Комитет по транспорту Смольного разместил на сайте администрации правительства Петербурга проект постановления, которое вносит изменения в схему маршрутов автобусов, троллейбусов и автобусов в Северной столице. Этот документ необходим для запуска транспортной реформы или, как любят говорить чиновники ведомства, обновлённой модели общественного транспорта. Она должна стартовать с июля 2022 года. В её рамках с городских улиц полностью исчезнут маршрутки и часть городских автобусов, зато появится сотня новых автобусных маршрутов, по откорректированной схеме поедут троллейбусы и трамваи. Пока что документ предложен к общественному обсуждению до середины апреля. Это означает, что в него еще могут быть внесены корректировки.
Из 238 автобусных маршрутов, предложенных к отмене, 222 являются коммерческими. О планах по отмене маршруток в городе в рамках реформы 78.ru рассказывал неоднократно. Новая модель подразумевает то, что частные перевозчики будут работать по контрактам на социальных «линиях» с применением в салонах всех действующих в Петербурге льгот и по единому тарифу. При этом с лета 2022 года отменят и 16 городских маршрутов. Так, например, окончательную точку предлагается поставить на автобусном маршруте № 110, который до пандемии возил пассажиров от метро «Старая Деревня» до мотеля «Ольгино» и обслуживался ОАО «Третий парк». Как пояснили в пресс-службе ГКУ «Организатор перевозок», сейчас рейсы не выполняются из-за коронавирусных ограничений, но в дальнейшем маршрут предложили закрыть из-за низкого пассажиропотока.
В пресс-службе «Третьего парка» поясняют: этот показатель по пассажирам рассчитывает город, а не перевозчик. На основании данных, чиновники и решают, какие направления нужны, а какие — нет.
Закрыты в пандемию и маршруты № 19, 25А, 156, 169А. Их также предлагается «сократить» с лета 2022 года. Маршрут № 25А примечателен тем, что связывал Приморский и Петроградский районы, а на «финиш» выходил на элитном Крестовском острове. № 156 курсировал практически по всему Московскому району от 5-й Предпортовой до Костюшко.
Кроме того, петербуржцы лишатся маршрутов № 13А, 18А, 51, 59, 67А, 67Б, 306, 314, 338, 372, 379А. Примечательно, что последние три сейчас обслуживают жителей Павловска. Об отмене автобусов № 306 и 314 могут пожалеть жители Сестрорецка. Маршрут последнего проходит из города до Белоострова. Автобус № 51 сейчас возит от метро «Пролетарская» до «Рыбацкое». В этой зоне по обе стороны Невы велось в последние годы активное жилищное строительство. Автобус № 13А идёт от Костюшко через зону «кладбища гипермаркетов» в Авиагородок. Маршрут № 18А связывает метро «Ленинский проспект» и улицу Стойкости. Автобус № 59 возит от Звёздной улицы через жилые кварталы Московского района и промзоны в районе Софийской до улицы Самойловой. При этом работающие только в летнее время маршруты № 406 и 555 в рамках реформы предложено сохранить.
Трамвай № 40 в настоящее время проходит по маршруту от Тихорецкого проспекта до Васильевского острова. С июля 2022 года он повезёт только до площади Ленина.
Серьёзно изменится и схема движения трёх городских троллейбусов. Так, № 23 сейчас курсирует от улицы Шаврова до Оптиков. После начала реформы он будет ездить от «Старой Деревни» до Арцеуловской аллеи. Троллейбус № 9, едущий из Петроградского района до Морской набережной, довезёт только до Кораблестроителей. Укоротится маршрут и у троллейбуса № 47, курсирующего сейчас от Малой Балканской до Московской площади вместо метро «Московские ворота».
Аналогичные изменения по сокращению схем ждут и некоторые маршруты городских автобусов. Так, автобус № 147 больше не будет возить к Южному кладбищу, а отправится от улицы Костюшко к Красному Селу и обратно. Автобус № 54 поедет на Кирочную не от Загребского бульвара, а только от Малой Балканской. Автобус № 55 от метро «Площадь Александра Невского» пустят только до Единого центра документов, а не до улицы Маршала Тухачевского.
Изменения в своем telegram-канале депутат ЗакСа Борис Вишневский уже успел оценить как не самые выгодные для горожан.
— Уничтожаются практически все удобные для горожан (и для меня в том числе, я тоже ими пользуюсь) «маршрутки». Сперва наладьте нормальную работу общественного транспорта, а потом часть «маршруток» сама не понадобится. При ухудшении обслуживания пассажиров: там, где я раньше ехал на одной «маршрутке», теперь будет автобус и метро, — считает, в частности, народный избранник.
Отметим, что ещё при попытке запустить реформу до пандемии чиновники транспортного блока особо настаивали на том, что маршруты городского транспорта необходимо сокращать. Для компенсации расходов петербуржцев предполагалось также ввести некий проездной по европейскому образцу, который бы разрешал совершить несколько пересадок бесплатно. Пока об этом предложении ничего нового не слышно.
При этом, например, автобус №112 от ЖК «Юнтолово» повезёт не в Лахту, а к метро «Удельная». Межрегиональный №124 отправится от привычной Белорусской до метро «Девяткино». Автобус №45 увеличит маршрут от «Удельной» до Малой Десятинной. Маршрут №102 от «Проспекта Культуры» отправится к метро «Проспект Большевиков», а не только до Хасанской.
Вместо убираемых 222 коммерческих маршрутов город запустит социальные, но их пока планируется всего 85. Но, например, будущий городской маршрут №206 не станет ездить от Чёрной Речки в Лахту, а направится от Северной площади к Таллиннской улице. Зато в Приморский район переместится №120 без пометки «К». Вместо Васильевского острова он поедет от Лахтинского разлива в Юнтолово. Городской №21 повезёт от метро «Ладожская» не к Хасанской, а к «Чернышевской». №199 от «Парнаса» отправится не к метро «Гражданский проспект», а к автобусной станции «Ручьи», где растут новостройки.
Социальный №211 без пометки «К» отправится по привычному маршруту от метро «Чёрная речка» до Зеленогорска. Ещё пять маршрутов обещают к 2024 году. Имеется в списке и №399. Он в будущем повезёт от метро «Площадь Мужества» до Бугров.
Также в городе появятся два новых маршрута троллейбусов. Так, №51 поедет от станции Ручьи до улицы Николая Рубцова. А №52 отправится в Приморский район и довезёт от Старой Деревни до Арцеуловской аллеи.
Всего город хочет разыграть конкурсы на 451 маршрут, некоторые, правда, в 2024 году. Для запуска реформа летом 2022 года процедуры надо провести, как минимум, за год. Однако до сих пор конкурсы не раз переносились. А саму реформу хотели провести ещё в 2020 году.