Прямой эфир

Три сотни новых улиц: куда устремится платная парковка в центре Петербурга?

Светлана Коваленко
13 мая 2021, 16:04
На следующей неделе чиновники Смольного завершат приём заявок на поиск проектировщика для расширения зоны платной парковки в центре города. В документацию включены почти 350 новых магистралей.
Фото: flickr.com/Ninara

Пандемия заставила чиновников транспортного блока Смольного активизироваться с расширением зоны платных парковок в центре ради поиска доходов в бюджет. О таких планах до этого говорили годами, но начинания так и оставались на бумаге. Первым «звонком» о том, что за дело взялись серьёзно, стал запуск новых платных мест на улице Рубинштейна 7 декабря 2020 года. С тех пор по настоящее время только они принесли в городскую казну 3,1 млн рублей. В начале апреля «Городской центр управления парковками» разместил на портале госзакупок конкурс на поиск проектировщика для расширения зоны. Завершить приём заявок планировалось 29 апреля. Затем сроки продлили до 7 мая, так как появился второй этап проектирования на 2022 год, охватывающий с учётом первой волны в центре 341 улицу. Затем окончание сроков подачи заявок снова перенесли на 17 мая. В «Городском центре управления парковками» успокаивают: зона не будет «тотально ковровой».

Аппетит приходит во время еды?

Согласно изначально объявленным условиям конкурса, спроектировать 13-14 тыс. новых платных парковочных мест в дополнение к 3000 существующих в центре предстояло за 30,8 млн рублей. Всего парковка должна была «прийти» на 71 улицу. Выполнить работы предстояло в течение 2021 года с тем, чтобы уже до конца года часть новых мест уже начала функционировать. Окончание приёма заявок было намечено на 29 апреля этого года.

Фото: пресс-служба СПб ГКУ «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга»
Фото: пресс-служба СПб ГКУ «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга»

Однако 21 апреля в документ неожиданно внесли изменения, а сроки перенесли на 7 мая. Теперь речь идёт о дате 17 мая этого года.

Как заявили 78.ru в пресс-службе «Городского центра управления парковками», корректировки носят технический характер и связаны с изменением реквизитов сторон.

Вместе с тем, в этот же день в городских СМИ появилась информация о том, что в рамках конкурса появился «второй блок» из уже 270 магистралей, работу по которым выполнит тот же проектировщик и за те же 30,8 млн рублей. Однако здесь проектирование и создание новых мест отнесено на 2022 год.

Как рассказали Центре управления парковками, всего в 2021 году на платных автостоянках город планирует заработать 100 млн рублей. С начала года по состоянию на 19 апреля в казну Северной столицы поступило 36 млн рублей. В 2020 году Петербург заработал на парковках 74,4 млн рублей. В 2019 году — 38,2 млн рублей.

Обкатали на Рубинштейна?

Здесь стоит пояснить, что в марте прошлого года властям города наконец-то удалось решить застарелую проблему со взиманием штрафов с недобросовестных автолюбителей, до этого привыкших закрывать номера бумажками. 78.ru об этом подробно рассказывал.

С марта 2020 года по настоящее время водителей уже успели оштрафовать на 384, 5 млн рублей. Однако часть штрафов оспорили в судах. В итоге владельцы железных коней вернули в казну 172 млн рублей.

Найденный механизм позволил запустить тиражирование зоны платных парковок на все новые городские улицы.

Фото: пресс-служба СПб ГКУ «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга»
Фото: пресс-служба СПб ГКУ «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга»

Так, 7 декабря 2020 года деньги начали взимать за размещение машин на главной ресторанной улице Рубинштейна. Только за первую неделю работы ею воспользовались свыше 1700 водителей.

— От администрирования зоны платной парковки на улице Рубинштейна в бюджет города поступило 3,1 млн рублей. Здесь зафиксировано достаточно много нарушений пользования платной парковкой. Однако их количество не больше, например, чем на улице Маяковского, Жуковского, Восстания или Литейном проспекте. Данные улицы имеют наибольшее количество точек притяжения, поэтому и нарушений больше, — пояснили в пресс-службе центра.

Что захватит первая волна?

Среди кандидатов первой волны, рассчитанной на 2021 год, обращает на себя внимание участок Смольной улицы от Лафонской улицы до Смольной набережной. Это одно из излюбленных мест парковок посетителей правительства Ленобласти и, в меньшей степени, Смольного. Весь Суворовский проспект хотят сделать платным от Невского проспекта до площади Пролетарской диктатуры. Тульскую «закроют» от Суворовского проспекта до Синопской набережной, здесь тоже всегда парковались те, кто встречался с чиновниками обоих регионов. Несколько лет назад многие работники переместились в «Невскую ратушу» на Новгородской. Здесь зона платной парковки будет начинаться от 8-й Советской до Тульской. Не спасет и 10-я Советская. Здесь парковка облюбовала кусок от Моисеенко до Новгородской. Дегтярная станет платной от Невского проспекта до Моисеенко.

Посетителям «Единого центра документов» на Красного Текстильщика придётся иметь ввиду, что только за деньги можно будет остановиться на отрезке от Тульской до Моисеенко. Потратиться придётся и за парковку на Кирочной от Радищева до заведения.

Улицу Некрасова «перекроют» от Литейного проспекта до Греческого переулка. Здесь заплатить придётся посетителям Мальцевского рынка.

Фото: wikimedia.org/Alex 'Florstein' Fedorov
Фото: wikimedia.org/Alex 'Florstein' Fedorov

Неприятный сюрприз готовится и для потенциальных молодожёнов Дворца бракосочетания № 2. Платная парковка придёт на Фурштатскую от проспекта Чернышевского до Потёмкинской. Параллельная Чайковская на этом отрезке также имеется в перечне. Аналогично ситуация обстоит и со Шпалерной. Со 2-й по 8-ю, за исключением 3-й, Советские платные парковки облюбуют отрезки от Греческого проспекта до Мытнинской улицы.

И вторая?

В рамках второй волны 2022 года зона платной парковки продолжит массовое наступление на центр. На Апраксином переулке она расположится от Садовой до набережной Фонтанки. Здесь машины часто оставляли девелоперы и архитекторы, направляющие в КГА и КГИОП на площади Ломоносова. А по соседству на Зодчего Росси располагается не менее важная для застройщиков организация Госстройнадзор. Сама площадь Ломоносова и соседняя Островского, где находится Жилищный комитет, также попадут в зону расширения. Банковский переулок обзаведется платными местами от Садовой до набережной Фонтанки.

Любителям кинофильмов придётся искать новые места для парковки около «Дома Кино» на Караванной. Здесь платным станет участок от Невского проспекта до площади Белинского. Соседнюю Итальянскую «закроют» от набережной Грибоедова до Фонтанки. В списке и Площадь Искусств от Итальянской до Инженерной.

Тусовщикам придётся планировать дополнительные затраты при парковке на Думской. Тут зона придёт на участок от Невского до улицы Ломоносова.

Под платные парковки отведут большинство улиц около Марсова поля и Конюшенного ведомства, судьбу которого городские власти не могут решить десятилетия. Ранее в городских СМИ появлялась информация о том, что здесь может появиться общественное пространство с крупной ресторанной зоной.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Владимирский проспект станет «платным» от Невского до Владимирской площади. Здесь располагается «Владимирский пассаж» и много заведений стрит-ретейла. Загородный проспект от Владимирской площади до Технологической также имеется в перечне.

Деньги возьмут и за парковку на улице Правды на участке от Разъезжей до Звенигородской. Здесь располагается СПбГБУЗ «Городская поликлиника № 37».

На Стремянной, 19 базируется Роспотребнадзор по Петербургу. Деньги возьмут за парковку на отрезке от Владимирского проспекта до улицы Марата.

Также оставить машины только за плату можно будет около Казанского собора. Набережную Грибоедова распишут по чётным и нечётным дням. Отдадут под зону платной парковки большинство улиц и около «Манежа», практически всю набережную реки Фонтанки.

Утешения ради…

Как заверяют чиновники, платная парковка в центре ни в коем случае не станет «ковровой бомбардировкой». Всегда найдутся улицы, где горожане и гости Северной столицы смогут оставить машину бесплатно. При этом расценки в городе на парковку останутся на прежнем уровне, по крайней мере, точно до конца года. В настоящее время стоимость составляет 30 рублей в час для мотоциклов, 60 — для легковых автомобилей и 120 рублей — для грузовых. Штраф на неоплату парковки — 3000 рублей.

Будут действовать и скидки для льготных категорий населения и местных жителей.

Эксперт транспортного развития территорий института «Урбаника» Илья Резников отмечает, что платные парковки городу, безусловно, нужны. Главная цель — это даже не зарабатывание денег, а высвобождение центра от излишнего трафика и администрирование транспортных потоков. Однако хотя формально чиновники справедливо заявляют об отсутствии ковровых намерений, но по факту к 2023 году, если планы воплотятся в жизнь, весь центр станет платным. Так, по его словам, например, есть ситуация с Гороховой, где зона масштабно расширяется, но есть небольшие по-прежнему «свободные точки».

Фото: wikimedia.org/Alex 'Florstein' Fedorov
Фото: wikimedia.org/Alex 'Florstein' Fedorov

При этом сейчас никак не решается вопрос с проработкой механизмов закрытия дворов, куда все устремятся парковаться.

— О таких «лагунах» население очень быстро узнаёт и передаёт информацию друг другу. В итоге мы получим всплеск недовольства жителей подобных дворов, если ничего делаться в этом направлении не будет, — подчёркивает Илья Резников.

Как заверяют в Центре, в настоящее время 65% оплат проходит через приложение «Парковки Санкт-Петербурга».

— Учитывая пожелания граждан оплачивать парковку дистанционно, в этом году мы добавим ещё один способ оплаты: через приложения и банкоматы ведущих банков, — говорят там.

Но реализовать эту инициативу чиновники также обещают не первый год.