После «добра» Госдумы РФ на отмену обязательного техосмотра (ТО) для машин при оформлении полисов ОСАГО, владельцы железных коней и страховщики с нетерпением ждут 22 августа, даты, когда инициатива вступит в силу. Она позволит сэкономить в среднем петербуржцам от 800 до 2000 рублей.
В Северной столице страховые выплаты происходят по 6% полисов. Эксперты не советуют водителям особо радоваться и напоминают о законодательных хитросплетениях, когда относительно небольшая экономия может обернуться значительными финансовыми потерями в будущем.
Корректировки были внесены в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Теперь оформить ОСАГО можно без прохождения ранее обязательного техосмотра, процедуру которого до этого серьёзно усложнили. Из-за этого многие от неё и начали отказываться.
Как цитировали федеральные СМИ председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, ГИБДД, автостраховщики и Банк России согласились с тем, что обязательное автострахование не должно быть увязано с техническим осмотром и диагностической картой. Как подчеркнул парламентарий, вокруг них уже сформировался «определённый незаконный бизнес».
— Кроме того, возможны случаи, когда, например, диагностическая карта действует последний день, в этот же день покупается полис ОСАГО, ну и всё, дальше полис действует, а карта нет, — пояснил Анатолий Аксаков.
Кроме того, в России имеется недостаток станций техобслуживания, отвечающих требованиям закона. В итоге автолюбители просто теми или иными способами покупают диагностические карты.
Заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Российской Федерации Александр Холодов называет и ещё одну причину, по которой могли пойти на такой «праздник жизни» для автомобилистов: у страховых компаний из-за усложнённого механизма ТО резко просели продажи. Косвенно это подтверждают в страховых компаниях.
Как отмечает директор дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев, в связи с реформой системы технического осмотра у автовладельцев возникли сложности с его прохождением.
— То есть, получение диагностической карты существенно осложнилось. Следствием этого явилось то, что некоторые автовладельцы испытывают трудности при приобретении полисов ОСАГО. Поскольку это публичный договор, допускать этого нельзя, поэтому мы полностью поддерживаем инициативу депутатов. При исключении ДК из списка необходимых документов полисы ОСАГО станет существенно проще приобретать, — констатирует Виталий Княгиничев.
Как напоминает заместитель генерального директора СК «МАКС» Виктор Алексеев, в соответствии с требованиями федерального закона № 40 «Об ОСАГО» каждый автовладелец обязан оформить полис.
— По сути, наличие или отсутствие диагностической карты при оформлении полиса не устраняет и не устраняло обязанность приобретения полиса, — подчёркивает он.
По словам Виктора Алексеева, требования о прохождении ТО влекло для рядового водителя лишь дополнительные затраты от 800 до 2000 рублей.
— Ни для кого не секрет, что некоторые страховые агенты «параллельно» с полисом удалённо оформляли диагностическую карту, имея доступ к единой системе техосмотров под логином сотрудника аккредитованного пункта ТО. Поэтому отмена техосмотра никак не скажется на объёмах продаж полисов ОСАГО, а вот, что будет с доходами СТО и отдельных субъектов, можно только догадываться, — предполагает Виктор Алексеев.
Эксперт считает маловероятным, что отмена ТО как-то скажется на объёмах продаж автомобилей.
— С некоторой натяжкой можно предположить, что рынок подержанных автомобилей может активизироваться, т. к. гражданам не надо будет думать о ежегодном прохождении техосмотра, если он уверен в исправности своего автомобиля и своевременно проводит техобслуживание в условиях сервиса, — делится прогнозами аналитик.
По данным Виктора Алексеева, в среднем около 6% полисов имеют заявленные страховые события.
— Однако этот показатель очень серьёзно зависит от региона использования автомобиля. Например, в Петербурге он практически равен среднему по России, а вот в южных регионах количество заявляемых ДТП в разы превосходит указанный уровень. И происходит это не в силу плохих дорог и не в силу неопытности водителей, а в силу превращения исполнения закона об ОСАГО в прибыльный бизнес, как отдельных мошенников, так и целых группировок. Но это — отдельная тема, — подчёркивает эксперт.
По словам Виктора Алексеева, если говорить о так называемых «моторных» видах страхования, то это КАСКО в различных вариантах. Например, опытные водители, уверенные в своем стиле вождения, ориентируются на «Элегантное КАСКО», защищающее их от угона и ДТП по вине стороннего водителя. При этом полис по стоимости в два, а то и три раза ниже, чем классическое КАСКО.
Автоэксперты единодушно призывают водителей не расслабляться и не экономить на ТО. Дело в том, что в одном пункте закона сделаны послабления именно при оформлении полисов, но нигде не говорится об отмене в принципе прохождения осмотра раз в год.
Как напоминает Александр Холодов, в марте 2022 года штрафы за непрохождение техосмотра серьёзно вырастут и составят 2000 рублей.
Председатель городского автоклуба «А 24» Денис Шубин называет инициативу популистской.
— Как она будет работать на практике, пока ничто чётко себе не представляет. Да, полис теперь оформят без ТО. Но в случае ДТП получить по нему выплаты всё равно возможно, только имея на руках документ о пройденном осмотре. То есть, если совсем утрировать, то ТО должен быть оформлен хотя бы за день до ЧП, а такого никто себе заранее, кроме мошенников, не планирует, — констатирует эксперт и задаётся вопросом, по какой схеме теперь будут работать страховщики.
Единственное, в чём сходятся все участники рынка, на количество ДТП инициатива никак не отразится.