Экономика
15:4710 июня 2021

Как в Гамбурге: чем обернётся переезд морского порта Петербурга в Усть-Лугу

В Петербурге стартуют обсуждения проекта переноса морского порта города в Усть-Лугу. Инициатива получила добро на самом высоком уровне. В Гамбурге аналогичный проект был реализован 15 лет назад, а в итоге появился фешенебельный квартал Хафен-сити.
Фото: Serguei Fomine/globallookpress.com, пресс-служба порта "Усть-Луга"

Различные предложения по выносу за пределы Петербурга как части мощностей, так и всего Большого морского порта обсуждаются уже несколько десятилетий. Однако до воплощения идей в жизнь дело так никогда не доходило. В марте этого года стало известно о новом проекте от «Трансмашхолдинга», предложившего перебазирование части терминалов в ленобластной порт «Усть-Луга». В отличие от предыдущих инициатива на сотни миллиардов рублей была одобрена президентом РФ Владимиром Путиным.

На месте терминалов должны появиться публичные пространства, жильё и коммерческая недвижимость. Экспертов и участников рынка в проекте тревожит то, что при его реализации около 20 тыс. горожан потеряют работу. А создать новые места «Трансмашхолдинг» готов лишь для 10 тыс. Чиновники Ленобласти радостно потирают руки: доходы от новых налогов никогда лишними не бывают. Однако 47-му региону предстоит подналечь на жилищное строительство в окрестностях новых портовых мощностей и создание там социальной инфраструктуры.

Часть городского пространства

Как рассказал на XIII-й международной конференции «Перспективы развития Большого порта Петербург» исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов Серик Жусупов, на первом заседании рабочей группы, сформированной Митрансом РФ, её участникам предстоит начать знакомиться с проектом, в котором пока есть только общие параметры, но мало конкретики.

Отметим, что согласно ранее появившейся информации, речь идёт об участках под терминал в 600 га. Сами объект переносятся в порт Ленобласти «Усть-Луга», а на высвобождающихся территориях предполагается строительство 4,8 млн «квадратов» коммерческой и жилой недвижимости, социальной инфраструктуры и объектов культуры. Объем инвестиций оценивается в 440 млрд рублей с применением механизма государственно-частного партнёрства.

Фото: wikimedia.org/Рустам Абдрахимов
Фото: wikimedia.org/Рустам Абдрахимов
— На взгляд нашей ассоциации, вся портовая инфраструктура Петербурга не имеет никаких конфликтов с окружающей городской средой, поскольку все основные объекты расположены на отдельных островах. И в ходе рассмотрения предложения надо внимательно оценить существующие проблемы в развитии имеющегося порта. При этом у нас достаточно в городе мест, которые дают возможности для жилого и коммерческого строительства вне терминалов, — подчеркнул Серик Жусупов.

Он уточнил, что речь идёт, например, о намывных территориях Васильевского острова, Лахте.

Серик Жусупов добавил также, что говорить о серьёзности намерений инвестора можно будет только тогда, когда на уровне правительства Петербурга будет принято официальное решение о закрытии Большого порта. В свою очередь, власти Ленобласти должны определиться с конкретными параметрами по увеличению мощностей в «Усть-Луге».

Не только портовики

Начальник отдела портов Управления морских портов и развития инфраструктуры Федерального агентства морского и речного транспорта Руслан Мухаметов считает, что подобный проект можно реализовывать только с учётом чёткого понимания этапности.

— Исторически так сложилось, что в большинстве случаев сначала появляется порт, а потом вокруг него растёт город, а не наоборот. Потому полностью выносить такой объект неправильно, — поделился он мнением.
Фото: wikimedia.org/Alexey Komarov
Фото: wikimedia.org/Alexey Komarov

Руслан Мухаметов напомнил также о тех, кто в результате реализации проекта может потерять работу.

— Надо понимать, что это не только сами портовики, но и смежные профессии. Это, например, экспедиторы, ремонтники и т. д., — пояснил он.

Руслана Мухаметова поддержал председатель комитета по коммерческим и правовым вопросам Ассоциации морских торговых портов Павел Поляков. По его словам, речь может пойти об увольнении около 20 тыс. работников. А взамен «Трансмашхолдинг» готов создать в Петербурге 10 тыс. мест. При этом далеко не все решатся переехать в Усть-Лугу из Северной столицы.

Павел Поляков подчеркнул, что также встает вопрос, как инвестор намерен проводить рекультивацию территории и какие средства на это закладываются в проекте. Далеко не секрет, что грунты в порту сильно загрязнены из-за тех же удобрений, химикатов и т. д. Не менее важный вопрос это и затраты на создание социнфраструктуры в Ленобласти.

Ленобласть только «за»

Первый заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности 47-го региона Егор Мищеряков подчеркнул, что все в Ленобласти готовы только поддержать этот проект.

— Как может регион относиться к повышению налоговой базы? Исключительно только позитивно, — задал он риторический вопрос.

Вместе с тем, по словам чиновника, встаёт вопрос о наличии свободных территорий. Те участки, о которых речь идёт в проекте, зарезервированы под туристско-рекреационные цели в настоящее время.

Фото: пресс-служба порта «Усть-Луга»
Фото: пресс-служба порта «Усть-Луга»

Также, чиновников волнует вопрос с трудовой миграцией. С учётом уже имеющегося трафика, речь может пойти ежедневно о 15 тыс. человек.

— В идеале эти люди должны где-то жить поблизости, их дети должны посещать детские сады или учиться, — подчеркнул Егор Мищеряков.

По его словам, поблизости есть свободные локации для строительства жилья, но тот же жилищный рынок Кингисеппа «перегрет» до предела, цены на нём уже достигли уровня петербургских.

Как добавил Егор Мищеряков, перебазирование мощностей также ставит вопрос о доставке грузов. Это дополнительная нагрузка на дороги, многие из которых в Ленобласти находятся далеко не в самом лучшем состоянии.

Хафен-сити по-петербургски

Как рассказала представитель «Порт Гамбург Маркетинг e.B» в РФ Наталья Капкаева, портовые мощности в центре этого города исторически находились более 830 лет. Объект принадлежит городским властям. В Гамбурге был реализован проект, в чём-то напоминающий петербургский.

— Так, часть территории старого порта, которой уже невозможно эффективно управлять с точки зрения грузопотока, была передана Гамбургом под застройку и развитие территорий. Этому проекту уже более 15 лет, он называется Хафен-сити, — пояснила она.
Хафенсити, Гамбург/ Фото: Markus Scholz/globallookpress.com
Хафенсити, Гамбург/ Фото: Markus Scholz/globallookpress.com

В итоге рекультивированные территории стали центром притяжения для жителей, офисов и бизнеса. А в Гамбурге появился новый фешенебельный район города. Сам порт остался на своём месте, рабочие площади там насчитывают 8000 га. Между тем, Гамбург продолжает числиться среди крупнейших городов-портов Германии и мира.

ПромышленностьСтроительствоЛенобласть
Новости партнеров