Прямой эфир

«Заросли» Васильевского острова: в Петербурге появился не признанный городом парк

Олеся Курдюкова
24 мая 2021, 15:51
Власти пока о нём даже не знают, а название ему дала группа активистов. Жители острова вывезли с отрезка суши на набережной Макарова тонну мусора, установили указатели и самодельные скамейки и даже нанесли «Заросли» на онлайн-карты Петербурга.
Фото: zarosli.space

Не существующий пока официально, но уже знакомый жителям Васильевского острова парк «Заросли». Группа молодых людей приглядела это живописное место в разгар пандемии. Идея превратить отрезок побережья Малой Невы меж мостами — Тучковым и Бетанкура — в общественное пространство пришла сразу.

— Зелёный естественный берег Невы, прямо в центре города. Так мы его заприметили, и потенциал этого места, на мой взгляд, сразу виден, каким оно может быть классным парком, — считает глава петербургского филиала фонда «Городские проекты» Леонид Андрухов.

Отрезок суши протяжённостью полкилометра — действительно интересный. Равнинная местность сменяется густой чащей и плавно переходит в песчаный пляж. По мнению молодых людей, здесь можно разместить сразу несколько пространств для разных видов активности — от спокойного отдыха до экстрима.

Потенциальные основатели парка уже успели вывезти отсюда больше тонны мусора. Установили самодельные указатели, смастерили скамейки, покрасили бетонные сваи и даже оформили свою концепцию «Зарослей».

— Грильницы, фудкорты, площадки для детей, для взрослых, мосты над водой. Также, это уже я думал, лодочки, лодочные станции, чтобы и рыбаки могли, если это можно, ловить рыбу, и люди, которые на моторках катаются, могли подъезжать сюда и также загорать лежать, — поведал о планах представитель инициативной группы Алексей Козыренко.
Фото: zarosli.space
Фото: zarosli.space

В самых смелых фантазиях активистов в «Зарослях» раскинут современный кемпинг. Но оказалось, что у города свои планы на этот отрезок берега. Согласно утверждённому ещё в 2005 году генплану Петербурга, здесь должен быть асфальт, а не зелень.

— Строительство продолжения набережной Макарова с мостом через реку Смоленка, как магистрали общегородского значения, предназначено для обеспечения связи Петроградского района, Васильевского острова и Центрального района между собой и с Западным скоростным диаметром, — говорится в документе.

То есть новая дорога должна связать два отрезка набережной Макарова и разгрузить транспортные потоки. Но мечтающие о парке молодые люди настроены серьёзно: они попросили оценить перспективы магистрали в бюро транспортного планирования.

— Они построили транспортную модель и посмотрели, насколько вообще улучшится транспортная ситуация, если соединить дорогу. И оказалось, что, в общем-то, ни на сколько, — высказался Леонид Андрухов.
— Сам по себе проект очень дорогой, и на наш взгляд, по нашим расчётам, не приносит такой явной выгоды автомобилистам, не приносит явной выгоды жителям, ну и на наш взгляд, по такому социально-экономическому эффекту, скорее всего, он не уйдёт в плюс, а уйдёт в минус, — заявил гендиректор бюро транспортного планирования Ots Lab Тимофей Волоцкий.
Фото: zarosli.space
Фото: zarosli.space

Регулировать поток машин на ЗСД специалисты предлагают, например, повышением тарифов в час пик. То, что идея строительства новой дороги сомнительная, признают и автоэксперты.

— Как автолюбитель, я бы сказал, что да, давайте мы построим дорогу, я буду ездить туда-обратно каждый день и объезжать пробки каким-то образом. Но если, опять же, там произойдёт ДТП, потому что это будет скоростная магистраль, как я понимаю, чтобы объезжать эти пробки, то толку от неё не будет — все будут стоять и любоваться прелестями нашего города, — считает автоэксперт Владимир Сажин.

Поэтому активисты продолжат настаивать на создании парка. В ближайшее время они представят проект городским властям. Тем не менее, на онлайн-карты Северной столицы «Заросли» уже нанесены. Правда, пока место пользуется популярностью в основном у не самых благополучных слоев населения. Но создатели парка уверены: пространство станет куда безопаснее и привлекательнее, как только здесь появится соответствующая инфраструктура.