Голос дрожит, мысли уже немного путаются. Под рукой тонометр. Алексей Стукун голодает с 8 марта, позже к нему присоединились ещё четверо — несостоявшиеся соседи по «Щегловской усадьбе». Хотят продержаться до 19 марта — эту дату им обозначили в фонде защиты прав участников долевого строительства Ленинградской области — именно тогда обещают завершить экспертизу недостроя и приступить к поиску нового застройщика. Жить всё это время Алексей собирается в фургончике рядом с домом, ключи от которого должен был получить в 2017 году.
— Внизу воздух холодный, пока ноги внизу — не очень хорошо, когда ноги наверху —нормально. Вещи сушатся здесь долго.
— А моетесь где?
— Я сегодня схожу к соседям и вернусь сюда обратно, — рассказал Алексей.
Застройщик «Щегловской усадьбы» — компания «Навис» — обанкротился в 2019-м, а её руководители сейчас — фигуранты уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере.
У Юлии седьмому ребёнку почти два года. Роскошные интерьеры обещанной ей усадьбы она наблюдает только на красивых буклетах. Осенью 2019-го люди так верили, что строительство завершат в ближайшее время, что даже пытались обжить это место — тогда в некоторых корпусах работы были выполнены на 90%. Сейчас много придётся переделывать — если найдётся кому.
— Мы очень долго тут всё утепляли и сделали не с первого раза. На полу подложка -Лёша догадался, что ламинат нас спасёт, потолок мы с другим соседом делали, — рассказал один из дольщиков.
Спустя несколько месяцев люди не выдержали и ушли. Сейчас за шестью пустующими коробками следит один охранник. Недостроенный дом превращается в ветхий — сюда забираются посторонние люди, воруют дорогостоящие материалы, в одной из квартир пропал стеклопакет, с потолка течёт, отсыревают стены, а пол уже покрылся плесенью.
Мать семерых, Юлия Таран, после прошлого сюжета телеканала «78» в 2019 году получила временное жильё. Смешно: это 42 метра на девятерых. Год протянули, но как прожить ещё два-три, пока найдут подрядчика, если вообще найдут, — не представляет. Когда-то Юлия стояла в очереди на жильё, но взяла субсидию, которую и вложила в строительство. Место в очереди было потеряно безвозвратно.
— По факту сейчас у меня отказ от жилищного отдела, что нам не положено жильё потому что у нас есть жилые квадратные метры в «Щегловской усадьбе». Как можно назвать жилыми квадратными метрами вот это? — возмущается Юлия Таран.
Достраивать дома в 2020 году взялся областной Фонд защиты прав граждан участников долевого строительства. Сначала говорили, что проведут оценку состояния зданий в начале февраля этого года, потом в конце, теперь появилась новая дата — 19 марта. Но люди уже не верят.
— Наверное, в какой-то момент мы строили себе немножко радужные планы, потому что просто хочется побыстрее и хочется в это верить, но, к сожалению, с момента проектирования этих домов прошло время, за которые очень сильно поменялись градостроительные нормы и правила, — отмечает главный инженер Фонда защиты прав участников долевого строительства Денис Чибисов.
Роль миротворца в этой истории на себя взял Следственный комитет области — вагончик голодающих посетил руководитель регионального СКР. Всех недовольных переписали и заверили: ситуация на контроле. Второй стороне напомнили, что ситуацию держат в поле своего зрения и упускать её не намерены.
— Есть штаб, есть наблюдательный совет, — нет, наверное, диалога, о чём мы и начали речь. Люди говорят очень просто — нужно было объяснить, нужно было растолковать. Наверное, нужно было как-то убедить, чтобы сюда не приезжать и здесь вот находиться на улице, доводить до сведения и выслушивать обоснованные замечания граждан. Что мы будем делать в данной ситуации? Направим информацию губернатору области, сообщим о требованиях, которые люди высказывают, — сказал на встрече глава СКР по Ленобласти Сергей Сазин.
Обманутые дольщики попросили заодно напомнить администрации по поводу вопросов о временном жилье для них. Сейчас власти района заявляют, что никакой информации у них по этим нуждающимся нет — якобы большинство дольщиков «Усадьбы» просто не попадают под это определение. Видимо, и проблемы недостроя нет?