Культура
17:036 апреля 2021

«Я очень старомоден»: Горан Брегович о Петербурге, Кустурице и «Евровидении»

Без музыки Горана Бреговича не обходятся ни легендарные фильмы Эмира Кустурицы, ни одно балканское застолье. В день концерта в Петербурге музыкант пообщался с 78.ru о современной музыке, пандемии и объяснил, почему так и не появился в Instagram.
Фото: Gloria Imbrogno/ globallookpress.com

История Бреговича как и у любого талантливого артиста не сразу началась с признания: юного Горана исключили из музыкальной школы за «отсутствие таланта», где он учился игре на скрипке. Отправившись в свободное плаванье, не ограниченное строгой музыкальной школой и часами сольфеджио, он начал обучаться игре на гитаре. Эти уроки принесли молодому музыканту намного больше успехов, и Брегович стал участником прославившейся в восточной Европе рок-группы «Bijelo Dugme» («Белая пуговица»).

Работа с Кустурицей

Но международный успех пришёл к Бреговичу благодаря музыке собственного авторства. Заводные балканские мелодии с цыганскими напевами, а также смесью рока и буги стали сначала «изюминкой», а затем постоянными спутниками в творчестве знаменитого режиссёра Эмира Кустурицы. Музыку Бреговича можно услышать в таких фильмах режиссёра, как «Время цыган», «Аризонская мечта», «Королева Марго» и других. Сам композитор, несмотря на многочисленные слухи о конфликтах с Кустурицей, относится к нему с почтением и с любовью вспоминает годы совместной работы.

Эмир Кустурица/ Фото: Hubert Boesl/ globallookpress.com
Эмир Кустурица/ Фото: Hubert Boesl/ globallookpress.com
— Я очень люблю его фильмы, я имел удачу работать над лучшими из его картин — такими, как «Время цыган», «Андерграунд» и, конечно, «Аризонская мечта». Он дал мне очень многое, и я ему — также. Это были отличные 10 лет продуктивной совместной работы. Я уверен, что вместе с Эмиром мы ещё сыграем не один концерт, — рассказывает Брегович в беседе с 78.ru.

В 2019 году Брегович и Кустурица дали совместный концерт в Петропавловской крепости, и маэстро уверен: с этой музыкальной программой они ещё не раз вернутся в Северную столицу.

О любви к России и Петербургу

3 апреля Брегович вместе со своим свадебно-похоронным оркестром в очередной раз стал гостем Северной столицы с традиционным весенним концертом в клубе «Морзе». Зрители еле сдерживались, чтобы не пуститься в пляс под зажигательные балканские мотивы. Музыкант признался: тоска по Петербургу за почти два года разлуки стала невыносимой, отчего пришлось пренебречь рекомендациями Роспотребнадзора и стать первым иностранным артистом, выступившим в Петербурге в этом году.

— Я очень взволновал тем, что спустя год я, наконец, вижу своих слушателей. Чувствую себя как концертный начинатель за рубежом. Конечно, все любят Петербург. Очень легко его любить. Музеи, бары, улицы — здесь здорово везде. В 2019 году я выступал здесь в Петропавловской крепости, но, если честно, мне нет разницы, где выступать: на больших или маленьких площадках. Я из такой маленькой музыкальной «культуры», которая не может соперничать с вашей, потому иметь аудиторию в России вообще — это невероятный комплимент. Я люблю саму идею того, что я играю для русских, — признаётся музыкант.

Искусство и садоводство во время локдауна

Пандемия, по словам Бреговича, серьёзно повлияла на его творческую деятельность — собственно, как и для всех артистов. Последние годы музыкант живёт с женой и дочерями в Париже, где во время коронавируса ввели жёсткие карантинные ограничения, из-за которых число выступлений Бреговича и его оркестра сократилось во много раз.

— Обычно я играю минимум 120 концертов в год, и вдруг всё это в один момент разрушилось. Я привык жить в одном темпе, а потом этот темп резко снижается до нуля. Это очень странное чувство. Но всё это время я жил на два города: отчасти в Париже, отчасти в Белграде, где находится моя студия и команда. Кроме того, там у меня есть свой садик, где в прошлом году я вырастил замечательный картофель и помидоры. Это и есть мои достижения во время ковида — хорошие овощи, — с усмешкой рассказывает Брегович.
Фото: Roberto Finizio/ globallookpress.com
Фото: Roberto Finizio/ globallookpress.com

А вот на повседневную жизнь артиста пандемия не оказала столь же значимого влияния. В одном из интервью Брегович признавался, что лично не занимается своими интернет-страничками и вообще не любит соцсети. Во время локдауна маэстро не изменил своим привычкам и не поддался всеобщему тренду на онлайн-развлечения. Как оказалось, даже четыре молодые дочери не смогли «затащить» отца ни в Instagram, ни в TitkTok, потому что сами предпочитают реальную жизнь виртуальной.

— Мой дом не любит находится в виртуальной реальности, даже мои дочери не используют все эти «фейсбуки» и «инстаграмы». Я не чувствую себя оторванным от мира из-за того, что не пользуюсь соцсетями. Для меня достаточно чтения новостных газет, просмотра футбола и так далее. Ведь в жизни есть столько вещей, которыми можно заняться помимо интернета, — уверен артист.

О современной музыке и «Евровидении»

В последние годы Брегович перестал писать музыку для фильмов, которые в своё время становились культовыми, ведь мелодии его авторства звучали не только в картинах Кустурицы, но и в скандальном «Борате» и российском «Турецком гамбите». Кроме того, Брегович отказался от работы с известными музыкантами: написанные им песни исполняли легендарный Игги Поп и Сезария Эвора. Теперь же работа над музыкой для фильмов и артистов перестала интересовать Бреговича, и он сосредоточился на репертуаре своего оркестра.

— Это было бы странно в моём возрасте говорить о том, что мне нравится современная поп-музыка, это, конечно же, не правда. Я очень старомодный композитор, и я очень удачлив, что до сих пор сохраняю аудиторию по всему миру. Если кто-то думает, что знает о музыке всё, смотря клипы на YouTube или в телевизоре, это не так — есть множество параллельных миров и других композиторов, другой музыки. Да, это здорово, что люди могут открывать новое для себя — например, таких композиторов как я, ведь не всё, что есть сейчас — это современная музыка. Многие люди любят другие направления и эпохи. Мои дочери вообще слушают рок-н-ролл 80-х, уверен, что для людей с хорошим вкусом не сложно найти для себя хорошую музыку, — рассказывает Горан Брегович.
Фото: Veronika Simkova/ globallookpress.com
Фото: Veronika Simkova/ globallookpress.com

Несмотря на отдалённость от «попсы» и приверженность к традиционным национальным ритмам, в 2010 году Бреговича всё же уговорили принять участие в «Евровидении» от Сербии — правда, только в качестве автора музыки. Тогда он написал песню для исполнителя Милана Станковича, который занял 13-е место в конкурсе. Однако желания сталкиваться с миром современной эстрады вновь у маэстро не возникало.

— Я профессиональный композитор, поэтому иногда, когда я получаю коммерческие предложения, я на них соглашаюсь. Но думаю, что это не моё. «Кухня» Евровидения далека от моей «кухни» поэтому я не очень всё это люблю. Участницу от России этого года не знаю, помню только «Бурановских Бабушек» Много лет назад я был художественным директором одного фестиваля, и мне нужно было выбрать лучших славянских артистов, и тогда я отправил на фестиваль бабушек из Сибири, все были просто без ума от них, — вспоминает музыкант.

Горан Брегович уже отыграл свои концерты и в Москве, и в Петербурге, и музыкант уверен: в Россию, страной, с которой его связывает особая любовь на протяжении многих лет, он вернётся ещё не раз.

Культура МузыкаКонцертыЗвезды
Новости партнеров