Житель Ленобласти отслеживал тех, кто выбрасывал мусор в лесу, но наткнулся на нечто, повергшее его в шок. Они увидел два мешка с человеческими костями. Как выяснилось позже, это останки бойцов Красной армии.
— Были обнаружены останки, со слов копателей, 118 черепов военных, которые погибли здесь во время военных действий на Невском пятачке, — поделился он.
Мужчина вызвал полицию, и в тот же день нашёлся человек, который обнаружил эти останки еще в 2019 году — Павел Тихомиров. Участник поискового отряда «Северное сияние».
— Подготовили бумаги, обратились в администрацию, начали работать, изучать, чтобы установить что это такое, откуда. У нас было сделано временное захоронение. В случае принятия решении о перезахоронении или переноса, чтобы уже было более-менее подготовлено у нас, — рассказал Тихомиров.
Поисковики утверждают, что хотели перезахоронить останки с почестями, но не успели. В марте прошлого года были введены эпидемические ограничения, которые не сняты до сих пор, поэтому сделать задуманное не удалось. Возможно, и к лучшему.
— По данному факту следственным отделом по городу Всеволожск проводится доследственная проверка. По изъятым останкам назначена судебная медико-криминалистическая экспертиза с установлением возраста и пола погибших, а также причины их смерти. По результатам будет принято процессуальное решение, — сообщила представитель следственного комитета Ленобласти Мария Добрынина.
Мы попросили Павла о встрече, но он не приехал, сообщил, что даёт показания в следственном комитете, после чего перестал брать трубку. А историки и краеведы возмущены — зачем вообще было беспокоить останки. Ведь это итак захоронение.
— Последние годы это постоянный фестиваль гробокопания. Поисковые отряды должны заниматься поиском погибших на поле боя. То есть убило человека, присыпало, и вот они его нашли. За это им поклон земной, а поисковое движение России, осваивая бюджетные деньги, скатилось до того, что выносят кладбище с документами, а потом наверх докладывают, что это их героический поиск, — заявил глава экспертного совета «Помним всех поимённо» Александр Несмеянов.
Ничего удивительного, что в этих краях могут находить останки сотен бойцов Красной армии. По оценкам краеведов, в Колтушском сельском поселении в братских могилах может покоиться до 50 тысяч человек.
В годы войны в Колтушах находился штаб 30-го гвардейского корпуса, аэродромы, батареи. Здесь формировались части, которые отправлялись на прорыв блокады Ленинграда. И после операции некоторые раненые бойцы сюда же и вернулись — тут располагались два госпиталя. Также раненых сюда привозили с Синявинских высот и Невского пятачка.
Здесь повсюду располагаются госпитальные захоронения. Вот только жители деревни Хапо-Ое говорят, что ничего об этом не слышали.
— Вот сколько я здесь живу, примерно с 88-го года, никогда я не слышала что там захоронение, братская могила или что-то, не знали. Никакой таблички в лесу, туда ходили, ничего не знали, — пояснила жительница деревни Наталья Полякова.
Почему местные власти никак не обозначили это место, и можно ли было изымать останки — всё это теперь должны установить следователи. Подобные действия поисковиков могут быть истолкованы как осквернение могилы или даже уничтожение воинского захоронения — а по этой статье можно лишиться свободы на 5 лет.
— Оба этих деяния должны совершаться с прямым умыслом, то есть человек должен понимать, что он имеет дело с захоронением и умышленно его вскрывает. Имеет умысел на то, чтобы его нарушить, причинить вред, ущерб и, отдавая себе в этом отчет, он эти действия совершает, — заявил адвокат Андрей Тындик.
Перезахоронить останки можно, но на это должно быть получено разрешение от местных властей. Да и без лишней надобности делать этого не стоит, считают историки. Кроме того, многие из них предполагают, что братская могила встала на пути у застройщиков, которые и обратились к поисковикам. А те в свою очередь, возможно, и не понимали, что именно ищут.