Экономика
10:0322 апреля 2021

По стопам мундиаля: кто сможет заработать на ПМЭФ и Евро-2020 в Петербурге?

По данным сервисов бронирования, спрос на авиабилеты в Петербург и аренду жилья в начале лета стремительно растут. В это время в городе пройдут ПМЭФ и матчи Евро-2020. Эксперты рассказали, кому они принесут прибыль, а кто останется не у дел.
Фото: Кирилл Казачков/ Фонд Росконгресс

Чемпионат мира по футболу 2018 года, часть матчей которого прошли в Северной столице, озолотил отельеров, рестораторов, производителей и продавцов сувениров, таксистов. Это время многие городские бизнесмены вспоминают с благодарностью. В 2020-м пандемия поставила крест на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) и четырёх матчах Евро-2020. Мероприятия перенесли на 2021 год. ПМЭФ пройдёт со 2 по 5 июня. Три турнира Евро-2020 состоятся в этом же месяце, а последний — 2 июля. На их подготовку и проведение из городской казны чиновники, по данным Комитета финансов Смольного, намерены потратить теперь 700 млн рублей. 78.ru разбирался, какие отрасли бизнеса смогут заработать на ПМЭФ и Евро-2020.

Не Евро-2020 и ПМЭФ едиными

Как рассказали в пресс-службе «Aviasales для бизнеса», спрос на авиабилеты на дни форума вырос на 119% по сравнению с 2019 годом. Средняя стоимость для эконом-класса составила чуть более 5000 рублей. Тогда как два года назад в среднем речь шла о 5600 рублей.

По данным пресс-службы Wildberries, в первой половине апреля (по отношению к первой половине марта 2021 года) спрос на авиабилеты в Петербург на начало июня вырос на 180%.

— Мы это связываем не только с проведением ПМЭФ в это время, но и активным периодом туристического сезона. Северная столица является одним из наиболее популярных и любимых мест отдыха миллионов россиян, — подчеркнули там.
Фото: flickr.com/Ninara
Фото: flickr.com/Ninara

В целом, по данным агрегаторов, спрос на билеты на даты Евро-2020 вырос на 65,5% по сравнению с 2019 годом, хотя речь идёт о направлении в целом.

Впрочем, бума покупок билетов в город на Неве не отмечают в «Туту.ру». Так, среди тех, кто купил авиабилеты на май — октябрь 2021 года, почти 42% путешественников запланировали поездки в мае, 26% — в июне, 19% — в июле, а суммарная доля билетов, купленных на август и сентябрь — около 12-13%.

— Если посмотреть на распределение бронирований авиабилетов в период с 17 мая по 4 июля, то никакого всплеска именно на дни форума пока не наблюдается, бронирования происходят более или менее равномерно, — поясняют там.

«Бешеные продажи»

По данным Ostrovok.ru, уже сейчас количество бронирований на 2 —5 июня на 25% выше, чем на аналогичный период неделей ранее, и на 50% выше, чем на аналогичный период через неделю после Форума. Как подчёркивают в компании, по опыту прошлых лет, основная доля бронирований на дни проведения форума в 2019 году была сделана в мае, поэтому отрыв, вероятнее всего, ещё будет увеличиваться.

Фото: Фонд Росконгресс
Фото: Фонд Росконгресс
— В среднем количество бронирований на дни матчей на 10 — 15% выше, чем в аналогичные дни неделей ранее, а на 12 июня рост даже несколько выше — на 25%, но здесь возможно также играет роль праздник День России (12 — 14 июня будут нерабочими днями), — поясняют в компании.

Владелец и генеральный менеджер отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы отмечает, что на ПМЭФ и майские праздники уже всё распродано.

— У нас были бешеные продажи и бешеные цены. Ничего не осталось. Всё битком. Теперь одни листы ожидания. Что будет с Евро-2020 пока не понятно, там ситуация 50 на 50%, — эмоционально высказывается он.

Как поясняет генеральный директор сети Citytel Андрей Петелин, на ПМЭФ отлично заработают сейчас пятизвёздочные гостиницы, где размещают делегации. Но и у остальных участников рынка дела обстоят отлично из-за отложенного спроса в разгар ограничений.

— У нас наполняемость в зависимости от объекта сети на эти дни составляет 60 — 90% за счёт индивидуальных гостей, — констатирует он.

Генеральный директор компании Р-ФИКС (девелопер проекта Avenue Apart на Дыбенко) Игорь Петров вспоминает, что в допандемийный период номера на три дня со 2 по 5 июня всегда оценивались по своей особенной цене, которая была существенно выше даже по меркам высокого летнего сезона.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
— В 2021 году ситуация будет с поправкой на актуальные обстоятельства. Участников, вероятно, будет меньше, а номерной фонд свободнее, поэтому задрать ставки до заоблачных высот будет сложнее. Кроме того, в Петербурге появилось множество сервисных апарт-комплексов, которые также будут востребованы у участников этого событий. Аналогичные тренды будут и для тех, кто захочет посетить Евро-2020. Допускаю, что отельеры попытаются повысить ставки на аренду за счёт каких-то дополнительных услуг. Например, трансферы, экскурсии или что-то ещё, — предполагает Игорь Петров.

Не всё, что продаётся…

Собственники крупных торговых комплексов в центре города по-разному оценивают собственные шансы на успех. По словам директора по маркетингу ТРЦ «Галерея» Александра Серёгина, на эффект волшебной палочки от ПМЭФ и Евро-2020 в комплексе не рассчитывают.

— Конечно, прирост продаж в эти дни будет, и, естественно, всё будет намного лучше, чем в июне 2020 года, но мы не специализируемся на ресторанном или гостиничном бизнесе. Да, общепит есть, но не в таких крупных масштабах. Так что о крупных заработках говорить не придётся. У нас 80-90% товаров - это техника, одежда и т. д. В такие дни люди приезжают за весельем и впечатлениями, но не шопингом, — поясняет он.

Александр Серёгин напоминает, что ЧМ 2018 года был для города гораздо более масштабным по количеству событий, чем четыре матча Евро.

Фото: Maksim Konstantinov/ globallookpress.com
Фото: Maksim Konstantinov/ globallookpress.com

В руководстве ТЦ «Пассаж» и «Невский центр» настроены более оптимистично. Там считают, что мероприятия сулят существенное повышение прибыли. Гендиректор торгового дома «Пассаж», партнёр Jensen Group Дмитрий Абрамов напоминает, что комплекс всегда был популярным у туристов.

— Наш объект совмещает в себе и торговый дом, и место встреч. После проведённой нами реновации здесь часто стали устраивать фотосессии, а потом выкладывать кадры в Instagram. У нас всегда до пандемии было много туристов с конца апреля по сентябрь, — поясняет он.

В пользу «Пассажа» говорит и то, что на территории комплекса будет организован центр выдачи паспортов болельщиков на Евро-2020.

— Также после реновации у нас появилось много операторов общепита, их планируется только наращивать. Кто приедет к нам из других стран, пока не ясно. Но очевидно, что соотечественники намерены активно путешествовать по России. Про иностранцев хочется отметить также, что они проявляют всё меньший интерес к таким вещам, как традиционные сувениры, те же матрёшки. Ещё до пандемии наметился тренд, когда зарубежные гости стали всё чаще приобретать что-то эстетичное, например, одежду российских дизайнеров, — добавляет Дмитрий Абрамов.

Спасибо «Зениту»

Директор департамента торговой недвижимости PPF Real Estate Russia (компания-собственник ТК «Невский Центр») Екатерина Трушлякова вспоминает, что в дни ЧМ 2018 года было серьёзное увеличение трафика, в том числе потому, что комплекс находится в непосредственной близости от Московского вокзала.

Фото: пресс-служба ТК
Фото: пресс-служба ТК "Невский Центр"
— Кроме того, данные мероприятия совпадают с периодом «Белых ночей», что влияет на рост количества туристов на Невском проспекте, которые становятся нашими посетителями. В первую очередь любого туриста и гостя города интересуют места общественного питания, которые в нашем ТК присутствуют на каждом этаже, соответственно, есть возможность избежать очередей, спокойно найти свободный столик и сделать заказ, — отмечает она.

По словам Екатерины Трушляковой, также большим спросом пользуются сувениры, которые в «Невском Центре», например, можно приобрести в фирменном магазине ФК «Зенит». Она также добавляет, что сложно спрогнозировать, на сколько увеличится трафик, так как из-за пандемии коронавируса и действующих ограничений в 2021 году количество участников и посетителей этих мероприятий будет более низким, чем в прежние годы.

— Учитывая предполагаемую допустимую наполняемость стадиона и количество участников форума, мы планируем, что можем получить в некоторые дни 5 —10% трафика дополнительно. Также отмечу, что общий показатель прироста за два месяца не будет высоким, так как если сравнить трафик ТК «Невский Центр» даже с общим количеством билетов в продаже, то такая доля будет несущественной. При этом выручки отдельных операторов, например, в сегменте общественного питания, могут вырасти более значительно, — делится прогнозами она.

Минус горожане, плюс туристы

В музейном сообществе и среди операторов общественных пространств также нет единства мнений о прибыльности проведения ПМЭФ и Евро-2020.
Директор по внешним связям «Эрарты» Екатерина Атоян-Милюкова отмечает, что в дни таких мероприятий поток посетителей остаётся на стабильном уровне.

Фото: flickr.com/Ninara
Фото: flickr.com/Ninara
— Дело в том, что в такие дни петербуржцы стараются уехать из города из-за пробок, а их места занимают гости Северной столицы. Всего, кроме постоянной экспозиции у нас проходят семь-восемь выставок. Они ориентированы как на интересы горожан, так и туристов, — поясняет она.

Так, в допандемийном 2019 году «Эрарту» посетили в год 455 тыс. человек, в 2020 поток сократился на 47%, но объект был закрыт 180 дней и открылся лишь в сентябре прошлого года.

— Сейчас у нас спрос стабильный, и мы надеемся, что лето пройдём без новых ограничений и волн коронавируса. При этом по некоторым показателям в отдельные дни мы идём даже выше 2019 года. Пока каких-то особых закупок билетов нет. Но у нас есть электронные билеты, рассчитанные на срок действия в 30 дней. В этот период человек может прийти к нам в любой момент. С учётом дат мероприятий ПМЭФ и Евро-2020 их приобретать могут начать в середине мая, — рассказывает Екатерина Атоян-Милюкова.

Куратор проекта общественного пространства «Порт Севкабель» Алексей Онацко отмечает, что их проект настроен заработать на ПМЭФ и Евро-2020.

— Мы знаем, что поток посетителей у нас вырастет, так как помогаем городу с организацией ряда мероприятий в рамках ПМЭФ. Это и музыкальный фестиваль, и Культурный форум. Так что рост может составить до 100%, — настаивает он.
Фото: vk.com/ Севкабель Порт
Фото: vk.com/ Севкабель Порт

О конкретной прибыли, на которую рассчитывает организация, Алексей Онацко говорить отказывается.

В пресс-службе «Манежа» отмечают кратко: в дни мероприятий объект будет закрыт на демонтаж предыдущей выставки и подготовку следующих.

Успеть помочь организаторам

Городские рестораторы надеются на повторение взлёта в мундиаль и тоже стремятся в помощники организаторов мероприятий. Генеральный директор MKS Management Company и совладелец брендов (рестораны грузинской кухни «Пхали Хинкали» и «Хачо и Пури») Максим Кораблёв-Дайсон поясняет, что их сети ранее участвовали в организации частного мероприятия Михаила Прохорова.

— Сейчас проясняем для себя все стороны по возможности участия непосредственно в ПМЭФ. Заявок на банкеты конкретно от участников не поступало, возможно, ещё рано, либо участники просто не обговаривают их цель приезда в Петербург. Думаю, конечно, участие в ПМЭФ это имиджевая история, и не про возможность получить доход. Был скачок и повышенный спрос от ЧМ 2018, в ресторанах и в центре, и в спальных районах было плотно. Этому способствовал огромный прирост туристов зарубежных и внутренних, — поясняет он.

Повезут с ветерком

К тому, что во время крупных международных экономических и спортивных мероприятий взлетают цены на услуги таксистов, горожане по прошлым годам привыкли. Как считает директор по маркетингу службы сервиса заказа такси «Таксовичкоф» Антон Елдышев, в ПМЭФ загрузка служб сервиса заказа такси традиционно будет высокой.

Фото: Thomas Frey/ globallookpress.com
Фото: Thomas Frey/ globallookpress.com
— Это произойдёт даже, несмотря на то, что пандемия внесла свои коррективы: во-первых, из-за ограничительных мер сокращён масштаб мероприятия, во-вторых, в городе сократилось количество активных водителей, насколько нам известно, этот фактор затронул всех участников рынка. При этом важно учитывать, что на ПМЭФ в пиковой загрузке обычно находятся не самые популярные у горожан классы такси: «Бизнес», «VIP», «Минивены». А значит, роста цен на классы «Стандарт» и «Комфорт» можно не опасаться, — поясняет он.

Антон Елдяшев уверен, что матчи Евро, проходящие в Петербурге, также внесут значительное оживление рынка.

— В эти дни мы ожидаем высокой загрузки по всем классам такси. Причин для этого несколько. Автомобили для ежедневного использования — классы «Стандарт» и «Комфорт» — будут активно востребованы как туристами, так и нашими горожанами, поскольку за время пандемии люди отвыкли от общественного транспорта. Более дорогие классы авто и минивэны, бесспорно, будут задействованы на развозках организованных групп и корпоративного сегмента, — делает прогноз он.

При этом цены в компании обещают сдерживать.

Сфера кашеринга на свой кусок пирога от ПМЭФ и Евро-2020 не рассчитывает. В OneDrive комментируют кратко, что это форум это точно не их история, больше надежд на турниры. Между тем, до сих пор остаётся открытым вопрос, какие требования власти России могут ещё сформулировать к въезду в страну иностранцев.

ПМЭФТуризмЕвро УЕФА
Новости партнеров