Почти три четверти граждан (74%) доверяют той информации, которую представляют российские учёные. Между тем всё популярнее становится такой жанр, как научпоп. О достижениях науки рассказывают в блогах, пишут статьи, разъясняющие сложные явления простым языком, а в Петербурге появляются технопарки, где дети с малых лет изучают разные технические специальности.
Пора признать — советские стереотипы о седовласых учёных в очках с толстыми стёклами больше не актуальны. В 2021-м наука прочно вошла в массовую культуру и её лицо оформлено в анимированные рамки Инстаграма и ТикТока.
Много ли школьнику скажут, например, о левитации сухие определения из учебников о магнитных полях и вихрях магнитного потока? А вот если рассказывать об этом под музыку со спецэффектами. Обязательно, кстати, в вертикальном формате, чтобы удобно было смотреть с телефона.
Продвигает науку в массы не только блогерский контент. Учатся рассказывать о сложных явлениях просто и доступно преподаватели вузов и учреждений допобразования.
— Существуют различные проекты — открытые лекции, TED конференции, YouTube есть — можно всё посмотреть, если интересно, значит нужно искать, а где попробовать, посмотреть, пощупать, — рассказывает директор центра профориентации и довузовской подготовки Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого Дмитрий Тихонов.
И на этом этапе будущие большие учёные, а пока что — молодые и перспективные исследователи, уходят из онлайна в оффлайн: в технопарки, центры профориентации или довузовской подготовки. Там им подробно рассказывают о специальностях и возможностях. К слову, чем раньше детский интерес начинает подкрепляться реальными знаниями и практикой, тем быстрее уже в осознанном возрасте решается вопрос самоопределения.
— Волна интереса наиболее яркая и интенсивная в детстве, и главная задача родителей — это расширять кругозор, а не сужать до точки зрения, — считает психотерапевт Анна Бабинина.
Мотивируют на научную деятельность и олимпиады, победа в которых позволяет поступить в вуз без конкурса. К одной из таких сейчас готовится и создательница 3D-лап для щенка Томми. Лиза ходит на занятия по прототипированию 4 раза в неделю, ещё 2 дня уделяет программированию. При этом иногда засиживается за компьютером вплоть до закрытия Академии. Несмотря на столь юный возраст, она уже точно знает, служению какому искусству она посвятит свою жизнь.