Золотые фигурки «Оскар» — самые завидные для всех режиссёров, актёров и актрис мира. И особенно желанны они после года «простоя», ведь в 2020 году церемония вручения премии не состоялась из-за пандемии. 15 марта супружеская пара в лице самого милого из «Джонас Бразерс» — Ника и его жены Приянки Чопра объявила долгожданный список номинантов. Лидером по числу номинаций стала нетфликсовская драма Дэвида Финчера «Манк» — этот фильм был отмечен аж в 10 категориях, включая главные: «Лучший фильм», «Лучший режиссёр» и «Лучший актёр».
Немного уступили «Манку» по числу номинаций драма «Отец» с «Ганнибалом Лектором»/Энтони Хопкинсом в главной роли и историческая драма «Суд над чикагской семёркой». Кроме того, в пяти категориях премии были отмечены путевая кинолента «Земля кочевников», криминальный триллер «Иуда и чёрный мессия», корейская семейная драма «Минари» и фильм о глохнущем музыканте «Звук металла» — эти картины есть в шести категориях премии. Ну, а пять номинаций получил британский триллер с Кэри Маллиган в главной роли «Девушка, подающая надежды». О том, чем уникальны номинации этого года, рассказал кинопродюсер Владислав Пастернак.
— На мой взгляд, номинации на «Оскар» за 2020 год полностью отражают ситуацию в кинопрокате последних лет. Всё-таки в 20-м году мировой прокат претерпел значительные изменения: у кинотеатров и киностудий были большие сложности с выпуском фильмов, поэтому все картины, которые выходили в прошлом году, были либо малобюджетными, либо выходили онлайн. Именно поэтому лидером по числу номинаций стала стриминговая компания Netflix, у неё целых 35 номинаций. Уникальность года и в том, что в номинациях практически нет блокбастеров — так, «Довод» Кристофера Нолана, который является самой кассовой лентой этого года, получил всего две номинации, и то — технические. Скорее всего, рейтинги «Оскара» в этом году будут крайне низкими, нет ощущения, что на него претендуют сильные событийные фильмы. В некоторой степени эта премия — промежуточная и даже революционная, отражающая «левый» настрой в американском киносообществе, — считает эксперт.
Наиболее очевидным кандидатом на главный приз стал фильм производства Netflix и режиссёра прославленного «Бойцовского клуба» Дэвида Финчера «Манк». Это — мрачноватая биографическая драма о голливудском сценаристе Германе Манкевиче, который закрывается в себе после аварии и начинает писать сценарий к культовому «Гражданину Кейну». Почему этот фильм — один из самых явных претендентов на приз, объясняет кинообозреватель Вероника Скурихина.
— «Манк» — это в хорошем смысле не только очень американское кино, но и очень голливудское, это фильм об индустрии, которой посвящена эта премия, о непростом времени для кино и Голливуда. Это отличная лента про человека, который, находясь внутри системы и будучи благополучным внутри этой системы, не побоялся выступить против неё — может быть, потому что был в хорошем смысле безумцем или потому что не боялся ничего потерять. Из-за того, насколько честно показана фабрика грёз, этот фильм может запросто получить главный приз и обойти «Землю кочевников», абсолютно обласканную критиками, — рассказывает Скурихина.
Ещё одним претендентом на Оскар от Netflix стала лента «Суд над чикагской семёркой». Этот фильм основан на реальных исторических событиях и рассказывает о громком суде над американскими революционерами. Эксперты считают, что в ковидное время не стоит недооценивать созданные на онлайн-платформе фильмы, которые имели оглушительный успех во время карантина. Тем более, что «Суд над чикагской семёркой» получил «Золотой глобус» за лучший сценарий и отличился мощным актёрским кастом: в фильме сыграли Марк Райлэнс, Саша Барон Коэн, Эдди Редмейн и многие другие.
Высокие шансы назваться «оскароносными» есть и у «Земли кочевников» — фильма-обладателя «Золотого глобуса» и победителя Венецианского кинофестиваля. Это — непростая история о женщине по имени Ферн (в исполнении Фрэнсис МакДорманд), которая теряет всё после потери работы на закрывшемся заводе. Тогда героиня становится американским кочевником и ездит из штата в штат в поисках сезонного заработка. По мнению Владислава Пастернака, именно эта лента может стать основным соперником «Манка» в гонке за главный приз.
— На мой взгляд, наибольшие шансы на победу имеет фильм «Земля кочевников», который рассказывает историю «маленького человека». Его уникальность в том, что режиссёр фильма Хлои Чжао — первая женщина азиатского происхождения, номинированная на «Оскар» за лучшую режиссуру. Также очень важный фильм «Девушка, подающая надежды», режиссер которого — Эмиральд Феннел также номинирована на премию. В этом году две женщины-режиссёра претендуют на «Оскар» в этой номинации, полагаю, что кто-то из них и одержит победу — скорее всего, это будет Чжао, — рассуждает Пастернак.
Заметен среди номинантов и драматический фильм «Отец» с Энтони Хопкинсом в главной роли. Лента рассказывает о пожилом мужчине и его заботливой дочери, которая пытается найти для упрямого папы подходящую сиделку. В процессе поисков разворачивается непростая история болезни, угасания личности и переосмысления уходящей жизни, а также детской неблагодарности и раскрытия вечной проблемы «отцов и детей». Эксперты считают, что лента вряд ли может серьёзно претендовать на звание «лучшей», но вполне может побороться за лучшую режиссуру и сценарий, а Энтони Хопкинс и Оливия Колман — в числе лидеров в актёрских номинациях.
Среди остальных номинантов числятся также фильмы «Иуда и чёрный мессия», «Звук металла» и «Минари», которые однако, по оценкам кинокритиков, не имеют высоких шансов получить статус «оскарносных».
В персональных номинациях в этом году засветились «титаны» актёрского мастерства — «звезда» «Молчания ягнят» и обладатель «Оскара» 1992 года Энтони Хопкинс за роль в фильме «Отец» и оскароносец 2018 года Гари Олдман за киноленту «Манк». В номинации «Лучший актёр» академики также отметили Стивена Яна за «Минари», Риз Ахмеда за «Звук металла» и Чедвика Боузмана за «Ма Рейни: Мать блюза». По мнению Вероники Скурихиной, одна из главных загадок премии заключается именно в том, кто станет лучшим исполнителем мужской роли.
— Самая главная интрига с тем же «Манком» заключается в номинации «Лучший актёр». Гари Олдман может получить эту статуэтку не только за выдающуюся работу, но и за выслугу лет, несмотря на то, что у него уже есть «Оскар». Можно предположить, что он вновь получит этот приз за «Манка», где он воссоздаёт на экране сложный, противоречивый образ. Но мы прекрасно понимаем, что встреча в номинации с Энтони Хопкинсом и умершим Чедвигом Боузменом отодвигает Олдмана от того, чтобы стать лауреатом премии. Основная интрига — именно в этой номинации, т. к. и работу Хопкинса выделяют как очень особенную, кроме того, его первый Оскар был получен за роль второго плана, — считает эксперт.
Не стоит забывать и об актёрских номинациях за роли второго плана — в этой категории был отмечен легендарный «Борат» — Саша Барон Коэн за роль в фильме «Суд над чикагской семёркой», Даниэл Калуя и Лакит Стэнфилд — за роли в фильме «Иуда и чёрный мессия», Лесли Одом-младший — за «Одну ночь в Майами» и Пол Раджи — за «Звук металла».
Любопытны и женские номинации этого года — на звание «лучшей» претендуют обладательница «Оскара» 2017 года Виола Дэвис («Ма Рейни: Мать блюза»), «звезда» сериала «Корона» Ванесса Кирби («Фрагменты женщины»), Фрэнсис МакДорманд («Земля кочевников»), известная по «Великому Гэтсби» Кэри Маллиган («Девушка, подающая надежды») и Андра Рэй («США Против Билли Холлидей»). По мнению критиков, наибольшие шансы получить статуэтку — у исполнительницы ролей в «Великом Гэтсби» и «Воспитании чувств» Кэри Маллиган, а также у известной по сериалу «Что знает Оливия» МакДорманд.
На звание «Лучшей актрисы второго плана» претендуют также Мария Бакалова за комедийный фильм «Борат 2», Гленн Клоуз за «Элегию Хиллбилли», исполнительница роли Королевы Елизаветы в «Короне» Оливия Колман — за «Отец», Аманда Сайфред — за «Манк» и Юн Ё-джон — за «Минари».
К слову, обладателями «Золотого глобуса», который негласно считается разогревом перед «Оскаром», стали награждённый посмертно Чедвиг Боузман, Саша Барон Коэн, Андра Дэй и не номинированная на «Оскар» Розамунд Пайк.
Несмотря на то, что в России делать ставки на неспортивные события запрещено, за рубежом испытывать удачу, гадая на победителей в кинопремиях — очень популярное развлечение. Так, по подсчётам агентства «Рейтинг букмекеров», самый «привлекательный» коэффициент ставок у «Земли кочевников», уже завоевавшей «Золотой глобус», а на второй по популярности позиции расположился фильм «Суд над чикагской семёркой». На третьем месте в рейтинге ставок — финчеровский «Манк», и замыкают пятерку фильмы «Девушка, подающая надежды» и «Минари».
Говоря об актёрских номинациях, в рейтинге букмекерских контор лидирует Чедвиг Боузмен, который поможет получить награду посмертно, как и Хит Леджер за роль Джокера. На втором и третьих местах топа — конечно же, Энтони Хопкинс и вопреки ожиданиям критиков Риз Ахмед. А вот в женских номинациях конкуренция ещё выше, чем у мужчин. По мнению букмекеров, самые высокие шансы получить статуэтку — у Кэри Маллиган, которую давно «прокатывают» с наградой. Также буквально «ноздря в ноздрю» в букмекерском топе идут Фрэнсис МакДордманд и Андра Дей.
А вот лучшим режиссёром, согласно предварительному топу ставок, вероятнее всего, станет Хлоя Жао, создавшая «Землю кочевников», и с большим отрывом от этой ленты следует Дэвид Финчер с «Манком».
93-я церемония вручения премии «Оскар» пройдет 25 апреля в театре «Долби», в Лос-Анджелесе, где и станет известно, чьи догадки окажутся верными.