Почти 80 лет сибиряк Николай Пастухов считался пропавшим без вести. О том, что он погиб под Ленинградом, его семья узнала лишь несколько недель назад. На церемонию захоронения из Новосибирска приехали внук и правнук солдата.
— Он считался пропавшим без вести. Больше ничего мы про него не знали, только то, что он ушёл на войну. Брат его родной, то есть дед мой, я помню, что он перед смертью вспоминал — вот, мол, про брата Николая никакой информации, родной брат всё-таки, — рассказывает родственник солдата Станислав Пушкарёв.
Месяц назад поисковики нашли останки Николая Пастухова у посёлка Апраксин, примерно в 10 километрах от мемориала «Синявинские высоты». Повезло — при себе у бойца нашли солдатский медальон с именем и адресом.
— Мы там, в ближайшей лесополосе… Берег ручья, и он прямо там, на берегу, и лежал. Я там ходил с прибором, прозвонил сначала тыльную часть трёхлинейки, наткнулся на череп, ну, а там был боец, — раскрыл детали поисковой операции участник «Молодёжного исторического фронта» Иван Филатов.
Родственники решили захоронить останки бойца там, где он отдал жизнь. На родину — в Новосибирск — отвезут найденные личные вещи.
— Здесь ложка, остатки опасной бритвы, две монетки. Вот так вот оформили все прекрасно. Очень трогательно. Я это все хотел бы передать в наш новосибирский музей. Дома побудет немножко у нас, потом я передам, у нас есть новосибирский музей боевой славы, туда я передам, — восторгается находками Станислав.
В этом году на «Вахту памяти» в Ленинградскую область приезжали более тысячи поисковиков со всей страны. Ежегодно в этих местах находят многие сотни останков павших солдат. Синявинские высоты стали местом кровопролитных боёв за освобождение Ленинграда от блокады.
— В Кировском районе на территории Синявинского сельского поселения, в районе Синявинский высот, в роще Гайтолово, ну и в других населённых пунктах, всего 820 человек, — перечислил глава регионального совета движения «Поисковое движение России» в Ленинградской области Евгений Халамов.
Из более чем восьмисот останков, найденных в ходе нынешней «Вахты памяти» в Ленобласти, удалось опознать всего двенадцать бойцов. И спустя десятилетия устанавливать личности все сложнее. Сами солдаты зачастую не брали с собой медальоны или какие-то другие опознавательные вещи, считая это плохой приметой.
Поисковики из Челябинска нашли неподалеку от мемориала останки своего земляка — красноармейца 327-й стрелковой дивизии. С помощью петербургских криминалистов удалось прочесть плохо сохранившийся солдатский медальон: фамилия — Петров, место призыва — село Варна Челябинской области. Родственников не найти, информации о них в местной администрации нет.
— При нём находились именные вещи, и сегодня останки бойца будем передавать представителям села Варна в Челябинскую область для захоронения на исторической родине — с отданием духовных и воинских почестей, — поведал Евгений Кириллов, участник поискового отряда «Опора», Челябинск.
Всего на Синявинском мемориале поисковики предали земле более 23 тыс. бойцов. Спустя многие десятилетия после того, как здесь отгремели последние выстрелы, окрестные земли до сих пор хранят останки многих павших солдат. Сколько — точно неизвестно. Историки говорят, что в синявинских боевых операциях погибли сотни тысяч человек.