Общество
11:1818 мая 2021

Нарушители спокойствия: как власти Петербурга решили присмирить «электросамокатчиков»

Их лихая езда мешает как пешеходам, так и велосипедистам.
Фото: Frank Hoermann/SVEN SIMON/globallookpress.com

Весной прошлого года на улицах Петербурга появился новый, необычный вид транспорта. Уже сегодня количество электросамокатов значительно превышает число велосипедов в российских сервисах проката. За это время тренд успел приобрести не очень хорошую репутацию — в городе участились смертельные ДТП с участием электросамокатов, а недавно возмутились и пешеходы: если раньше «железного коня» нужно было обязательно пристёгивать к парковочной станции, то уже сегодня горожане просто оставляют их посреди тротуара.

Особенно заметно количество нарушителей после массовых мероприятий. Стихийную парковку из нескольких сотен электросамокатов создали футбольные болельщики перед недавним матчем на Газпром-Арене.

Недовольны ситуацией и велосипедисты, которые также делят тротуары с электросамокатами.

— Посередине тротуара стояли в два ряда самокаты. У меня это вызвало удивление и раздражение. Я взял эти самокаты, убрал их с пути следования. И написал об этом на почту этого шеринга, — поделился велоактивист Павел Коржавин.
Фото: Rolf Vennenbernd/globallookpress.com
Фото: Rolf Vennenbernd/globallookpress.com

Оштрафовать пользователя могут только в том случае, если поездку он завершит вне зоны виртуальной парковки. При этом оставленный самокат в паре метрах от станции мобильное приложение не фиксирует как нарушение.

— У нас весь город поделён на районы, зоны, в каждой зоне работают скауты, которые круглые сутки ездят, поправляют самокаты, ставят ровно, вытаскивают из дворов, переставляют на парковку, — сообщил директор по развитию сервиса аренды самокатов Илья Тимаховский.

Илья честно признаётся, что рад отсутствию парковочных станций: оставляя самокаты на проходных местах, люди повышают интерес к сервису. Однако с пешеходами соглашается — устройства не должны мешать передвижению. Чтобы этого избежать, предлагает визуально очертить границы парковки.

— Люди видят визуально, где им необходимо оставить самокаты, оставляют в этой зоне, это повышает пользовательский опыт, вырабатывается привычка и культура правильно завершать аренду, — пояснил Тимаховский.
Фото: Osman Orsal/globallookpress.com
Фото: Osman Orsal/globallookpress.com

Ситуация обеспокоила чиновников, и они предложили кикшеринговым компаниям встретиться и обсудить — как в нынешних условиях регулировать работу сервисов.

— На текущий момент мы договорились о следующих вещах. Во-первых, немного дистанцировать самокаты от остановок общественного транспорта и то же самое с метрополитеном — иногда ставят вплотную, людям тяжело выйти, — отметил директор сервиса по прокату самокатов Андрей Синьковский.

Сервисам также предстоит перенастроить самокаты, чтобы те не развивали скорость больше 15 км в час. Если технически это сделать не получится, то оператор будет обязан уведомить пользователя об ограничении скорости — в противном случае нарушителю придет штраф.

— Нам нужно три меры вводить.Первое — ограничивать зоны, где их быть не должно, где узкие тротуары. Второе — делать места для парковок и фри парковку запретить, потому что это уродует город. И третье — это страховки. Если происходит ДТП, наехали на пешехода, просто извиняются, а то, что человек в больницу пойдёт никого не интересует, — заявил депутат Алексей Цивилёв.

Комитет имущественных мест уже выделил 80 мест для стоянки электросамокатов. Их согласуют с картой виртуальной парковки кикшеринга и внесут в мобильные приложения.

Фото: ALEXEY BYCHKOV/globallookpress.com
Фото: ALEXEY BYCHKOV/globallookpress.com

Но главный вопрос, к пешеходам или к мопедам нужно отнести электросамокаты,  остаётся открытым. Сегодня пользователи могут передвигаться на них как по тротуарам, так и по проезжей части. Возможно уже в ближайшем будущем картина станет ясней — министерство транспорта уже подготовило поправки в ПДД. Когда их примут неизвестно, а пока Петербург пытается сформировать свой собственный самокатный регламент.

— Мы понимаем, что если мы совместно с компаниями, обеспечивающими прокат в Петербурге, не сможем обеспечить их безопасное поведение на дороге, то это может привести и к более тяжёлым последствиям, — пояснил председатель Комитета по транспорту Кирилл Поляков.

Парковки, идентификация владельца самоката, его допустимый возраст и меры ответственности за нарушения — есть множество моментов, которые ещё предстоит прояснить. Возможно, благодаря именно таким встречам, с предложениями и уточнениями, понятие «электросамокат» быстрее появится в федеральном законе.


Транспорт
Новости партнеров