Культура
14:1011 марта 2021

Маркизы, балерины, дуэль и побег: любовь и страсть в жизни балетмейстера Мариуса Петипа

Мариуса Петипа по праву считают одним из величайших деятелей в истории русского балета. Многие годы он служил в Каменном, а затем в Мариинском театре Петербурга, всего себя отдавая работе. 11 марта исполняется 203 года со дня рождения хореографа.
Мариус Петип/ Фото: «Культура.РФ»

Балетная династия Петипа

Мариус Петипа был не просто великолепным танцовщиком и прекрасным балетмейстером – именно он возродил русский балет, находившийся в середине XIX века в унынии и упадке. В этот период опера в России стала более популярна, а танцевальная сцена переживала довольно вялый период.

Он не был первым, кто поставил на русской сцене «Лебединое озеро», но именно его хореография сделала этот русский балет всемирно известным. «Баядерка», поставленная Петипа, также до сих пор считается образцом классического балета. Всего француз поставил 56 балетов и множество прекрасных танцев для опер.

Родился будущий танцовщик и балетмейстер в Марселе в творческой семье. Его отец был танцовщиком и балетмейстером, мать – драматической актрисой, старший и младший братья также занимались балетом, а сестра играла в театре. Уже в пять лет Мариус Петипа впервые вышел на сцену.

Его детский дебют состоялся в Брюсселе, куда отец переехал, когда мальчику было четыре. Уже с малых лет Мариус привык к постоянным переездам в рамках гастролей и поиска лучших предложений от театров. Когда Петипа было 8, родители вернулись во Францию, какое-то время выступали в Бордо, гастролировали по разным странам, включая США. Его бурная, полная страстей, романов, драм и, конечно, усиленной работы жизнь только начиналась.

Портрет пятнадцатилетнего Мариуса. Около 1833 г. / Общественное достояние
Портрет пятнадцатилетнего Мариуса. Около 1833 г. / Общественное достояние

Испания: альтернативная судьба, которая не сложилась

Повзрослев, молодой француз дебютировал на родине, по одним источникам – в Париже, по другим – в провинции. Но настоящего успеха он добился в Испании. Примерно в возрасте 25 лет он получил приглашение от испанского Театро дель Сирко и уехал в Мадрид.

Как предполагают биографы, Петипа стал партнёром известной и популярной на тот момент в Испании танцовщицы Мари Ги-Стефан. Мари уже была знакома с Мариусом по совместной работе в Бордо и вспомнила о молодом красавце с «лёгкими ногами», когда ей потребовался достойный партнёр.

Мари Ги-Стефан/ Фото: Wikimedia Commons
Мари Ги-Стефан/ Фото: Wikimedia Commons

Если бы не горячий нрав молодого Петипа, судьба – и его, и всего русского балета – сложилась бы совершенно иначе. Мариус мог построить карьеру в Испании, которая, как и Франция, была одной из цитаделей большого балета тех времён. Россия же на тот момент казалась европейским танцовщикам и ценителям балета невероятно далёкой и провинциальной. Но так уж вышло – карьеры в Мадриде Петипа не построил.

О своих приключениях и проказах на сцене сам балетмейстер рассказывал позже в своей биографии. По словам Петипа, в полной страстей Испании в те времена нравы царили весьма суровые. Настолько, что артистам было запрещено на сцене целоваться по-настоящему. Даже если того требовал сценарий…

Непристойные нежности на мадридской сцене

В одной из балетных сцен, исполнявшихся Мариусом Петипа вместе с его партнёршей Мари Ги-Стефан, герой трижды просит у возлюбленной поцелуй. Два раза он получает отказ, но на третий сердце героини тает, и она соглашается.

Наш герой не привык к имитации чувств – и, когда на премьере дело подошло к третьей попытке, Петипа, согласно его же собственным мемуарам, «так реально воспроизвел предлагаемое действие, что даже поклонники школы г. Станиславского могли быть вполне удовлетворены».

В этот момент в одной из лож находился начальник полиции Мадрида – и он немедленно поспешил за кулисы. Встретив там Петипа, блюститель порядка потребовал больше таких «непристойностей» не допускать. В противном случае танцовщику грозила тюрьма.

Однако в зале между тем раздавались крики «бис» и бурные аплодисменты. И тогда Петипа вышел на сцену вновь – и вновь повторил «горячую сцену» по заветам Станиславского. И даже более того – два раза.

На этот раз взбешённый начальник полиции, вновь явившись за кулисы, потребовал, чтобы Петипа «переоделся для поездки в участок». Но, к счастью, директор театра отбил дерзкого артиста у полиции.

Сцена из балета «Баядерка», 1900 год /  Фото: «Культура.РФ»
Сцена из балета «Баядерка», 1900 год / Фото: «Культура.РФ»

Под балконом у Джульетты-Кармен

Проказы Петипа на сцене, впрочем, не идут ни в какое сравнение с его любовными похождениями в Мадриде вне театра. Громкий скандал, вызванный этими приключениями, заставил танцовщика навсегда бежать из Испании. Причём выехал он тайно, под чужим именем и в сопровождении прекрасной похищенной им дамы.

А началось всё с визита в театр богатой и влиятельной маркизы Вильягарсиа. Знатная дама, по воспоминаниям Петипа, была чрезвычайно хороша собой – несмотря на «зрелый возраст». Но этого недостатка не было у её юной и столь же прекрасной дочери – Кармен Мендоза и Кастро.

Как говорит в мемуарах сам балетмейстер, знатная девица первая увлеклась им, и ему пришлось ответить на её пылкие чувства. Конечно, ни о каком браке не могло быть и речи – одна из главных красавиц Мадрида, представительница древнейшего рода никак не могла выйти замуж за танцовщика. Но страсть это не остановило. Вот что рассказывал об этой интрижке сам Петипа:

«После спектакля отправлялся я к балкону своей Дульцинеи и, если на нём не было белого платка, что означало «опасность», я с ловкостью испанского идальго взбирался на балкон, а оттуда попадал в объятия очаровательной Джульетты».
сцена из «Ромео и Джульетты» Шекспира, издание 1890 г./Мариус Петипа приблизительно в 1855 году/ Фото: Karl F. Schöfmann/globallookpress.com
сцена из «Ромео и Джульетты» Шекспира, издание 1890 г./Мариус Петипа приблизительно в 1855 году/ Фото: Karl F. Schöfmann/globallookpress.com

Драка, подкуп, дуэль и бегство

Такое безобразие, впрочем, долго длиться не могло. Как сам Мариус Петипа рассказывал в воспоминаниях, его ночные визиты привлекли внимание другого «Дон Кихота» – любовника мамаши. К слову, им оказался его соотечественник – секретарь французского посольства. Решив, что танцовщик посягает на его даму, тот подкараулили его, жестоко избил, а после вызвал на дуэль.

Правда, сначала танцору было предложено покинуть страну с большой суммой денег – так остывший после объявления дуэли псевдосоперник якобы пытался договориться с Петипа. На что оскорблённый и избитый любовник заявил, что согласится, но только в одном случае: если за каждую монету противник примет от него пощёчину.

Конечно, дуэль стала неизбежна. И здесь Мариусу невероятно повезло: оружие соперника дало осечку, чем не преминул воспользоваться сам танцовщик. Пока оппонент вновь поднимал пистолет, Петипа выстрелил в него – и пробил тому челюсть. После этого покинуть Мадрид артиста заставили, по его словам, «происки посольства».

Так история испанского романа Петипа выглядит в его мемуарах. На деле же, как выяснили историки, всё обстояло несколько иначе. Мариус Петипа был приглашён самой маркизой Вильягарсиа в качестве преподавателя для дочери. Как это нередко случалось, между учителем танцев и юной особой вспыхнули чувства.

Узнав об этом, маркиза отказалась от уроков Петипа и закрыла ему путь в её дом. Более того, именно она предлагала ему крупную сумму за отъезд из Испании. Но тут влюблённый и вправду оказался неподкупен. После дуэли (где он на самом деле раздробил нижнюю челюсть земляку) Мариус и Кармен в скором времени вместе бежали из Испании.

Фото: H.-D. Falkenstein/globallookpress.com
Фото: H.-D. Falkenstein/globallookpress.com

Погоня и государственный скандал

По меркам Испании того времени Кармен считалась несовершеннолетней (по некоторым данным, ей на тот момент было 20 лет). В 2015 году в Национальном историческом архиве Испании была обнаружена копия письма 1847 года секретаря испанского посольства маркиза Беналуа министру внутренних дел Франции Дюшателю. Из документа становится ясно, что за парой сразу была организована погоня:

«Мадемуазель Кармен Мендоза и Кастро, дочь маркиза Вильягарсиа, покинула Мадрид 10 сего месяца без согласия родителей, чтобы следовать во Францию с сеньором Петипа, танцором. Пользуясь любезностью Вашего Превосходительства, прошу не отказать в отдаче всех необходимых распоряжений о тщательном розыске девицы Мендоза и Кастро и помещении её в надлежащие место до тех пор, как родители смогут забрать её.
Мне передают, что сеньор Петипа путешествует под вымышленным именем и что он 14 сего месяца должен был выехать из Байонны в Париж, где его видели 23 числа на платформе железной дороги из Руана».

Какое-то время пара скрывалась в деревне недалеко от Руана, но уже в марте 1847 года их обнаружила полиция. Девушку отправили в Испанию к родителям, а Петипа, которому с тех пор дорога в Мадрид была закрыта, принялся устраивать свою жизнь в Париже.

Фото: Wilfried Glienke/globallookpress.com
Фото: Wilfried Glienke/globallookpress.com

Знакомство с Россией и первая юная супруга

В том же 1847 году Мариус Петипа был приглашён в Россию. Впрочем, некоторые историки заявляют, что и здесь всё было не совсем так: петербургская дирекция Императорских театров искала нового танцовщика-премьера и приглашала младшего брата Мариуса Жана Петипа. По другой версии, в Петербурге ждали его старшего брата Люсьена, который уже был состоявшимся премьером.

Однако разорённый после побега из Испании Мариус «подсуетился», приехав в Россию не в начале театрального сезона, а уже в мае. Явился в дирекцию и был зачислен в труппу – якобы там не стали разбираться, что именно за Петипа прибыл по зову. Сам же Мариус рассчитывать на приглашение не мог – на тот момент он был только пантомимным артистом.

Как бы то ни было, вскоре он дебютировал на сцене Петербургского Большого театра, после чего долгие десятилетия работал в Петербурге, сначала в качестве танцора и педагога, а позже в качестве балетмейстера. Должность главного балетмейстера он занимал долгие 34 года.

Холостым одарённый танцор и будущий балетмейстер прожил в Петербурге не слишком долго. Через семь лет, в 1854 году он женился на Марии Суровщиковой – талантливой балерине, которой на тот момент только исполнилось 18 лет. Случилось это вскоре после того, как Суровщикова выпустилась из Петербургского театрального училища и была принята в труппу императорского Петербургского театра, где трудился и Петипа.

«В 1854 году я сочетался браком с девицей Марией Суровщиковой, грациознейшей особой, которую сравнить можно было с самой Венерой», – рассказывал через много десятилетий балетмейстер в своих мемуарах.
 Мария Петипа, 1900 год/ Фотография из архива Мариинского театра
Мария Петипа, 1900 год/ Фотография из архива Мариинского театра

Дочь фараона, любимица публики и жена Петипа

Мария Суровщикова быстро взлетела на Олимп петербургского балета, став одной из двух балетных икон того времени. Вся публика Петербурга была расколота на два лагеря: одна половина рукоплескала Суровщиковой-Петипа, вторая – чуть более молодой танцовщице Марфе Муравьёвой.

Мариус Петипа любил подчёркивать: для карьеры супруги он сделал всё. И в его первом серьёзном спектакле «Дочь фараона», над которым он работал как балетмейстер, Суровщикова танцевала главную партию.

Позже историки также раскололись на два лагеря: одни утверждали, что Мария была весьма посредственной балериной, тянувшей мужа вниз в профессиональном плане, другие же уверенно заявляли, что именно она была локомотивом в их творческом союзе.

Бесспорно, Суровщикова не была идеальной ремесленницей – по отзывам современников, она нередко вносила в классические схемы танца собственные «новшества».

«Её маленькие ножки совершают много ошибок, а её проворные гибкие руки изгибаются грациозно, вопреки правилам грамматики», – говорил о ней французский критик Фьерентино.
Мария Петипа и Сергей Легат в балете «Дочь фараона»/ Хореограф Мариус Петипа, 1862 год
Мария Петипа и Сергей Легат в балете «Дочь фараона»/ Хореограф Мариус Петипа, 1862 год

Вторая жена и «приятный семейный очаг»

Петипа и Суровщикова прожили вместе 15 лет, но, по словам самого Петипа, брак этот не был счастливым: супруги обладали слишком разными характерами. К тому же, обе звезды балета не гнушались интрижками на стороне. Своему мужу Мария родила двух детей: Марию (которая позже также стала выдающейся балериной) и Ивана. Но, по слухам, позже она родила двух сыновей от Великого князя Грузинского и ещё одного сына – от Великого князя Черногории.

Сам Петипа писал в своих мемуарах, что с первой супругой он никак не мог ужиться из-за несходства характеров. К концу совместной жизни ссоры стали переходить в рукоприкладство, и Мария даже обращалась в полицию. В 1869 году она уехала за границу, навсегда оставив мужа.

Но грустил балетмейстер недолго. В скором времени он сошёлся со своей будущей второй женой – юной Любовью Савицкой. На тот момент ей было 19 лет. Официально они заключили брак в 1982 году, однако уже в 1974 Люба родила Мариусу первого ребёнка – дочку Надежду. Всего Савицкая подарила супругу шестерых детей, в том числе дочек Надежду, Любовь, Веру и Евгению и сыновей Виктора и Мария.

Всё дело в том, что с Суровщиковой Петипа не разводился до самой её смерти. Потому трое первых детей Петипа и Савицкой были рождены вне брака. Но это ничуть не помешало семейному счастью балетмейстера и балерины. В отличие от Суровщиковой, Люба легко променяла сцену на семейное счастье. Как рассказывал в своих воспоминаниях сам Петипа, только с Савицкой он впервые узнал, что такое семейное счастье и «приятный семейный очаг».

Любовь Леонидовна Петипа, Мариус Петипа/ Общественное достояние
Любовь Леонидовна Петипа, Мариус Петипа/ Общественное достояние

Многодетный заботливый отец, дед и прадед актёров и режиссёров

Интересно, что первый ребёнок появился у Мариуса Петипа задолго до первого брака. Уже в 1850 году первенца французскому танцовщику родила немка Тереза Бурден. По одним источникам, Тереза была актрисой, по другим – владелицей швейной мастерской.

Первенца Мариуса Петипа назвали в честь отца. К чести танцовщика стоит сказать, что обо всех своих детях, рождённых как в браке, так и вне его, он очень заботился. Старший сын великого балетмейстера Мариус Мариусович Петипа стал широко известным драматическим актёром.

Интересно, что и у Мариуса Петипа-младшего родился внебрачный сын Николай Радин (от бывшей крепостной крестьянки Марии Казанковой), который окончил юридический факультет Петербургского университета, а позже тоже стал известным актёром и режиссёром. Николай Радин даже играл в немом кино – на его счету два десятка фильмов начала XX века.

Но вернёмся к звёздному дедушке. Одни историки утверждают, что всего у него было девять детей, другие называют число «десять». Помимо знатных дам, актрис и балерин великий балетмейстер увлекался и дамами простых профессий. Так, долгое время он жил с одной из работниц театра, которая также родила ему ребёнка – девочку Таню.

К воспитанию каждого ребёнка Мариус Петипа подходил по-особому. Отдавать дочерей в казённое училище он не хотел – всем девочкам он преподавал хореографию сам. В его доме даже имелась сцена, где выступали любимые дочки и сыновья. Некоторые из его дочерей оставили мемуары, в которых признавались, что вечно увлечённый и деятельный отец-трудоголик любил их всем сердцем – как и балет, как и саму жизнь.

Культура ИсторияИскусствоТеатрыМариинский театрСкандалы
Новости партнеров