Автомобили и автобусы на двигателях внутреннего сгорания постепенно уходят в прошлое. В нашей стране эта тенденция пока не слишком заметна, однако многие страны уже активно воплощают в жизнь политику отказа от бензина, дизельного топлива и других продуктов нефтепереработки.
Главная цель такой политики – стремление к экологичности транспорта, к тому, чтобы воздух в городах был чище, парниковых газов вырабатывалось меньше, а глобальное потепление вместе с другими экологическими проблемами планеты отступили на несколько шагов назад. Однако, не стоит забывать, что основной «углеродный след» электромобили оставляют на этапе производства, в то время как автомобили с двигателями внутреннего сгорания менее экологичны уже в процессе эксплуатации.
Многие европейские страны целенаправленно увеличивают долю продажи электромобилей, планируя в скором времени и вовсе прекратить торговлю новыми машинами на двигателях внутреннего сгорания. Так, власти Великобритании собираются запретить продажу новых машин на бензине и дизельном топливе к 2030 году. Об этом в середине ноября 2020 года заявил премьер-министр Борис Джонсон (по информации издания Financial Times).
Интересно, что изначально власти королевства хотели установить этот запрет с 2040 года, позже сроки сдвинулись на 2035, и вот, менее чем полгода назад, решено было ударными темпами очистить рынок страны от авто с ДВС. В 2021 году правительство страны собирается выделить 500 миллионов фунтов на постройку зарядных станций для электрокаров. Всё это делается для того, чтобы к 2050 году выброс парниковых газов («человеческого» происхождения) в Великобритании снизился до нуля.
К 2030 году планируют аналогичный запрет и власти Дании – об этом премьер-министр страны по охране окружающей среды Дэн Йоргенсен заявил ещё осенью 2019 года. По его словам, главной целью при этом является общеевропейский запрет автомобилей на ДВС. С Данией солидарны Норвегия и Ирландия, а вот Испания, хоть и идёт тем же путём, наметила отказ от автомобилей на дизельном и бензиновом топливе на 2050 год.
Причём уже упомянутая Норвегия и вовсе стремится войти в экологически чистое будущее в ближайшую пятилетку: там авто на бензине и дизеле нельзя будет купить уже с 2025 года. В 2020 году доля проданных электромобилей у наших северных соседей превысила долю машин на бензине и дизеле, составив 54,3%. Это пока является мировым рекордом.
Немного с другой стороны к этой проблеме подошли в Сингапуре, стране знаменитого «экономического чуда». Там с 2025 года будет запрещена государственная регистрация машин на бензине и дизеле. Отметим, что всё это не означает полный запрет эксплуатации уже купленных машин с ДВС.
Впрочем, в отдельных городах планируется ввести и такое жёсткое ограничение. Например, муниципалитет Парижа планирует к 2030 году запретить машинам на бензине и дизельном топливе курсировать по городу. Об этом министр экологии Франции Николя Юло заявил ещё летом 2017 года. А к 2040 году страна планирует освободиться от автомобилей с ДВС совсем.
Но как же быть с общественным транспортом? Здесь многие страны также идут по пути отказа от автобусов на бензине и дизеле в пользу электричества. Электробусы постепенно, хоть и довольно медленно, вытесняют привычные нам чадящие автобусы с дорог. И в авангарде этого движения, как ни странно, Китай.
Именно в Китае есть город (причём речь идёт о крупном мегаполисе), полностью перешедший на автономный электрический общественный транспорт. Речь идёт о городе Шэньчжэнь (население 12,6 миллионов человек), по улицам которого на данный момент курсирует уже более 20 тысяч электробусов.
Причём произошло это ещё в 2017 году, когда парк электробусов в Шэньчжэне составлял 16 359 единиц. Этот город по праву считается «Силиконовой долиной» Китая: именно здесь базируются крупные диджитал-компании и перспективные молодые фирмы, работающие в области ИТ. Там же находится и головной офис самой крупной в стране компании-производителя электробусов – BYD.
Переход на электробусы позволил Шэньчжэню экономить по 345 тысяч тонн горючего в год. А это значит, что ежегодно здесь в атмосферу выбрасывается на 1,35 миллиона тонн углекислого газа меньше, чем раньше, когда по улицам курсировали обычные автобусы на ДВС. Вопрос снижения выбросов CO2 особенно актуален для Китая, где густой отравляющий лёгкие смог является одной из главных и острых проблем.
В целом же в Китае, по оценке компании Bloomberg New Energy Finance, к 2025 году количество электробусов достигнет 600 тысяч штук. А вот во всём остальном мире их число к этому моменту едва ли достигнет 30 тысяч.
Европа, хоть и отстаёт от Поднебесной в плане оснащения городов передовым общественным электротранспортом, всё-таки тоже активно движется в этом направлении. Самым крупным парком электробусов может похвастаться Амстердам – один из наиболее «зелёных» городов Европы, по которому даже состоятельные люди предпочитают перемещаться на велосипедах.
Передовая Норвегия собирается окончательно заменить весь общественный транспорт на электробусы в 2030 году. Последние пять лет многие развитые европейские страны активно заменяют автобусы на ДВС на электрические, причём в 2016 году был зафиксирован более чем 15-кратный рост числа электробусов по всей Европе.
В Берлине в 2019 году насчитывалось 140 электробусов, а к 2030 году столица Германии собирается окончательно отказаться от бензиновых и дизельных автобусов. Но лидером Европы по количеству электробусов на данный момент является, как ни странно, Москва.
В столице России 8 октября 2020 года на свой первый маршрут вышел уже 500-й электробус. А уже в январе 2021 года их количество возросло до 600. И это при том, что первый московский электробус отправился на линию только в 2018 году. Сейчас в столице 42 маршрута, по которым курсируют электробусы, из них на 33 они заменили своих дизельных собратьев.
Согласно планам мэра столицы, к 2023 году количество экологичных автобусов должно удвоиться. Вместе с трамваями доля электрического транспорта в Москве через два года составит 40%.
В Петербурге первые электробусы отправились «на работу» по улицам города два года назад, в марте 2019. Передовым оказался автобусный маршрут № 128, курсирующий по Васильевскому острову и Петроградской стороне. Тогда губернатор Петербурга Александр Беглов подчеркнул, что задача петербуржцев – оставить детям город с чистым воздухом.
Первые десять электробусов обошлись Петербургу в 214 миллионов рублей. Несмотря на немалую стоимость, экологичный городской транспорт со временем себя оправдает за счёт экономии топлива. И, конечно же, более чистого воздуха в городе, гарантирующего здоровье нам и нашим детям.
Всего в нашем городе насчитывается примерно 1500 автобусов. Со временем планируется заменить их все на электрические. Комитет по транспорту успокоил горожан, заявив, что даже в зимнее время заряда такого автобуса хватит на 200 км пути, что превышает длину маршрута, который автобус проходит за смену.
Активную роль в развитии российского электротранспорта играет отечественная компания Русэнергосбыт. Она является одним из крупнейших поставщиков электроэнергии в России, в том числе и для основных производителей электробусов в России. Русэнергосбыт поддерживает переход на экологически чистый транспорт в России, а также отечественное производство электробусов.
Русэнергосбыт также оказывает услуги по управлению спросом крупнейшим производителям электробусов в России, помогая таким образом экономить электричество и при производстве экологически чистого транспорта. Кроме того, Русэнергосбыт совместно с Роснано и РЖД работают сейчас над созданием специальных устройств, которые помогут оптимизировать затраты на электроэнергию на железных дорогах. Речь идёт о так называемых накопителях энергии.
Накопители энергии – своеобразные «батарейки» промышленного масштаба, позволяющие не расходовать всю произведённую электроэнергию моментально, а оставлять её «про запас», на тот момент, когда нагрузка на электросети возрастёт максимально.
В будущем система накопителей энергии для железных дорог, разрабатываемая энергосбытовой компанией Русэнергосбыт совместно с Роснано и РЖД, может быть использована в самых разных сферах, включая городской электротранспорт. Это позволит ещё более экономично и качественно расходовать электричество и сделает пассажирские перевозки максимально экологичными.