ГКУ «Организатор перевозок», подведомственный Комитету по транспорту Смольного, начал размещать лоты на сайте госзакупок на выполнение регулярных перевозок пассажиров в 2022 — 2028 годы. Это произошло после того, как чиновники определились окончательно с новой маршрутной сетью городских автобусов, трамваев и троллейбусов. В итоге внедрения этой модели, старт которой запланирован на 15 июля 2022 года, в городе больше не останется автобусов с пометкой «К», как уже не раз рассказывал 78.ru. Зато появятся свыше сотни новых маршрутов, а многие существующие ныне и привычные для петербуржцев поменяют свой курс, что может стать шоком для неподготовленных пассажиров. Впрочем, в Комитете по транспорту не исключают, что модель будут воплощать в жизнь в несколько этапов. Это даст время горожанам привыкнуть к изменениям. Раннее предполагалось, что всё произойдёт в один день.
Всего с 2022 года в городе появятся 100 новых автобусных маршрутов и два троллейбусных.
Так, автобус №21 пойдёт от станции метро «Ладожская» до станции метро «Чернышевская». Как пояснили в пресс-службе Комитета по транспорту, маршрут №21 станет заменой закрывающимся коммерческим маршрутам №№К-167 и К-269 и сохранит транспортную связь Центрального района и Малой Охты. Сейчас социальный маршрут с номером №21 уже есть, но от метро «Ладожская» он идёт до Белорусской, 26, а не в центр.
Автобус №29 перебазируется из Московского и Фрунзенского района в Петроградский. Новый маршрут проложен от метро «Крестовский остров» до «Петроградской». Ранее он проходил поблизости от четырёх станций метро: «Московские ворота», «Электросила», «Международная» и «Бухаресткая». Теперь это будет частичная замена отменяемому №25 А.
Вместо №К-120 запустят социальный маршрут с тем же номером. Только он больше не будет связывать Василеостровский и Петроградский районы, а отправится курсировать в Лахту от Лахтинского разлива до ЖК «Юнтолово». Зато из Приморского района переместится №206. Коммерческий маршрут с одинаковым номером закрыли ещё летом прошлого года после запуска метро «Беговая». Обновлённый вариант трассировки будет возить пассажиров от Северной площади до Таллиннской улицы.
Социальный №217 переедет из Купчино в Приморский район и отправится от Мебельной до Глухарской улицы.
С юга города на север перебазируется и обновленный №234. На нём можно будет добраться от метро «Дыбенко» до Финляндского вокзала. Социальный №247 вместо короткого маршрута по Васильевскому острову повезёт от Северной площади до ТРЦ «Мега Парнас». Новый №269 поедет по кольцу около метро «Нарвская», а не будет доставлять пассажиров от «Чернышевской» до ТЦ «Мега Дыбенко».
При этом петербуржцы потеряют 16 ныне действующих социальных автобусных маршрутов, об этом 78.ru рассказывал ещё в апреле.
Городской электротранспорт обещают сохранить.
Отметим, что достаточно часто в перечне новых маршрутов в пункте конечных остановок значатся крупные жилые комплексы новой вторички.
Так, автобус №180 А повезёт новосёлов от улицы Жени Егоровой до многострадального долгостроя прошлых лет ЖК «Новая Скандинавия». Его начали возводить ещё в конце 90-х, а строительство сопровождалось не одним уголовным делом.
Новосёлам ЖК «Новоорловский» повезёт с автобусом №219. Он будет доезжать до метро «Удельная». Жилому комплексу «Новая Охта» улучшит транспортную доступность №293. Он довезёт до метро «Пионерская».
Маршрут №203 соединит метро «Проспект Ветеранов» и автобусную станцию «Проспект Маршала Жукова».
Автобус №220 будет курсировать между метро «Крестовский остров» и «Горным институтом». Впрочем, последнюю должны сдать только к концу 2024 года, если сроки вновь не будут перенесены.
Маршрут №239 повезёт жителей Красносельского района с Петергофского шоссе до ТРЦ «Мега Дыбенко».
Новый межрегиональный №399 поедет из ленобластных Бугров к станции метро «Площадь Мужества». Застройка этой локации завершается, но там ещё десятилетие назад велось активное возведение новостроек.
С лета 2022 года появятся в городе и два новых троллейбусных маршрута. Так, №51 поедет от станции Ручьи до улицы Николая Рубцова. А №52 отправится в Приморский район и довезёт от Старой Деревни до Арцеуловской аллеи.
— Все популярные у петербуржцев маршруты останутся и будут усилены. Исчезнет излишнее дублирование маршрутов со схожими трассами, при этом все транспортные связи сохранятся, и даже появятся новые, — заверяют в пресс-службе Комитета по транспорту.
В результате перехода на новую модель в Северной столице также 51 автобус, три троллейбуса и один трамвай изменят привычный для горожан маршрут. Где-то трассировку существенно сократят, но где-то будет и продление.
Так, автобус №55 будет ходить от метро «Площадь Александра Невского» только до Единого центра документов. Сейчас он идёт практически по всему Красногвардейскому району. После ЕДЦ он отправляется вплоть до Маршала Тухачевского.
Существенно сократится и маршрут №183. В настоящее время он отправляется от Ладожского вокзала через метро «Новочеркасская» по проспекту Металлистов, подъезжает к «Гражданскому проспекту» и добирается до «Проспекта Культуры». Обновлённый вариант будет доставлять к Ладожскому вокзалу новосёлов ЖК «Новая Охта».
Автобус №147 больше не будет возить к Южному кладбищу, а отправится от улицы Костюшко к Красному Селу и обратно. Автобус №54 поедет на Кирочную не от Загребского бульвара, а только от Малой Балканской.
Маршрут №216 будет доезжать только до метро «Беговая», а не «Старая деревня», как теперь. Считается, что на первой существует недостаточный пассажиропоток, когда на стадионе на Крестовском не проводят футбольные матчи. «Старая деревня» же всегда перегружена.
Маршрут №36 от «Звёздной» отправится не в сторону метро «Бухаресткая», а в сторону «Волковской».
Межрегиональный №436 от улицы Жени Егоровой довезёт до деревни Ненимяки. Раньше он шёл в Грузино в направлении Лемболовских озёр.
Многими любимый трамвай №40 с лета следующего года будет довозить только до площади Ленина. Сейчас он от Тихорецкого проспекта доходит до Васильевского острова.
Троллейбус №9, едущий из Петроградского района до Морской набережной, довезёт только до Кораблестроителей. Уменьшится и маршрут и у троллейбуса №47, курсирующего сейчас от Малой Балканской до Московской площади вместо метро «Московские ворота».
При этом есть и примеры, когда трассы, наоборот, увеличивают. Так, автобус №102 отправится к «Проспекту Большевиков». Сейчас он доходит до гипермаркета «Лента» на Хасанской.
Троллейбус №23 от Арлеуцкой повезёт до ЖК «Чистое небо» в Каменке, где сейчас разгорелся пик жилищного строительства. Раньше на этом маршруте можно было доехать только до «Старой деревни».
Комментировать сами маршруты эксперты не берутся. Дело в том, что в документе указаны лишь начальные и конечные точки, трассировка между которыми в итоге может оказаться любой. В этом тоже может быть заложен не самый приятный сюрприз для горожан.
Эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин надеется, что чиновники действительно прислушаются к здравому смыслу и выберут вариант с поэтапным переходом.
— Есть такая поговорка: «Барашка надо есть по частям». И здесь ровно тот случай, когда сначала надо что-то попробовать по лотам, постепенно всё внедрять, а не ставить эксперимент над всем городом сразу и в один день. Но как всё будет, никто не знает. Потому что с тему с транспортной реформой и новой моделью обсуждают уже далеко не первый год, а до дела так и не доходит, — подчёркивает Владимир Валдин.
Эксперт транспортного развития территорий института «Урбаника» Илья Резников считает, что процесс перестройки для горожан в любом случае окажется болезненными вне зависимости от того, произойдёт ли всё в один день или растянется по времени.
— Это вопрос из раздела, что гуманнее: отрубать кошке хвост сразу или по частям. Если запустить модель без этапов, через один-два месяца люди хотя бы начнут как-то адаптироваться. Если же изменения будут перманентными, и то и приспособление к ним тоже. Также надо понимать, что есть те, кто быстро привыкает ко всему новому, а есть те, кто не сможет освоиться и в течение полугода, особенно на дальних маршрутах, а не привычных от дома на работу, — уверен эксперт.
Заключить контракты с перевозчиками чиновники рассчитывают до августа 2021 года, чтобы компании могли подготовиться: приобрести новый подвижной состав, набрать персонал, найти и оборудовать площадки для ночной стоянки и ремонта автобусов (в случае необходимости).