Культура
14:235 июня 2021

Психбольница, птицы и Лапенко: как Электротеатр Станиславский покорил Петербург

Необычная постановка о пациентах психбольницы, брошенных в Балканских горах во время войны, прошла в ЛДМ при полном аншлаге. Накануне показа в Петербурге на репетицию спектакля «Полковник-птица» заглянул 78.ru.
Сцена из спектакля "Полковник-птица"/ Фото: Электротеатр Станиславский/Олимпия Орлова

Электротеатр — это как?

Электротеатр Станиславский славится необычными прочтениями сложных текстов и оригинальными арт-хаусными постановками, роли в которых исполняют молодые перспективные актёры. О маленьком, но многообещающем столичном театре заговорили после интервью актёра этого театра, а также знаменитого видеоблогера Антона Лапенко программе «ВДудь», где он охарактеризовал Электротеатр так:

— Здесь, в принципе, театр такой, что он основан больше на режиссуре. Это не актёрское, где ты можешь побеситься, поорать, жилами всеми поиграть, это чуть-чуть не то. Это режиссёрский театр, такой эстетический, иногда сложный, — рассказал Лапенко в интервью Юрию Дудю, также отметив, что в Электротеатре играет роли «пива, шампанского, мёртвого тела и золотого осла».

Поставленный по одноимённому роману знаменитого болгарского драматурга Христо Бойчева спектакль Электротеатра «Полковник-птица» показали 31 мая в ЛДМ. Как признаются актёры, играть в таком внушительном зале, да ещё и при большом количестве зрителей для них — очень непривычно. Об этом рассказала в беседе с 78.ru актриса Дарья Колпикова, исполняющая роль бывшей проститутки Пепе.

Дарья Колпикова/ Фото: пресс-служба Электротеатра Станиславский
Дарья Колпикова/ Фото: пресс-служба Электротеатра Станиславский
— Играть в Петербурге всегда очень приятно, здесь зрители внимательные и отзывчивые, необычно лишь играть в таком большом зале. Мы очень любим наш театр, но там зрительный зал намного меньше. Говоря о моей героине Пепе, она была вынуждена работать проституткой, она осознает, что находится в бывшем монастыре, который сейчас сумасшедший дом и всё это — в условиях войны, к тому же, она одна женщина среди мужчин. Её боль, её зацикленность на том, что надо посчитать мужчин плохими, чтобы искупить свои грехи за прошлое, даются ей очень тяжело. Сейчас играть эту роль мне гораздо проще, чем в начале. Каждый из наших персонажей на чём-то зациклен, но при этом всём они очень уязвимы. Мы очень долго репетировали и разбирали их характеры вместе с режиссёром, — рассказывает Дарья.

Монастырь, война, психбольница

В ЛДМ огромный театральный зал, в несколько раз превышающий размеры родного для актёров Электротеатра Станиславский зала, был заполнен полностью — на все разрешенные 75%. Ведь прежде всего, постановка привлекает внимание своим сюжетом, основанным на пьесе Бойчева «Полковник-птица». Это — история пациентов психиатрической клиники, оставшихся без помощи и провизии в заброшенном балканском монастыре в разгар югославских конфликтов. Во время бури самолёты ООН ошибочно сбрасывают к ним военную форму, предназначенную для миротворцев. И тогда один из пациентов — полковник Фетисов пытается из психически больных людей создать мини-армию, готовую в любой момент отправиться в бой. В ходе всех этих сюжетных перипетий раскрываются глубокие драматические истории каждого из пациентов.

Несмотря на серьёзную тему, связанную с войной, политикой, а также с психическим здоровьем, создатели спектакля характеризуют его как трагический фарс. Постановка вызывает противоречивые чувства: сквозь смех вдруг прорываются слёзы, а затем наоборот. По словам режиссёра Романа Дробота, с помощью такого комедийно-драматического «эффекта» создатели постановки старались раскрыть главную тему пьесы об относительности понятий «болезнь» и «норма».

— Эта пьеса о том, как остаться человеком, несмотря на абсолютно лишённое нравственности военное время, когда люди перестают быть людьми, а они остались. Несмотря на то, что они сумасшедшие, они оказались нормальнее людей обыкновенных. Как говорил Чарли Чаплин: смешными могут быть вещи — стыд и страх. В нашей пьесе это — страх, который через смешное воздействует на зрителя сильнее. Да, наши герои смешные, нелепые, но они как зеркало, в которое мы смотрим на самих себя. Фраза в конце спектакля: «Господь Бог забыл ещё одну заповедь — блаженны сумасшедшие», она, на самом деле, про нас, обычных людей, а не про них, — объяснил режиссёр в беседе с 78.ru.

Летопись непростых судеб

Постановка выполнена в арт-хаусном стиле, но «фриковая» оболочка не помешает даже не подготовленным к столь необычному искусству людям понять историю об одиноких и ментально нездоровых людях, пытающихся выжить и при этом остаться хорошими людьми в нечеловеческих условиях. Тяжелая и с психологической, и политической стороны повестка спектакля не помешала добавить в него ноты ситкома и уморительные юмористические сцены. По словам актёра Дмитрия Чеботарёва, также известного по сериалу «Вампиры средней полосы» и фильму «Майор Гром: Чумной доктор», такие эмоциональные перепады — норма не только в искусстве, но и во всей нашей жизни.

Фото: пресс-служба Электротеатра Станиславский
Фото: пресс-служба Электротеатра Станиславский
— У моего персонажа Давуда психическое расстройство на фоне потери мужской силы, у него уже полгода полная импотенция. У него жена, шестеро детей, он цыган и, понимая, что раз он больше не может делать детей, то ему только в петлю вешаться. Им были совершены несколько попыток самоубийства, после чего он оказался в этом Богом забытом заведении. Мне хочется верить в то, что этот спектакль очень близок к нашей реальной жизни, в которой трагичное с комичным живёт по соседству и легко переходит от одного к другому. Даже если уйти от реалий и перейти к Интернету, там на одной картинке видишь весёлого кота, а затем сообщение о какой-нибудь трагедии, эти эмоциональные качели — и есть наша жизнь, — рассказывает артист.

Истории персонажей «Полковника-птица» шокируют, трогают до слёз и, как ни парадоксально, веселят. Так, зритель познакомится с рефлексирующим психотерапевтом-главным рассказчиком постановки (в исполнении Евгения Самарина), Матеем (играет Владимир Долматовский) — героем, который видит себя маленьким с наступлением темноты; неудавшимся актёром Хачо (в исполнении Антона Косточкина) и другими, не менее колоритными героями.

Самый серьёзный ажиотаж и громкие зрительские овации вызывает, конечно, герой Антона Лапенко — актёра, прославившегося благодаря комичным видео в Интернете, где он филигранно превращается из трогательного инженера в алкаша Катамаранова и выглядит гармонично в каждой своей роли. Но в постановке Электротеатра Лапенко предстаёт в совершенно ином образе, значительно отличающемся от десятков его интернет-ролей. Артист играет роль Киро — клептомана, который тащит в свой карман всё, что попадется ему под руку, а затем горько в этом раскаивается.

До глубины души трогает и история Полковника Фетисова, который уже долгие годы молчит и мрачно смотрит вдаль, глядя в окно, а в итоге становится главным вдохновителем пациентов больницы на военные «подвиги». О своей роли в спектакле в беседе с 78.ru рассказал актёр Антон Филипенко.

Фото: пресс-служба Электротеатра Станиславский
Фото: пресс-служба Электротеатра Станиславский
— Мой персонаж потерял семью во время войны, впал в глубокую шизофреническую депрессию и стал существовать в таком режиме ожидания. Постановка актуальна до сих пор, потому что военные конфликты так и продолжаются, а люди всё ещё сходят с ума. При всем этом в каждом персонаже много света, все находящиеся в этой больнице друг другу необходимы. Мне бы хотелось, чтобы зритель ушёл из зала с чувством, что никогда не нужно опускать руки и надо всегда двигаться вперёд и что с депрессией не стоит справляться в одиночку. Самый популярный жанр сейчас — это драмеди: он вроде без груза, но при этом с юмором. На войне солдаты не могли обходиться и без юмора, и здесь то же самое: юмор помогает этим персонажам преодолевать трудности, — поделился Антон.

Очередной непонятный арт-хаус или искусство масс?

Современное театральное искусство часто воспринимают «в штыки», его считают странным и далёким от классического, «всем понятного» театра. Но режиссёр Электротеатра Станиславский заверяет: «Полковник-птица» — понятный и близкий каждому литературно-театральный «продукт», который свободно может существовать в мире современной культуры.

Фото: пресс-служба Электротеатра Станиславский
Фото: пресс-служба Электротеатра Станиславский
— Когда мы ставили спектакль, то не задавались целью привнести в него современность. Нам нравилась герметичность замкнутого пространства, когда семь человек заперты как в аквариуме — как они психологически пытаются остаться людьми. В связи с событиями на Балканах пьеса зазвучала очень злободневно, и мы не смогли промолчать, нам пришлось ответить на этот вызов в современности, тогда наша пьеса стала актуальной. Я считаю, что этот спектакль могут смотреть все. Мы — не сторонники элитарного театра. Как говорил один мой знакомый режиссёр: если твой театр не понятен тетё Мане из города Стерлитамака, то плохой твой спектакль. Каждый в постановке видит что-то своё, — рассказал Роман Дробот.

Увидеть постановку «Полковник-птица» можно на сцене московского Электротеатра Станиславский. Кроме того, выездной показ спектакля в Петербурге может пройти вновь уже ближайшей осенью.

ИскусствоТеатрыЗвезды
Новости партнеров