Совместимы ли политический гений и преступное коварство? Может ли один и тот же человек утром произносить в городском парламенте яркую речь о «лукашизации» и «перегаре милитаризма», а вечером отправляться в наркопритон, где торгуют опасным дурманящим зельем, расщепляющим человеческую личность? Пожалуй, это ключевые вопросы в истории известного оппозиционного депутата Максима Резника, задержанного по подозрению в незаконном обороте наркотиков. Несколько коллег Резника из разных фракций уверены, что гений и коварство не совместимы, и уже за него поручились. Это бывшие соратники по «Яблоку» Борис Вишневский и Михаил Амосов, «эсер» Надежда Тихонова, а также коммунист Александр Рассудов. Опираясь на свой личный опыт общения с Резником, они проводят параллели с другими задержаниями оппозиционеров и ищут в деле политическую подоплёку. Основной аргумент состоит в том, что политик просто не мог так поступить. Следствие считает, что мог и поступил, купив не позже 9 марта 18 граммов марихуаны. Оно опирается на химические, генетические и другие экспертизы, а также на результаты допроса 10 свидетелей.
Наркотический туман начал сгущаться над ореолом безупречного борца с режимом ещё в 2019 году. Тогда были опубликованы странные видео с балкона политика. Знатоки утверждают, что Резник курил папиросу способом, которым обычно употребляют марихуану. Также говорилось, что кадры слили недовольные соседи, которым не нравится запах на общем балконе. В том же году человека, подозрительно похожего на Резника, сняли в Праге, где он опять покупал марихуану. Правда, в Чехии она легализована, а нарушать неприкосновенность депутатского балкона полиция в итоге не решилась.
А в марте 2021 года сотрудники правоохранительных органов нагрянули в квартиру и художественную мастерскую дальнего родственника Резника Ивана Дорофеева. Подозрения подтвердились: там не только рождалось искусство, но и выращивались наркотики. А у дверей нарколаборатории полицейские застали Резника. Он заявил, что просто заходил проведать родню. А огромные кусты конопли, наверное, спутал с комнатными растениями.
С тех пор шло расследование, и постепенно с появлением новых улик из свидетеля Резник превратился в подозреваемого. Сам политик, судя по всему, догадывался о таких перспективах и сознательно готовил к ним сторонников.
— Я слышал, что они хотят в тюрьму меня ненадолго посадить, чтобы я документы не мог сдать, — заявил Резник на открытии своего предвыборного штаба.
С прогнозами насчёт «ненадолго», наверное, лучше не торопиться. 228 УК РФ — серьёзная статья. Но пока суд ограничился домашним арестом в качестве меры пресечения. Впрочем, Резник может с чистой совестью требовать снисхождения из-за того, что попал в плохую компанию.
Самый заметный пример — это, пожалуй, депутат Заксобрания двух созывов и один из самых ярких оппозиционеров «лихих 90-х» Юрий Шутов. Он эффектно разоблачал Смольный, написал известную книгу о бывшем соратнике-мэре «Собчачье сердце», работал в созданной коммунистами комиссии по расследованию итогов приватизации, а потом переехал из Мариинского дворца в колонию для пожизненно заключённых и там несколько лет назад закончил свои дни. Пока политик сидел в тюрьме, его сторонники доказывали, что это всего лишь политическая месть. В городе выходила популярная газета, отстаивающая интересы Шутова. Всё это привело к тому, что в 2002-м году политика выбрали депутатом, когда он находился в тюрьме, но выбраться оттуда это не помогло.
Свой первый срок Шутов получил ещё в 80-е. Его осудили на пять лет за хищения и поджог в Смольном, но выпустили по амнистии. В конце концов Смольный — не Рейхстаг. На постперестроечной волне это дело лишь помогло получить ореол принципиального борца с режимом. Поэтому когда в 1992-м году Шутова пытались осудить вместе с другими членами банды Айрата Гимранова за вымогательство и порчу чужой собственности, он уже знал, на какую болевую точку надо давить. И потому в отличие от других фигурантов добился оправдания. Если бы Фемида тогда была более принципиальной и не поддавалась давлению общественного мнения, возможно, это спасло бы кому-то жизнь. По-серьёзному депутата Шутова прихватили лишь в 1999-м.
Шутов совсем немного разминулся в ЗакСе с другим импозантным петербургским политиком Вадимом Войтановским. Тот стал депутатом в 2000-м. Формально вместе с Шутовым они работали на протяжении двух созывов, но фактически всё это время Шутов находился в «Крестах». Попал Войтановский и в четвёртый созыв, где представлял «Единую Россию». В 2011-м году его джип обнаглел настолько, что прямо на Невском проспекте, покидая стриптиз-бар, крепко припечатал полицейский Ford, а потом начал резво улепётывать от экипажа ГИБДД в сторону Дворцовой. В СМИ писали, что в итоге Войтановский показал полиции депутатское удостоверение и сослался на неприкосновенность, но позже выяснилось, что произошла «чудовищная ошибка». Вскоре в органы с повинной явился племенник Войтановского, решивший взять вину на себя. Один из самых ярких журналистских заголовков того времени — «Племянник отпущения».
В 2003 году бывший коллега Войтановского Борис Вишневский работал в горизбиркоме и из присланных самим политиком документов узнал другие подробности о его подвигах. По словам «яблочника», за плечами у Войтановского две судимости в 80-е: за кражу телевизора и часов из помещения ЖЭУ и вынос ценностей из «Ленхлебторга», куда будущий депутат проник, разбив стекло. Разумеется, в 90-е такой опытный товарищ просто не мог не заняться бизнесом, а оттуда в политику ведёт прямой путь.
К слову, в настоящее время Войтановский руководит муниципалитетом Лиговка-Ямская и пытается вернуться в ЗакС.
Добро должно быть с кулаками, но зло приходит с ними куда чаще, и Мариинский дворец — не исключение. Случались горячие потасовки и прямо в зале заседания, как в лучших парламентах Украины. Например, в конце 90-х «яблоком раздора» стала система подсчёта голосов в разгар противостояния между сторонниками и противниками губернатора Владимира Яковлева. Самый опытный депутат, заседавший во всех созывах, Сергей Никешин избил Анатолия Кривенченко. Сперва тот твёрдо был намерен привлечь оппонента к уголовной ответственности, но потом всё же сменил гнев на милость. В конце концов, как говорится в известном анекдоте: «А мог бы и бритвой полоснуть».
Впрочем, проблемы с законом в ЗакСе случались не только у либералов, единороссов и оппозиционеров-«государственников» вроде Шутова, но и у обычных коммунистов-ленинцев. В 2015-м году депутат Игорь Коровин пытался поближе подъехать к излюбленному винному магазину, но на переполненную парковку его не пустил охранник. Политик вышел из машины и жестоко избил пенсионера-инвалида. По версии следствия, он нанес не менее 10 ударов руками и ногами по телу и голове. Охранник попал к врачам с черепно-мозговой травмой. А Коровин потом на голубом глазу утверждал, что это он сам подвергся нападению, хотя видео инцидента попало в СМИ и явно свидетельствовало об обратном. Поддержали Коровина и в партии, а его адвокат опять заявил о политической подоплеке дела. Якобы власти таким способом пытаются отвлечь внимание от «проблемы Мефистофеля». В итоге через несколько месяцев суд прекратил дело за примирением сторон.
— Ну, погорячились, — объяснил Коровин и возместил ущерб.
С Мефистофелем, к слову, всё тоже очень интересно. Его наглый бесовский профиль сбили с дома Лишневского в том же 2015-м. Нельзя с таким лицом смотреть прямо на храм Ксении Петербургской. По странному стечению обстоятельств на месте акта вандализма оказался молодой муниципал Андрей Бреус. А позже случилось нечто вроде «бомжа отпущения». Выяснилось, что снос барельефа заказал бомж Василий, а бдительный Бреус просто увидел мусор и помог его убрать.
Но не дебошем единым жив петербургский депутат. Самый важный документ, который ежегодно рассматривают в Мариинском дворце, это закон о бюджете. Ещё в 90-е в Смольном придумали порочную практику, позволявшую покупать лояльность народных избранников при рассмотрении документа. Им позволяли делить и распределять по собственному усмотрению 2% всех расходов в обмен на голоса поддержки. Сами депутаты неоднократно утверждали, что схема постоянно использовалась для воровства. Но сажать за него стали только тогда, когда у «Единой России» появилось прочное большинство, и вопрос о провале бюджета перешёл в разряд ненаучной фантастики. За прежние грехи пока никого не трогают, ибо договор дороже денег.
Первым депутатом, попавшимся на так называемых откатах, стала Светлана Нестерова. Согласно приговору, она получила взятку в 5 млн рублей за поправку в интересах конкретных организаций на 28 млн рублей. Размер отката — примерно 20%. Нестеровой в 2018-м году дали пять лет лишения свободы, но увеличение риска на размер отката не повлияло. Это следует уже из нового уголовного дела, возбужденного в 2020-м году на депутата «Единой России» Романа Коваля. По данным следствия, в течение двух лет он получил от предпринимателя взятку на 15 млн рублей, и это составило пятую часть размеров контрактов, ради которых депутат исправлял бюджет.
Ещё одна преступная схема стала известна в 2016-м году и обернулась сроком для бывшего директора школы, где преподавал Резник, и его экс-соратника по «Яблоку» Вячеслава Нотяга. Как следует из приговора, депутат вымогал у гендиректора строительной фирмы «Воин-В» Олега Глущенко деньги, угрожая в противном случае срывать реализацию строительного проекта с помощью митингов и градостроительных скандалов. Нотяга поймали с поличным при передаче денег. Глущенко утверждал, что часть из них предназначалась для Резника, но тогда тот отделался статусом свидетеля. Разумеется, сам депутат и другие оппозиционеры в один голос утверждают, что речь опять о политическом заказе, и даже оперативное видео с передачей денег их почему-то не убедило.
Кстати, про сексуальных извращенцев мы упомянули не зря. В свое время 78.ru провел расследование и выяснил, что как минимум двое депутатов распускают руки и навязчиво пристают к зависящим от них девушкам. На Западе такое называется харассментом и карается по всей строгости уголовного закона, а в России пока является чуть ли не предметом гордости. Симптоматично, что одним из героев нашей истории стал представитель провластного большинства, а другим — пламенный оппозиционер.
С тех пор фамилия оппозиционера, которого многие девушки, в том числе его студентки, обвиняют в сексуальных домогательствах и принуждении к участию в БДСМ-практиках, перестала быть тайной и для наших коллег. Это экс-депутат от «Яблока», бывший преподаватель СПбГУ, исследователь Хармса и ещё один яркий спикер Александр Кобринский. После публичных обвинений в партии решили провести внутреннее расследование. Недавно были опубликованы результаты. Сами соратники Кобринского нашли девушек, общавшихся с журналистами, и пришли к выводу о том, что не доверять этим свидетельствам у них оснований нет. Более того, в процессе расследования на сексуальные домогательства со стороны Кобринского анонимно пожаловалась одна из членов «Яблока».
Не удивительно, что Кобринскому в своё время приписывали авторство популярных порнографических рассказов, опубликованных в Интернете под псевдонимом Марк Десадов. Сперва ты работаешь на репутацию, потом репутация работает на себя.
На фоне задержания Резника Амосов призвал вернуть депутатскую неприкосновенность. И действительно, как можно сажать в тюрьму таких молодцов?