Прямой эфир

Новая высота: «Газпром» собирается построить в Петербурге второй небоскрёб

Андрей Макаров
30 мая 2021, 22:00
Инициативу представили на заседании Межведомственного совета по реализации Соглашения о сотрудничестве между городом и компанией.
Фото: Pr Scr youtube.com/Газпром

Компания «Газпром» планирует построить в Петербурге ещё один небоскрёб — рядом с уже существующим «Лахта Центром». Инициативу представили на заседании Межведомственного совета по реализации Соглашения о сотрудничестве между Петербургом и «Газпромом». Проект неожиданный и немедленно породил горячую дискуссию. Причём спорят не только по поводу целесообразности появления в нашем городе ещё одной высотной доминанты. Обсуждают и архитектурную концепцию, и источники финансирования, и место расположения нового небоскрёба. И, какую пользу он может принести Петербургу — что весьма важно.

— Новое высотное здание воплощает великую идею, вдохновлённую энергией во всех её формах: от спиральных энергетических волн, генерируемых вокруг квазара в глубине космоса, до спиралей энергии волн в воде, — британский архитектор Тони Кеттл схематично чертит на листе бумаги очертания будущего небоскрёба на берегу Финского залива.

Его высота — 703 метра. Как символ неразрывной связи истории и традиций с новаторством, устремленным в будущее.

— Здание будет обеспечивать дополнительные возможности, необходимые для развития бизнеса, с пространством для краткосрочного пребывания и отдыха, отвечающим современным требованиям «живи, работай, отдыхай» в одном месте, — говорит директор по проектированию архитектурного бюро Kettl Collective Тони Кеттл.
Фото: vk.com/stadium_zenit
Фото: vk.com/stadium_zenit

В начале нулевых Тони Кеттл занимался в Шотландии разработкой Фолкеркского колеса — уникальной конструкции, способной поднимать корабли. После его открытия в 2002 году королевой Елизаветой II между Эдинбургом и Глазго вновь стало возможным судоходство. Спустя десять лет под руководством архитектора была создана концепции первого небоскрёба в Лахте.

— Небоскрёб «Лахта Центр» получился хорошо. Он вписался в новый образ Петербурга. Впишется ли второй небоскреб — тут сказать так сходу сложно, — считает директор института дизайна и урбанистики Университета ИТМО Сергей Митягин.

Сами авторы проекта, пока что только виртуально вписывая будущую башню в петербургский ландшафт, говорят: здание будет находиться в спокойном диалоге с достопримечательностями и доминантами предыдущих поколений. Не разрывая небесную линию, но прочерчивая новую — в высокотехнологичное будущее.

— Сколько было снесено доминант в советское время, и тот силуэт города, к которому привыкло наше поколение, значительно обеднён по сравнению с тем, каким был Петербург в начале XX века, в пору своего высочайшего расцвета. В некоторой степени это компенсация тех утрат, — отмечает руководитель архитектурной мастерской «Б2» Феликс Буянов.

Более 200 тыс. квадратных метров и 150 этажей, верхний — с обзорной галереей, доступной для посещения — вознесётся на 590 метров над уровнем моря и станет самым высоким обитаемым этажом в мире.

Феликс Буянов/ Фото: 78.ru
Феликс Буянов/ Фото: 78.ru

Вслед за «Газпромом» в город придут и другие компании с мировым именем, а это налоги, новые рабочие места и в целом реализация стратегической задачи города — полицентричного развития.

— Дальше туда потянутся театральные, музыкальные площадки, галереи, спортивные объекты: полицентричность — это тренд современных городов. А потом туда поедут туристы, — не сомневается социолог Дмитрий Гавра.

Впрочем, строительство второго небоскрёба — это ставка не столько на развитие туристического потенциала, хотя самая высокая обзорная площадка в мире и привлечёт сотни тысяч охотников за красивыми видами. Любая крупная стройка — это всегда инвестиции…

— Причём не только в строительную отрасль, а в кучу смежных областей — это не только стройка, это дорога, инфраструктура. Такой крупный объект всегда притягивает к себе крупных подрядчиков в разных областях, — убеждён главный редактор издания «Деловой Петербург» Игорь Павловский.

По словам политолога Дмитрия Солонникова, также это новые налоги, которые получает город, — новые налогоплательщики, которые будут пополнять городской бюджет.

До пандемии в Смольном ставили цель — город должен зарабатывать триллион рублей уже к 2024 году. Приток инвестиций придаст экономике дополнительный стимул. А это неминуемо повлечёт за собой развитие транспортной и социальной инфраструктуры, науки и образования, а также новых компетенций далеко за пределами разрастающегося на берегу залива района «Лахта Центр».

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Сидеть на песке, наблюдая, как на горизонте пляшут паруса белоснежных яхт, вышедших ловить северный ветер Финского залива: лучшее времяпрепровождение, когда в городе открывается гидросезон. Архитекторы и историки рассказывают: большую воду стали воспринимать как место для отдыха только к концу XIX века, тогда как раз появилась курортная зона в Сестрорецке.

После велось много разговоров о развитии морского фасада: так, «Адмиралтейские верфи» хотели превратить в современный жилой район с видом на море, однако реализации проекта помешали Первая мировая война и революция 1917 года. Позже, после появления Приморского проспекта и Приморского парка Победы, была мысль создать променад, соединяющий невские берега с балтийскими. Однако в жизнь эту идею тоже так и не воплотили. Потом появился намыв на Васильевском острове. Но и из него не смогли сделать многофункциональный центр притяжения. На примере этих хаотичных попыток создать морской фасад хорошо видна глобальная городская проблема — отсутствие понятной стратегии развития.

— Есть какая-то смутная идея, что мы хотим сохранить исторический центр, и есть спущенные Минстроем указания, сколько жилья мы должны построить. Что Петербург ценит или не ценит, каким он хочет быть или не хочет — этого всего нет, — комментирует сложившуюся ситуацию архитектурный критик Мария Элькина.

Что-то похожее на реальную концепцию развития прибрежной части Петербурга появилось только несколько лет назад. И район «Лахта Центра» — очевидная доминанта. Именно вокруг него консолидируется новая инфраструктура.

— На наших глазах формируется морской фасад города, о котором наверняка мечтал ещё первостроитель. Он начал формироваться в последние лет пятьдесят. Я надеюсь, что формирование морского фасада будет продолжено и большую лепту в это внесёт как раз новая доминанта, — заключил Феликс Буянов.
Фото: lakhta.center
Фото: lakhta.center

Противники нового небоскрёба говорят о том, что деньги, отпущенные на его строительство, лучше потратить, допустим, на реставрацию исторического центра или ремонт городских дорог. Тактично помалкивая о том, что компания этим уже много лет занимается. Просто для информации: с 2007 года за счёт средств газовой корпорации реконструировано более 70-ти городских улиц, площадей, набережных и скверов. Произведена замена тротуаров, модернизирована система городского освещения, выполнена художественная подсветка архитектурных ансамблей. В историческом центре — в Центральном, Адмиралтейском и Петроградском районах. Если называть конкретные адреса, то это Большой проспект Петроградской стороны, Большая Конюшенная и Малая Морская улицы, Литейный и Лиговский проспекты. На Невском и Суворовском проспектах полностью заменена система освещения. Сделана подсветка Монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы. Только что обновлены улицы Гагаринская, Гангутская и Чайковского. Хорошо ли нам, петербуржцам, от этого стало? Да. Право ли городское правительство, собираясь подписать новое соглашение о сотрудничестве с «Газпромом». Ответ очевиден.


Ранее 78.ru писал о том, что «Лахта Центр» стал победителем главной международной премии в области уникального высотного строительства и городского развития CTBUH Awards 2021.