В Петербурге состоялась премьера дебютной полнометражной картины режиссёра Ивана Снежкина «Печень, или история одного стартапа». Кажется, что это очередное кино о нестабильной эпохе, эксплуатирующее любимое многими прошлое. Однако автор картины попытался иронизировать и романтизировать ушедшее время, разговаривая со зрителями стереотипами.
Вообще, 90-е у молодых кинематографистов в тренде. И это, говорит кинокритик Давид Шнейдеров, неудивительно, ведь снимать кино о времени, в которым ты сам никогда не был, очень удобно:
— Потому что внутренне ты абсолютно свободен. Ты можешь рассказывать об этом промежутке истории какие угодно байки, ссылаясь на рассказы друзей.
Фильмов об ушедшей эпохе действительно существует много, причём большинство из них придерживаются устоявшихся шаблонов — это обязательно время бандитов в малиновых пиджаках, взрывов, перестрелок и махинаций, собственно, поэтому режиссёры прибегают к производству картин в жанре боевика. А вот создавать истории о том, как люди наконец-то освободились от коммунизма, обрели возможность читать книги, смотреть кино, слушать музыку, путешествовать, в России не принято. Шнейдеров объясняет это просто — режиссёры не могут подать подобный сюжет таким образом, чтобы он был интересен зрителю.
— Когда смотришь фильм «Бык» Бориса Акопова, понимаешь, что всё это показано с одной стороны. Отдельным особняком стоит фильм «Жмурки» — его нельзя воспринимать всерьёз, потому что эта картина создана под влиянием Квентина Тарантино. У Балабанова сработала такая же могучая фантазия, как и у Тарантино, поэтому «Жмурки» нельзя сравнивать с фильмами про 90-е, которые пытаются снимать молодые режиссёры, работающие, как им кажется, в жанре натурализма или гиперреализма.
Ивану Снежкину немного за 30, так что, все прелести и горести 90-х он не застал, но картину об этом времени всё же решил снять. Режиссёр уверяет, для него этот этап истории — повод не для рефлексии, а для иронии. Он со своим фильмом «Печень, или История одного стартапа» на звание аналога «Жмурок» не претендует, но признаётся, что вдохновение черпал из легендарной картины, снятой Балабановым.
— Мы думали, что как-то странно будет после него снимать что-то серьёзное о 90-х. Мы решили со съёмочной командой, что всерьёз делать — это пошло. «Бригаду» уже сняли, что, я буду делать кино о Саше Белом? Это глупо, ведь он такой классный.
Так что, в центре сюжет не бандиты, а три простых школьных друга, которые мечтают о хорошей жизни: удивить девушку, открыть бизнес, купить маме целый Петергоф и крутую кожаную куртку. Планы на будущее есть, вот только денег на их воплощение не хватает. Последней каплей, подтолкнувшей к решительным действиям, становится недопуск к выпускным экзаменам, риск остаться без аттестата и, соответственно, высшего образования, о котором грезят их родители. Так у них и созревает план: продать местному авторитету, нуждающемуся в пересадке печени, необходимый орган. Остаётся только украсть его у брата-инвалида. Афера удаётся: парни получают кругленькую сумму, кардинально меняют свой образ жизни и даже арендуют офис для развития бизнеса. Однако вскоре им приходится расплачиваться за свою авантюру, а школьные проблемы и гнев родителей перестают быть такими страшными, когда на кону оказывается их собственная жизнь.
— В нашем фильме особая атмосфера! Мы сделали ироничную и светлую картину о том времени. То есть, у нас даже начинается действие с фразы о том, что в 90-е всё было плохо, войска в Чечне, голодают люди… Может, у кого-то так и было, а вот у наших героев всё было хорошо. Это время их молодости, юности, в общем, самое яркое время в их жизни, — говорит режиссёр.
Снежкин отмечает, что, может, у зрителя и возникнут вопросы к режиссуре, но к актёрскому ансамблю их не будет. Помимо молодых актёров Даниила Вахрушева, Евгения Егорова и Мурада Ахмедова в картине можно встретить прославившихся после обеих частей «Брата» Светлану Письмиченко и Константина Мурзенко, запомнившегося своей ролью в «Бумере» Алексея Филимонова и, конечно, звезду «Жмурок» Сергея Маковецкого. Кстати, особо внимательный зритель может заметить в картине аналогии с существующими фильмами о 90-х. Например, Мурзенко, торговавший в «Брате-2» оружием, в «Печени…» продаёт аттестаты, а Филимонов появляется в картине на сиденье чёрного бумера.
Ну, а такого Маковецкого, который предстал перед зрителями в новом фильме, говорит Снежкин, кинематограф ещё не видел.
— Во-первых, другого Маковецкого нет. Например, брать на эту роль Сергея Безрукова нельзя было, потому что зритель уже знает его в похожем образе, поэтому это неинтересно. Все мы знаем, что Безруков играет бандитов, делает это круто, с этого его карьера началась и, видимо, на этом… Ну, в общем, не важно. А Маковецкого — такого опасного, сделанного из канатов, бандита лысого практически, мне кажется, на экране не видели, поэтому мы и выбрали его на эту роль. И ему интересно, и нам важно, чтобы вы увидели Сергея Васильевича в несвойственной ему роли.
Кстати, Маковецкого проект действительно заинтересовал. Снежкин вспоминает первую встречу с актёром — два часа он что-то беспрестанно говорил, восхищался своим героем и сценарием, а сам режиссёр молчал.
— Я думал — что я ему скажу, ведь он всё сам увидел, понял. И нам как-то удалось Сергея Васильевича убедить в том, что это та роль, которая может быть ему интересна. И я надеюсь, что он не расстроится.
Иронии и сарказма в картине действительно хватает. Параллельно с основными событиями на улицах Петербурга происходит настоящий хаос: тащащие за ноги очередную жертву бандиты, летающие повсюду пули, внезапные взрывы, а ещё местный участковый, который то и дело спрашивает у зевак, видели ли они что-то необычное. Иван Снежкин отметил, что именно такими 90-е и предстают в сознании поколения миллениалов. Того, что фильм будет не понятен массовому зрителю, режиссёр не боится. И даже если так и будет, он готов ответить на вопросы каждого, кому события в картине покажутся непонятными.
— Пусть массовый зритель придёт, посмотрит, и мы всё обсудим. Я готов каждый хейт комментировать. Мне кажется, мы сделали довольно зрительский фильм, поэтому всё должно быть понятно: про что история, какое есть второе дно, третье, четвёртое, смысл и подсмыслы.