Один из них — Владимир Потапов. Для своих работ он использовал два ключевых момента. Классический пейзаж, который из-за своей популярности уже давно стал в каком-то смысле русским поп-артом. И голографическая плёнка, предназначенная для упаковки подарков, которая служит основой картины.
— Совмещаю эти два элемента, и комбинация создаёт определённое напряжение. Получается, что сквозь условный русский пейзаж фонит уорхоловская или поп-артовская обёртка, которая обещает: счастье, успех, славу, — пояснил участник выставки, художник Владимир Потапов.
Девять пространств с сотней культовых произведений Уорхола и шестью десятками работ российских художников уже открыты для посетителей. Выставка разместилась в новой точке притяжения Петербурга —общественном пространстве на Васильевском острове.
— Вот такие знаковые мероприятия, которые происходят в нашем городе, в новых пространствах, это, конечно, большой подарок для города, петербуржцев. Настоятельно советую, пока у нас, надеюсь, останется такая возможность, посещать музеи, сходить, почитать, это действительно очень интересно, — заявил вице-губернатор Петербурга Борис Пиотровский.
Идея Уорхола показать культуру потребления как неотъемлемую часть нашей жизни более чем актуальна. Сегодня к ней добавились различные сервисы, услуги и армия курьеров. Гуляя по лабиринту из арт-объектов и картин, посетители смогут поразмышлять о ценностях и реалиях современного мира. Выставка «Энди Уорхол и русское искусство» продлится в Петербурге до 19 сентября.