Новые арт-площадки современного искусства привлекают в мировые столицы не только заядлых коллекционеров, но и миллионы туристов, которые в итоге оставляют деньги в стране, когда оплачивают входные билеты. По оценкам компании Art Basel x UBS Global Market Research, ежегодный оборот на таком рынке оценивается в 50 млрд долларов США. В топ-3 арт-хабов мира входит Нью-Йорк, Гонконг и Лондон. Чуть отстают Венеция, Милан, Майями. Так происходит и потому, что за рубежом распространена практика, когда застройщики предоставляют в проектах площадки под размещение объектов современного искусства. Участники форума «Мировые арт-столицы: чего не хватает российским мегаполисам, чтобы получить такой статус» обсудили на ПМЭФ-2021, есть ли шанс у Петербурга и Москвы войти со временем в такие топы и что для этого нужно сделать.
Как подчеркнул директор De Pury LTD (компания с аукционным домом) Симон де Пюри (ранее более 20 лет в аукционном доме Sotheby’s, где возглавлял европейское отделение), Петербург и Москву уже можно в принципе рассматривать как арт-города или так называемые арт-хабы. Однако на первом месте в мире располагается Нью-Йорк, серебро — у Гонконга, а третью строчку в топ-3 занимает Лондон. При этом в последние годы серьёзно растёт азиатское направление. Около 40% коллекционеров из этого региона приходят в мировые арт-пространства с целью приобретения объектов современного искусства. И этот показатель год от года только растёт. Так что Петербургу и Москве надо понимать, что на этот тренд также необходимо обращать внимание.
По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, в городе сейчас идёт активная реконструкция и создание новых арт-площадок, так как все прекрасно понимают, что это дополнительные туристы, а, значит, деньги для бюджета. Так, расширяются Третьяковская галерея, Пушкинский музей, ВДНХ, осваивается арт-территория в Коммунарке и имеется парк «Зарядье». В жилом квартале «ЗИЛАРТ» должен появиться филиал Эрмитажа.
— Нет такого города в России, да, возможно, и в мире, где бы так много строилось арт-объектов, — заявил Сергей Кузнецов.
По его словам, сейчас в Москве обсуждается проект создания делового квартала city-2 рядом с первым. Там также частично «квадраты» можно будет отвести под арт-проекты.
— Москва в отношении арт-рынков и арт-проектов более развитая, чем Петербург, — констатировала ведущая форума, журналист Ксения Собчак.
Как отметила куратор, основатель творческого объединения «Атмосфера» и одноименной биеннале уличного искусства Сабина Чагина, властями Петербурга и Москвы слишком большая ставка сделана на фестивали, а не новые арт-пространства.
— С одной стороны это хорошо, но приводит к тому, что как только фестиваль заканчивается, искусство «уходит», а хотелось бы, чтобы оно задержалось в городах. Памятников и в Москве, и в Северной столице достаточно. Многие туристы их уже видели, а люди всегда хотят чего-то нового, потому и едут на эти фестивали, но это только время, когда проходят подобные мероприятия, — подчеркнула она.
По словам Сабины Чагиной, за границей распространена практика, когда застройщики в своих жилых и коммерческих проектах заранее предусматривают «квадраты» под новые арт-пространства. Это называется «девелоперский процент». Отечественные застройщики, как петербургские и московские, к такому не приучены, а если и предусматривают метры под объекты искусства, то это происходит крайне редко.
Здесь стоит прояснить один важный момент. В Северной столице на застройщиков и так возложены обязательства по возведению социальной инфраструктуры. Сейчас этот механизм трансформируется таким образом, что себестоимость «квадрата» опять может существенно вырасти, а такие затраты девелоперы всегда автоматом перекладывают на покупателей жилья, повышая его стоимость. И если добавить ещё и арт-объекты, то цена опять только возрастёт.
Как считает основатель центра современного искусства «Винзавод» Софья Троценко, у Москвы и Петербурга есть потенциал, «но это только потенциал пока». За последние 15 лет в городах наконец-то начала появляться инфраструктура, необходимая для арт-пространств, всё чаще звучат новые имена в искусстве.
— Для функционирования таких пространств, необходимы, как минимум, две составляющие: творцы и коллекционеры. Сейчас для первых появились многочисленные школы и обучающие центры, а также гранты. Вообще в стране насчитывается от 500 до 1000 новых имён в искусстве, — пояснила Софья Троценко.
По её словам, растёт в стране и число тех, кто интересуется современным искусством, хотя пандемия и экономические реалии затормозили сейчас этот процесс.
Партнёр Delloite СНГ (оказывает услуги по консалтингу и аудиту) Екатерина Трофимова оценивает долю РФ на мировом рынке культурных центров ниже 1%.
— Но тут встаёт вопрос: какую методику расчёта использовать. Говорим ли мы о тех объектах, которые находятся в пределах исключительно страны, или мы имеем в виду и то, что представлено на выставках за границей или находится в частных коллекциях? — задаётся вопросом она.
По словам Екатерины Трофимовой, в схеме «творец — коллекционер» многие забывают и о третьей составляющей: туристы. Они оставляют деньги в стране, когда платят за входные билеты, это тоже очень неплохой оборот.
— Развитие арт-рынка никак нельзя отделять от развития всей экономики в целом, здесь всё взаимосвязано, — подчёркивает она.
Галерист Марина Гисич отмечает, как только кто-то из молодых творцов получает хоть немного признания, в большинстве случаев происходит переезд в Москву, так как там лучше техническая база и можно больше заработать. При этом сами москвичи, профессионалы в арт-пространствах, мало интересуются тем, что происходит в этой отрасли в Петербурге, а это не самый лучший знак.
— С другой стороны, по объёмам продаж за последние четыре-пять лет мы видим улучшение в обоих городах. Это значит, интерес всё-таки имеется. Значит, надо более внимательно изучать опыт Москвы и совмещать с петербургскими наработками, такими, как например, балетные фестивали и Культурный форум. Надо искать свой региональный контент, но идти в ногу с тем, что предлагают лидеры, — подчеркнула она.
По словам основателя Fragment Art Club Ирины Вольской, за границей существует практика, когда коллекционерам, передающим объекты культуры бесплатно, прощают часть налогов. Это стимулирует таких людей.
— Например, в Великобритании в непростом 2020 году государству передали ценности на 65 млн фунтов, а простили коллекционерам 40 млн фунтов. У нас такого механизма нет, и никто не задумывается о его разработке, — пояснила она.
Как заключила Ксения Собчак, уже о многом говорит то, что развитие арт-пространств в Петербурге и Москве обсуждается на деловом форуме в Северной столице. При этом на будущее арт-индустрии в двух городах многие смотрят с оптимизмом.