Прямой эфир

Настоящие чудеса: как провели время ПМЭФ в Петербурге участники общества «Знание»

Олеся Курдюкова
6 июня 2021, 22:56
Победители «Большой перемены» увидели настоящие, а не хайповые чудеса - шоу-пространство "Ленинград-центр", где готовят «Алые паруса», знаменитую гоночную трассу «Игора Драйв» и многое другое.
Фото: 78.ru

Они подпевают знакомым с детства песням, снимают уникальные кадры на телефоны, с восторгом смотрят на экран: бриг с Алыми парусами проходит мимо стен Петропавловской крепости. Здесь 318 лет назад Пётр I, глядя за горизонт бескрайних болот, мечтал о городе, который станет центром Российской империи. И глаза первостроителя тогда наверняка горели так же ярко, как глаза этих школьников, внезапно ставших свидетелями зарождения легенды.

— Для меня Санкт-Петербург — это город русской, российской мечты, мечты Петра Великого о выходе с окном в Европу, мечты о российском флоте, мечты о великой российской империи, которая здесь, на этих берегах, создавалась 300 лет назад. Мечты жителей осаждённого в блокаде города, которые верили в то, что они смогут преодолеть, несмотря ни на что, и победить. Мечты тех, кто возрождал этот праздник сегодня, — заявил первый замруководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко.

Сегодня для них открыт весь мир. О том, что всё возможно, нужно лишь безоговорочно верить в мечту, участникам конкурса «Большая перемена» рассказывают люди, уже давно состоявшиеся в жизни. Предприниматель Юрий Ковальчук — один из тех, кто в 2005 году откликнулся на предложение президента возродить легендарный праздник ленинградских выпускников.

— Дело в том, что в выпускной традиционно в Ленинграде все выпускники выходили на Неву и гуляли. И много лет назад, уже больше 50 лет назад, умные и креативные люди в городе догадались пустить маленький парусник, с белым парусом он был, подсвечивался просто красным прожектором. И он стал таким символом. Потом в связи с разрухой всё заглохло, и ничего не проводилось, — рассказал председатель совета группы компаний банка «РОССИЯ» Юрий Ковальчук.

У команды не было опыта — было лишь желание вернуть мечту. Сначала поверили в себя и в саму идею. Это чувство стало двигателем, запустившим сложный механизм. Праздник ленинградских выпускников прошёл прямо-таки петровский путь: рассеяв мрак, Алые паруса поймали попутный ветер, величественно расправились над Невой, ознаменовав возвращение надежды.

— Это праздник, не имеющий аналогов в мире. Два года назад он был признан лучшим праздником Европы. Год назад его признали лучшим праздником мира. Слышите, что я говорю? В прошлом году что было — пандемия. Вот сейчас то, что вы смотрели, на мостах и набережных стояли 1,5 миллиона человек. Вот крупные стадионы — это 60-80 тысяч. Слышали, что я сказал, 1,5 миллиона! — добавил Ковальчук.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

В 2020-м праздник вновь встретил препятствие на своем пути — пандемия коронавируса. Конечно, выводить миллионы людей на набережные было нельзя. Но об отмене «Алых парусов» никто и помыслить не мог. Выход нашли — да и как иначе, когда у руля команда мечты.

— В течение двух месяцев усилиями специалистов праздник был перенесён в акваторию Финского залива. То есть так, чтобы с набережных люди не могли его видеть, не собирались там. И все федеральные каналы вели трансляцию этого праздника. Так вот уровень ТВ-аудитории, зрителей, которые смотрят, превысил показатели смотрения финала ЧМ по футболу, — отметил Юрий Ковальчук.

Непростая история и у самого брига. В разное время у невских берегов в июне вставали на якорь разные парусники. Последние годы алые паруса развевались на шведском корабле «Три короны». Однако в какой-то момент иностранцы отказались поднимать триколор над своим судном. Вот тогда в банке «Россия» и решили: нужен свой собственный символ. Нельзя брать мечту в аренду.

— Подобрать парусник очень сложно, он должен соответствовать масштабам, попадать в картинку, соответствовать классическим формам, подобного судна. И два года назад случилось так, что детей привезли, как вы, и шведы отказались их принимать. Сказали, по разным причинам, что они не могут принять их на борту брига. И было принято решение создавать свой. И вот он был сделан за полгода и стал символом города и страны, — окунулся в историю Ковальчук.

Вызов приняли специалисты Средне-Невского судостроительного завода. И здесь вновь история про преодоление и сверхзадачу. Впервые работы по дооснастке корабля такого типа проводили в нашей стране. Всё-таки были основания опасаться западных провокаций: ТАКОЙ бриг, да ещё и с ТАКИМ названием на борту в любом европейском порту — очевидный повод придумать новую порцию санкций. И в очередной раз убедились — то, что на западе позиционируют как преграду, в России, в Петербурге — воспринимают, как повод сделать нечто совершенно уникальное. Не благодаря, а вопреки.

— Наши голландские коллеги убеждали нас, что мы не сможем это сделать в силу того, что в России — в современной России, в России послереволюционной — не было опыта создания на базе обычной яхты современного суперсовременного, я бы так сказал, судна. Голландцы те же, немцы были в шоке, когда узнали, что к следующим «Алым парусам» мы подготовили это судно, — подчеркнул вице-президент АБ «РОССИЯ» Михаил Дедов.

Вокруг «Алых парусов» множество невероятных историй про возрождение. Средне-Невский судостроительный завод в первые годы проведения главного выпускного страны находился в разрухе. Теперь это одно из самых перспективных предприятий в стране.

— За десять лет сделали, мы сделали полную цифровую верфь. Это первая цифровая верфь, она полностью автоматизированная, работает на цифровых технологиях. Молодёжный коллектив, средний возраст — 40 лет. Вот и я хочу сказать вам, вот именно молодёжь двигает всё. У вас постоянно горят глаза, вы всегда хотите добиться чего-то, как в «Алых парусах», когда паруса надутые — это ваш потенциал вперёд, паруса у вас должны всегда быть полные ветра, — напутствовал директор Средне-Невского судостроительного завода Владимир Середохо.

Над созданием невероятного шоу на Неве каждый год работает команда специалистов, лучших в стране. Да и в мире профессионалов подобного уровня можно перечесть по пальцам. Соревноваться не с кем — такого не делает никто. Потому перед режиссёром стоит, кажется, самая непростая задача — победить себя.

— «Алые паруса» для нас — это в первую очередь огромный вызов, вызов нашей фантазии, нашим творческим затеям, потому что, как правильно уже было сказано, ничего невозможного нет, и даже самая кажущаяся бредовая идея, ну представьте: 33 мужика загнать в воду, заставить там сидеть до команды, по команде заставить выйти… Если представить это на стадии подготовки кажется, ну как? Ну они в аквалангах же. Это не так просто, это не так просто, — подметил режиссёр Михаил Колпахчиев.

Главная задача «Алых парусов» — удивлять и вдохновлять миллионы людей. Так, космо-девочка, звонко запевающая о рокоте космодрома на кастинге, моментально поразила абсолютно всех членов команды.

— Она пришла, она показала нам. Она, оказывается, классно не только поёт, но и круто двигается, и вот это всё срастается в таком симбиозе с декорацией, с шикарным эти фейерверком, и это даёт эту эмоцию, — в цветах рассказал Колпахчиев.

О том, как мечта воплотилась в жизнь, школьникам рассказал и Григорий Туркин. Он два года подряд принимал участие в празднике. В 2019-м словами Роберта Рождественского он признавался в любви к Родине. Это видели миллионы.

Сегодня он мечтает вновь оказаться на «Алых парусах», но уже не в качестве артиста. Через два года это будет его личный праздник.

— То, что мы видим как зрители во время просмотра телеверсии шоу, — это другие эмоции. Когда ты внутри — это что-то невероятное, — восторгается Григорий Туркин.

Впрочем, прикоснуться к сказке может каждый. За пределами эфира телетрансляции работают несколько сотен человек. Есть шанс стать частью команды даже у школьника. Участникам конкурса «Большая перемена» предложили присоединиться к волонтёрскому штабу, что называется прямо здесь и сейчас — ни к чему утомлять мечту ожиданием.

— Как вы считаете, в чём магия, что помогает достигать вот этой миссии, создавать вот эту сказку, вот эту атмосферу надежды, действительно вселять в людей веру. Вот что или кто? — спросила девочка.
— Ты сама попробуй ответить на этот вопрос, — подсказал Ковальчук.
— На мой взгляд, это душа людей, потому что ничто не может творить такую красоту, если нет вот этого вот, вот этих горящих глаз, — ответила тут же она.

Впереди — путешествие к мечте, на сам бриг «Россия», стоящий на якоре у Заячьего острова. Они столько о нём слышали — осталось лишь увидеть чудо своими глазами. Но пока — короткая экскурсия по ещё одному уникальному для Петербурга месту, новому центру притяжения, жемчужине на культурной карте северной столицы — «Ленинград-Центру».

«Ленинград-Центр» является первым и пока единственным шоу-пространством в нашей стране. Фойе — оно такое тёмное, что человек приходит и растворяется в этих отражениях.

— В других пространствах я не видела, чтобы противоположное сочеталось, — удивляется одна из участниц экскурсии.

Люди сидят 360 градусов вокруг сцены и многие приходят несколько раз, чтобы посмотреть спектакль с разных сторон.

— Малая сцена безумно красивая, хотелось бы посетить в будущем какое-то представление, — говорит другая школьница.

Экскурсию по закулисью одной из самых технологичных российских площадок проводит художественный руководитель и мастер церемоний — Феликс Михайлов. Он рассказывает о том, что скрыто от зрителей: монтаж площадок, костюмы, тайны механизмов сцены. Можно и смотреть, и трогать.

— Я в Петербурге не в первый раз, и каждый раз он для меня открывается с новой стороны. И эта встреча — она мне помогла, ещё одну мотивацию дала идти дальше, хочется творить! — сказал участник конкурса «Большая перемена» Константин Десятников.

Вместе с «Большой переменой» по коридорам «Ленинград-Центра» гуляют, и, конечно, снимают на камеру российские блогеры. Это молодые девушки и юноши, которые тоже уже начали свой путь к медиамечте. Как не бояться камеры, и главное — как сделать первый шаг, даже если впереди неизвестность, — они рассказали участникам конкурса.

— Даже если тебе сложно, страшно — нет каких-то секретов. Главное, как и в любом деле, — пробовать, — отметила актриса и блогер Луиза-Габриэла Бровина.

А участники «Большой перемены» поделились своими успехами в научной, просветительской и исследовательской деятельности. Несмотря на юный возраст, у них тоже уже есть чему поучиться.

— На «Большой перемене» мой проект был посвящён созданию обитаемой лунной базы, — рассказал Александр Пониванов.
— Я разработала концепцию развития молодёжного туризма в России, — похвалилась Анастасия Никитина.
— Я предложила компанию, куда будут приходить абитуриенты, они смогут приходить на предприятия и смотреть, как работают люди в этой профессии, — поведала Кристина Николаева.

В финале — совместное фото. Впрочем, кажется, даже без документальных подтверждений эти встречи, разговоры, напутственные слова школьникам запомнятся на всю жизнь. А теперь — к «Алым парусам».

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

«Бери от жизни всё. Рядом все твои друзья, с ними вместе ты сильней, побед не упусти, наступают перемены, нам нужен только ты». Вот оно — счастье. Бриг «Россия» прямо здесь. И чем ближе его белоснежные борта, тем громче хочется кричать от восторга. «Алые паруса», которые школьники раньше видели только по телевизору, сегодня развеваются у них над головами. Встречает гостей капитан корабля Олег Николаев.

— Я бы очень хотел показать вам устройство штурманской рубки, пройдёмте. Раньше были магнитные компасы — они показывают мне, куда я еду. Можем быть в море несколько месяцев без захода в порт, — начал свой рассказ капитан.

Отовсюду слышатся восхищенные возгласы. Никто не боится показаться слишком громким или сдерживать себя. На этом бриге нет места фальши и условностям.

На вопрос о том, понравилось ли, — море эмоций.

— Я попала в настоящую сказку. Здесь ты чувствуешь себя принцессой. Мальчики чувствуют себя принцами. Нева, архитектура, одним словом — прекрасно! — восхищается участница прогулки по судну.

Создатели корабля старались сделать его максимально аутентичным внешне, а вот его «начинка» — механика и электроника — по последнему слову. Площадь алых парусов — около девятисот квадратных метров. А если бриг выйдет в открытое море, то ветер сможет разогнать его до 16 узлов — максимальной отметки для кораблей подобного класса.

— Для меня эта поездка в Петербург первая, и она станет самой запоминающейся. Я побывал на бриге «Россия», который стал символом такого классного события. Я безумно счастлив, что испытал всё это, — признался Максим Мельников.
— Для нас для всех это невероятная возможность, я благодарна конкурсу, что мы попали сюда. У многих сбылась мечта побывать в Петербурге, а также на «Алых парусах», — сказала Анна Вязун, организатор форума «ПМЭФ Юниор».

Вот доказательство: всё задуманное всегда сбывается, если мечтать и смело идти к намеченной цели. Наверняка многие школьники, стоя на бриге, символизирующем надежду, загадали желание однажды увидеть его в праздничных декорациях. И нет никаких сомнений — это тоже обязательно исполнится. Волшебство случается, если искренне в него верить.

Всероссийский конкурс «Большая перемена» — проект президентской платформы «Россия — страна возможностей». В первом сезоне в 2020 году приняли участие более 1 млн старшеклассников. Основная цель — раскрыть в детях и подростках уникальные способности. Здесь они презентуют свои стартапы, делятся идеями и вместе создают глобальные проекты, направленные на развитие страны.

— Здесь оцениваются не результаты в учёбе или олимпиадах, а например талант в предпринимательской деятельности, творческой. В конкурсе 12 направлений, у каждого своя специфика, — говорит участник «Большой перемены» Константин Десятников.

Экскурсии для участников и победителей конкурса, посвящённые знаковым местам и событиям в истории Петербурга, организовало Российское общество «Знание». Возрождение и здесь: 21 апреля в ходе послания Федеральному собранию Владимир Путин заявил о необходимости перезапустить «Знание» — а оно ведёт свою историю с 1947 года — на современной цифровой платформе. И вот — на Петербургском экономическом форуме, главном деловом событии года, уже работает современная интерактивная студия, где дают интервью ведущие российские бизнесмены, государственные деятели, представители научного и экспертного сообщества, рассказывая просто о сложном.

— Мы хотим дать новый импульс, формат, и я думаю, вы видите по марафону «Новое знание» и на ПМЭФ людей, которые своими историями заряжают людей на активную жизненную позицию и дарят знания, — заявил глава «Знания» Максим Древаль.

Действительно, с 20 по 22 мая прошел просветительский марафон «Новое знание». Он стал отправной точкой перезагрузки общества. На разных площадках выступили 176 российских и зарубежных лекторов. Хедлайнером стал американский предприниматель Илон Маск. Он пообщался с российскими школьниками по видеосвязи. Ответил на вопросы о покорении галактики, планах на будущее, а также — рассказал, почему считает себя пришельцем.

— А разве это не очевидно? Я шучу иногда. Мне говорят: «А вы инопланетянин?» Ну, конечно, инопланетянин. Само собой разумеется. Видите, я же работаю с технологиями, — сказал Маск.

А вот из последних, не менее значимых уже личных встреч, прошедших также под эгидой «Знания» — беседа со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко. На знаковое событие приехали 30 девушек со всей страны. Мастер-классы и открытые диалоги с теми, с кем их ровесникам практически невозможно пообщаться, должны помочь им в развитии собственных проектов. Кроме вопросов о политике, участницы встречи попросили председателя Совфеда поделиться своей детской мечтой.

— У меня отец прошёл всю войну, был фронтовик, и он умер, когда мне было восемь лет. И для меня это была огромная потеря. … И вот правда была такая мечта: сделать так, чтобы никто никогда не умирал. И я уже с детства решила, что буду изобретать новые лекарства, — с теплотой повествовала Матвиенко.

Но, как известно, судьба повела её по другому пути, сделав одной из самых влиятельных женщин страны.

А следующая точка по маршруту движения «Большой перемены» — Ленинградская область. Автодром «Игора драйв» — лучшая гоночная трасса в мире. Посмотреть на то, как пилоты «Формулы 1» закладывают лихие виражи, пообщаться с гонщиками мирового уровня, прокатиться на картинге… Кажется, у трех десятков российских школьников в такие минуты тоже сбываются самые смелые мечты.

— Думала, что не справлюсь, но теперь я стала ещё увереннее в себе и очень рада, что оказалась в этом месте, — говорит Арина Гуляева из Республики Алтай.
— Сначала было страшно, но потом, когда ты уже едешь второй и третий круг, ты чувствуешь себя профессиональным гонщиком, — отметила Полина Трескина из Челябинской области.

Гонки на скорости — под чутким руководством инструкторов. Они все здесь, кстати, спортсмены мирового уровня!

— Сегодня аналогов этого места в мире нет. Это главное, что мы очень хотели вам показать, организовывая всё это. Чтобы вы почувствовали, что, во-первых, есть основания для гордости, а второе — всё возможно. В вашей жизни всё возможно, для вас всё возможно, — повторил Сергей Кириенко.

И это правда. Кто знает, может быть, эта интерактивная экскурсия на лучший гоночный трек мира, в корне изменит чью-то жизнь. И среди тех, кто сегодня впервые сел за руль и прочувствовал скорость — будущие чемпионы «Формулы 1».

Но здесь не только автодром, но ещё и уникальный музей ретро-автомобилей. Все на ходу и выглядят безупречно.

— Вот это тормоза. Они на тросиках, как у велосипеда, понятно, да? Машина едет 210 километров в час. Тормоза — как у велосипеда, — смеётся член бюро РСПП, основатель музея старинных автомобилей и член автоклуба «Игора Драйв» Григорий Березкин.

В дискуссионном клубе говорят о гонках и скорости.

— Мощность гоночного КАМАЗа — 1100 лошадиных сил, вес 8,5 тонн. Разгон до сотни этой огромной машины сколько, как думаете? Ну давайте будем реалистами! 8 секунд до ста! — просвещает молодёжб Владимир Чагин, семикратный победитель ралли «Дакар», глава проекта ралли «Шёлковый путь», руководитель команды «КАМАЗ-мастер» и также член автоклуба «Игора Драйв».

Победный дух — он не только в спорте, и эти ребята знают это по собственному опыту. Двигаться в правильном направлении на пути к успеху очень важно в команде. А иногда — уметь с достоинством принимать поражение. Ведь если найти выход даже из самой непростой ситуации, он приведёт к успеху. Примеры школьники уже видели здесь же, в музее «Игоры драйв»

— Но я хочу обратить ваше внимание на другое обстоятельство, на которое, кстати, вы тоже могли сегодня обратить внимание. Вот концентрация важна не только для разработчиков инженеров, экспериментаторов, а иногда концентрация требуется для общества и страны в целом. Только тогда оно может выиграть в проигрышной ситуации. Вот вы сегодня были на выставке. Там стоит машина Гитлера. Услышьте: трёхосный «Гелендваген». Это машина, в которой Гитлер принимал парады! В каком году была создана эта машина? Лёша? В 1928 году. Теперь вспомните, какой уровень автомобилестроения был в Советском Союзе в 1928 году. Внимание, вопрос: как мы выиграли войну? Но мы её выиграли! Когда не только каждый из нас, но общество и страна в целом могут объединять свои усилия, она сделает немыслимое, — мотивировал детей Юрий Ковальчук.

А вот девушки интересуются, правдивы ли стереотипы и как добиться успеха в спорте, который принято считать мужским.

— Как вы относитесь к женским командам и видели ли вы в своей карьере женщин за рулём таких спортивных автомобилей?

На это ответил председатель совета директоров «Игора Драйв», член автоклуба «Игора Драйв» Мауро Сипс.

— Самый лучший чемпионат, который я выиграл, я выиграл в паре с девушкой. И надо сказать, что машина у нас была одна из самых слабых. Но мы смогли с большим отрывом выиграть чемпионат. Эта девушка была из дисциплины картинга. Совершенно сумасшедшая голова у неё была. Но надо отметить — когда женщины что-то очень хотят, они всегда это получают, — сказал Мауро Сипс.

Члены автоклуба «Игора Драйв» поделились своими советами на будущее. Ведь многие из присутствующих совсем скоро пойдут в автошколу. Одно из главных правил — внимательно слушать уроки старших наставников.

— Вот вам нравятся мажоры на дорогах? Понимаете, о ком я говорю? Тот мальчик, которому папа дал ключики от «Мазератти», и не надо много ума, чтобы нажать педаль газа. И общество с трудом может научить этого мальчика иным правилам поведения. Так или не так? Вот мы взяли такого одного мальчика, привезли сюда и посадили на отечественную машину, но подготовленную. Мальчика такого же, как вы, но только со спортивными навыками, и после этого этот мажор больше так не ездил. Поэтому правильное обучение, профессиональное обучение людей несёт в себе мощнейшую воспитательную функцию. И это тоже является фактором, чтобы создавать такого рода проекты и готовить ребят и молодёжь, — твёрдо убеждён Ковальчук.