Экономика
07:5710 июня 2021

Догонялись до запретов: какая судьба ждёт электросамокаты в Петербурге?

Операторы аренды электросамокатов в Северной столице после череды жутких ДТП с госпитализацией пострадавших теперь будут работать по новым правилам. 78.ru опросил экспертов, что надо сделать, чтобы на улицах стало безопасно.
Фото: Luiz Souza/globallookpress.com

С наплывом электросамокатов в мировых столицах столкнулись ещё несколько лет назад. В разных странах этот вопрос уже решён: где-то введены запреты, где-то действуют ограничения по возрасту водителей и скорости движения с большими штрафами за нарушения правил. В Германии самокатчики вообще приравнены к обычным водителям с полным «комплектом» ответственности.

С весны этого года количество ДТП с участием самокатчиков в Петербурге растёт как снежный ком. На днях сотрудники Следственного комитета РФ пришли с обысками в центр кикшеринга Whoosh, где изъяли документы и улики для расследования уголовного дела о небезопасных услугах. После чего в Смольном состоялось расширенное совещание с силовиками и участниками рынка, где стороны пытались договориться об установлении регламентов передвижения такой техники на городских улицах. Теперь СК настаивает на ускорении разработки таких документов, причём не только для самокатов, но и так называемых СИМ в целом (средств индивидуальной мобильности, это ещё и сигвеи, моноколёса).

Фото: Jens Kalaene/globallookpress.com
Фото: Jens Kalaene/globallookpress.com

Между тем, в Северной столице уже принято решение об ограничениях для самокатчиков на 20 центральных улицах Петербурга до 10 км/ч. Эксперты подчёркивают: российские чиновники бездарно упустили момент решения проблемы, временные ограничения передвижений самокатчиков на матчи Евро-2020 в городе оправданы, но перегибать палку с полным запретом тоже не стоит.

Теперь без Дворцовой

Первыми ещё с утра отсутствие самокатов в доступе обнаружили пользователи мобильных приложений. Пропали устройства и с велосипедных парковок на многих улицах.

Затем уже заявления сделали ряд компаний. Так, в сервисе краткосрочной аренда Whoosh сообщили, что вынесено решение приостановить работу платформы и оказание услуг в Петербурге. Оно связано с возможностью урегулировать регламент работы сервисов кикшеринга с администрацией города. Примерно с аналогичным заявлением выступили и в компании Molnia.

Днём в Смольном участников рынка собрали на новом очередном заседании рабочей группы.

Как сообщили в пресс-службе Комитета по транспорту, на мероприятии были достигнуты новые пункты сотрудничества кикшеринга и города в добавок к существующим. Это запрет парковки самокатов ближе 15 метров от остановок общественного транспорта, на тротуарах шириной менее 1,5 метра и на пути следования горожан к метро

Теперь вводится и запрет размещения и движения самокатов на Дворцовой и Сенатской площадях и Малой Морской улице. На прилегающих к Невскому проспекту магистралях с плотным туристическим потоком до 12 июля скорость будет ограничена до 10 км/ч. После завершения Евро-2020 она будет увеличена до 15 км/ч.

Фото: Zamir Usmanov/globallookpress.com
Фото: Zamir Usmanov/globallookpress.com
— В перечень с ограничениями также внесены территории вблизи основных достопримечательностей. На остальной территории города максимально допустимая скорость самоката — 20 км/ч, — отметили там.

Самокаты нельзя будет оставлять в парках, на газонах, цветниках, территориях зелёных насаждений. Воспользоваться оборудованием не смогут несовершеннолетние, лица в состоянии алкогольного опьянения и только один человек, а не двое. На самокатах установят также номера.

Как прокомментировал кратко один из основателей Whoosh Евгений Мутовкин, «на таких условиях бизнес жить сможет».

Между тем, сегодня же Следственный комитет по Петербургу отчитался о новых действиях правоохранителей в отношении компаний.

— В настоящее время, обыски также проводятся в кикшеринговых компаниях Mangoo и Вusyfly, осуществляющих деятельность на территории Петербурга, с целью выявления и изъятия предметов и документов, представляющих интерес для следствия, — отмечается в сообщении на сайте СК.

Вместо несостоявшихся велосипедистов?

Эксперт транспортного развития территорий института «Урбаника» Илья Резников вспоминает, что 15 лет назад в городе существовала в чём-то аналогичная проблема с мопедами и скутерами. Выход нашёлся после того, как на них обязали получать права и ввели штрафы для нарушителей.

Фото: Monika Skolimowska/globallookpress.com
Фото: Monika Skolimowska/globallookpress.com
— Это вполне и сейчас может стать выходом из ситуации. Факт обязательности получения прав всегда дисциплинирует водителей, заставляет подходить к вождению ответственно, так как их можно лишиться, если не соблюдать правила. Это «отсекает» безответственных пользователей, среди которых, увы, очень много молодёжи, — подчёркивает аналитик.

По словам Ильи Резникова, российские чиновники бездарно упустили момент с регулированием отрасли, так как считали, что самокатчиков мало.

— Это было колоссальной ошибкой. Самокаты уже давно обошли велосипеды. И их количество, если не будет запрета, всё равно будет расти. Кстати, достаточно часто к велосипедным дорожкам высказываются претензии, что ими пользуются один-два человека. Вот сюда и можно было бы пустить самокатчиков, а зимой использовать территории под парковки, — рассуждает эксперт.

По словам Ильи Резникова, приостановка деятельности кикшеринга в городе, скорее всего, будет носить именно временный характер, полный запрет по итогам всех совещаний вряд ли будет введён, хотя и оправдан на Евро-2020 и летний туристический сезон.

Не кошмарить, а менять ПДД

Заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Российской Федерации Александр Холодов считает, что государству в лице СК стоит прекратить кошмарить бизнес, а законодателям необходимо срочно готовить поправки в ПДД.

Фото: Jens Kalaene/globallookpress.com
Фото: Jens Kalaene/globallookpress.com
— Когда кикшеринг только приходил, никаких правил не было. Они ничего не нарушали, пытаясь заработать деньги. Потому я полагаю, дела в итоге развалятся. Здесь важно другое: никто не подумал заранее, как сделать эту отрасль безопасной. А теперь за это надо взяться в уже срочном порядке. Так бизнес сможет продолжить работать дальше, пусть и с ограничениями, — настаивает эксперт.

По его словам, в ПДД СИМ необходимо вписывать как транспортное средства, отсюда и появиться обязанность получать права, а также весь комплект ответственности водителями.

Кроме того, в Общественной палате подготовлен законопроект, согласно которому скорость предлагается ограничить до 25 км/ч, вес — до 35 кг. Должны быть ограничительные параметры и по мощности. В документе также прописывается право регионов вводить дополнительные более жёсткие ограничения. Например, на ключевых улицах скорость можно снизить и до 10 км/ч.

— Пока же регионы ударяются, кто во что горазд. В Анапе их запрещают на набережной, в Ялте просто отвозят на штрафстоянки. И без централизованного комплексного решения такой разнобой будет твориться и дальше, — поделился Александр Холодов.

Печальная хронология

В середине мая из-за действий агрессивных самокатчиков на Невском проспекте пострадал врач и писатель Валерий Айрапетян. Он сделал замечание двум молодым людям на самокатах, сбивавшем людей, после чего завязалась драка. В итоге Валерий Айрапетян был госпитализирован в НИИ Джанелидзе с переломом трёх рёбер. В отношении нападавших возбуждено уголовное дело.

Фото: globallookpress.com
Фото: globallookpress.com

Примерно в эти же дни в ДТП с участием самоката попал солист Мариинского театра Давид Залеев. Он не смог сманеврировать между несколькими пешеходами и сильно ударился об асфальт. В результате танцор впал в медикаментозную кому.

В День защиты детей ЧП случилось в парке на острове Чухонка в Колпинском районе. Мужчина на самокате столкнулся с ребёнком, попавшем после в реанимацию в больницу Раухфуса.

— Только 1 и 2 июня 2021 года в Невском и Колпинском районах города лицами, управляющими электросамокатами, были совершены наезды на пятилетнюю девочку и четырёхлетнего мальчика, которые в тяжёлом состоянии госпитализированы. По всем случаям возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности), совершившие их лица привлечены к уголовной ответственности, — отмечается в сообщении на сайте Следственного комитета РФ за 7 июня.

В начале июня самокатчик у дома №86 по проспекту Просвещения налетел на 73-летнюю пенсионерку. Женщина получила перелом позвоночника.

Вчера, 8 июня, в городе на Неве 21-летняя девушка на самокате сбила 11-летнего ребёнка на велосипеде. Она попыталась скрыться с места преступления, но её задержали. Ребёнок также оказался в больнице.

— Так, за последний месяц главным следственным управлением Следственного комитета РФ по Петербургу зафиксированы восемь происшествий в различных районах города, по шести из которых возбуждены и расследуются уголовные дела, — подчёркивается уже в пресс-релизе за 9 июня.
Фото: Frank Rumpenhorst/globallookpress.com
Фото: Frank Rumpenhorst/globallookpress.com

Отметим, что это только те громкие случаи, которые попали в СМИ. А в середине мая в Комитете по транспорту официально констатировали, что случаи наездов СИМ участились в десятки раз. Тогда-то и зашла речь о создании в городе рабочей группы по вопросам подготовки регламента взаимодействия с операторами сервисов краткосрочной аренды средств.

Всего в городе работает около десятка компаний по краткосрочной аренде самокатов. Но в конце апреля запуск кикшеринга в Северной столице анонсировал «Яндекс». Whoosh же пришёл в город на Неве летом 2019 года.

При этом уже 12 июня Петербург примет первый матч Евро-2020, ДТП с иностранцами на котором может крайне негативно сказаться на имидже города.

КаршерингТранспорт АвтомобилиДТП
Новости партнеров